Проведение аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения работы является раскрытие сущности и методов проведения аудиторской проверки основных средств.
Аудит учетной политики проводится для выявления соответствия избранной учетной политики характеру и условиям деятельности организации, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам.
В ходе аудиторской проверки необходимо установить качество состояния внутреннего контроля предприятия, выявить наиболее уязвимые места в системе учета основных средств.

Работа содержит 1 файл

Маслыков И.Д. гр.Э-01-08- Курсовая Аудит основных средств.doc

— 338.50 Кб (Скачать)

     Введение 

     Актуальность  внешнего и внутреннего профессионального  аудита означает создание условий, обеспечивающих экономическую устойчивость, гарантии собственникам сохранности их вложений, предоставление информации о реальном положении дел предприятия. По этому одним из важных элементов проверки является аудит основных средств.

     К целям аудита относятся:

     - подтверждение достоверности финансовой  отчетности;

     - определение полноты и реальности  приведенных в отчете данных;

     - определение степени соответствия  действующему законодательству;

     - определение соответствия требованиям  предъявляемых к ведению бухгалтерского  учета. 

     Объектами аудиторской проверки являются: бухгалтерская отчетность на предприятии.

     Предметом исследования является учет основных средств на предприятия.

     Целью выполнения работы является раскрытие  сущности и методов проведения аудиторской  проверки основных средств.

     Аудит учетной политики проводится для  выявления соответствия избранной  учетной политики характеру и  условиям деятельности организации, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам.

     В ходе аудиторской проверки необходимо установить качество состояния внутреннего  контроля предприятия, выявить наиболее уязвимые места в системе учета  основных средств.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи

  • сформировать методику аудита
  • выявить соответствие учетной политики и первичных документов действующему законодательству
  • провести аудит операций с основными средствами
  • составить план программу аудита
  • раскрыть методику оценку эффективности внутреннего контроля,
  • охарактеризовать процедуры аудита основных средств

     Исходными данными для выполнения курсовой работы является информация, содержащаяся в учредительных документах, учетных  регистрах, первичных документах. При написании курсовой работы была использована законодательная и нормативная документация, учебные пособия, справочные издания, публикации из журналов «Бухгалтерский учет», «Финансовый директор».

 

      Глава 1. Планирование аудита

     1.1. Цели, задачи и источники аудита основных средств

 

     Цель  аудита основных средств – составить  обоснованное мнение о достоверности  и полноте информации об основных средствах, отраженной в финансовой отчетности проверяемой организации  и пояснениях к ней.

     Аудит проводится в соответствии с Законом об аудиторской деятельности и Федеральным стандартом аудита № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности».

     К задачам аудита можно отнести:

  • проверка учетной политики организации
  • проверка эффективности внутреннего контроля
  • составить программу аудита

           Нормативная база, используемая для организации проверок, подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя нормативная база - соответствующие законы, положения, методологические материалы по учёту и отчётности, налогообложению и аудиторские правила (стандарты). Данные нормативные акты необходимы аудитору, чтобы выявить соответствие ведения бухгалтерского учёта и составления отчётности, проведения анализа, составления заключения. При наличии у аудитора или в аудиторской фирме современных персональных ЭВМ можно использовать различные информационно-справочные системы: «Гарант», «Консультант» и др., значительно облегчающие работу аудитора, ускоряющие процесс проведения проверок, повышающие их качество. В условиях рыночного труда можно применять вспомогательные таблицы, справочники. Внизу перечислены основные нормативные документы при аудите основных средств:

  1. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ 6/01, утвержденное Приказом Минфина РФ от 24.12.2010 № 186н,
  2. Гражданский кодекс РФ. Части 1 и 2.
  3. План счетов бухгалтерского учета и финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению.
  4. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.10.2003г.
  5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ в редакции от 25.10.2010 №132н.

     Внутренняя  нормативная база - это учётная  политика, различные методические и  инструкционные материалы по организации учёта на конкретном предприятии. Они подлежат анализу и сопоставлению с действующей методологией.

     На  первом этапе аудита необходимо проверить  соответствие учетной политики действующему законодательству.

     Под учетной политикой организации  понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

     Экспертиза  учетной политики, как правило, должна предшествовать всем остальным этапам аудиторской проверки. Учетная политика формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем.

     Цель  аудита учетной политики – составить  мнение о соответствии учетной политики в области учета основных средств нормам действующего законодательства и провести оценку достоверности бухгалтерской отчетности организации исходя из требований, указанных в ПБУ 1/2008 «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации»».

     В процессе проведения аудиторской проверки аудиторы должны убедиться в наличии и правильности оформления первичных документов, обоснованности записей в регистрах бухгалтерского учета, выполнении выбранных вариантов по отдельным положениям учетной политики (например, в части методов амортизации основных средств).

     Аудит учетной политики проводился в соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности», ФЗ «О бухгалтерском учете», ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

     Аудит учетной политики необходимо проводить  таким образом, чтобы получить достаточную  уверенность в том, что учетная политика не содержит значительных несоответствий, противоречащих законодательству Российской Федерации и в полной мере отображает полную и достоверную информацию по учету основных средств. 

     Таблица 1

                                     Анализ учетной политики                            

Элемент учетной политики Ответ Примечания
да нет
1.Порядок  проведения инвентаризации     В обязательном порядке при обнаружении фактов хищения или порчи имущества, авариях и стихийных бедствиях
2.Порядок отнесения предметов к основным средствам      
3.Способ  начисления амортизации:

- линейный

- способ  уменьшаемого остатка

- по  сумме чисел лет срока полезного  использования

- пропорционально  объему продукции

 
 
 
   
4.Проведение  ремонта ОС      
5.Переоценка  ОС      
6.Порядок  определения первоначальной стоимости     Изменение первоначальной стоимости объектов ОС допускается  в случаях их достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, их переоценки
7.Определение  срока полезного использования      
8.Порядок  выбытия ОС      
9.Контроль  за сохранностью ОС      
10. Оценка ОС, стоимость которых  при приобретении выражена в  иностранной валюте     Производится  в рублях путем пересчета суммы  в иностранной валюте по курсу  ЦБ РФ, действующего на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету
 

     Примером  отклонений при анализе учетной  политики, с точки зрения полноты отражения информации для проведения аудита по объекту основные средства, могут являться следующие показатели:

     1. Не отражен порядок отнесения  затрат при проведении ремонта основных средств;

     2. Не отражен контроль за сохранностью ОС и т.п.

     Если  по результатам проверки не выявлены, какие либо значительные отклонения от действующего законодательства, то можно сделать вывод, что избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователями бухгалтерской отчетности по объекту основные средства раскрыты правильно, т.е. соответствуют действующему законодательству РФ. 

     1.2 Оценка системы внутреннего контроля 

     Для разработки эффективного подхода к  аудиту основных средств на стадии планирования производится предварительная  оценка система внутреннего контроля, которая подтверждается или корректируется в ходе аудита. Процедуры тестирования заключаются в оценке системы внутреннего контроля, которая состоит из среды контроля (отношение руководства к системе контроля, к созданию условий контроля), средств контроля и системы бухгалтерского учета.

     При оценке системы внутреннего контроля аудитор должен:

     - проверить наличие и действие  распорядительных документов, закрепляющих  способы ведения учета операций, связанных с движением основных  средств;

     - осуществить экспертизу порядка  документального оформления фактов  хозяйственной деятельности, изучить утвержденные графики и схемы документооборота;

     - провести анализ соответствия  применяемой формы учета;

     - проверить наличие регистров  налогового учета;

     - установить, соблюдается ли установленный  порядок подготовки и представления  внутренней бухгалтерской отчетности, обобщить информацию о составе, масштабах и характере операций в проверяемом периоде.

     Для оценки надежности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля можно применить тестирование. 

     Таблица 2

     Тест  внутреннего контроля по объекту  ОС

Содержание Ответы Примечание
Да Нет
1. Имеется  ли приказ о создании постоянно  действующей комиссии по списанию  основных средств      Отражено в  учетной политике
2. Определены  ли сроки проведения инвентаризации  основных средств в учетной  политике     В обязательном порядке при смене материально-ответственных лиц, обнаружения фактов хищения или порчи имущества, авариях и стихийных бедствиях
3. Проведена  ли инвентаризация в установленные  сроки       
4. Когда  была последняя инвентаризация     Октябрь 2007 года
5. Отражены ли результаты инвентаризации в учете      
6. Проводилась  ли переоценка ОС      В отчетном году не производилась
7. Фиксируется  ли в учетных регистрах место  размещения и эксплуатации основных  средств      
8. Имеются ли приказы о назначении  лиц, ответственных за сохранность основных средств в местах эксплуатации      
9. Заключены  ли договоры о полной материальной  ответственности с лицами, ответственными  за сохранность ОС      
10. Использует  ли организация унифицированные  формы первичных документов      Все хозяйственные операции оформляются оправдательными документами, являющимися первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет
11. Разработан  ли график документооборота по  учету основных средств     В приказе об учетной политике предусмотрено
12. Осуществляет  ли главный бухгалтер контроль  за соблюдением графика документооборота     Требования  главного бухгалтера по документальному  оформлению хозяйственных операций и предоставлению их в бухгалтерию  являются обязательными для всех работников – отражено в учетной политике
13. Застрахованы  ли объекты ОС     Договоры страхования  заключены, страховые платежи уплачены
14. Произведена  ли классификация основных средств     ОС классифицированы по месту использования
15. Разработан  ли кодификатор основных средств      
16. Имеются  ли инвентарные карточки на  бумажном носителе      Аналитический учет ОС ведется вручную на бумажных носителях 
17. Сверяются  ли данные аналитического учета  с регистрами синтетического  учета      При составлении  квартальной и годовой отчетности
18. Использует  ли организация арендованные  объекты ОС      
19. Выбраны  ли варианты начисления амортизации  основных средств     Используется  линейный способ
20. Имеются  ли ОС, по которым применяются  особые условия начисления амортизации или ее прекращения:

- с истекшими  нормативными сроками эксплуатации;

- по которым амортизация не начисляется;

- по  которым применяются понижающие  коэффициенты;

- находящимся на консервации;

- по  которым начисление амортизации  приостановлено;

- по  которым применяется ускоренная амортизация;

- непроизводственного назначения;

- используемые по договору аренды;

- переданные организацией в аренду

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
21. Выбран  ли вариант учета затрат на  ремонт объектов основных средств      
22. Есть  ли в бухгалтерии действующие  нормативные документы (все ли), определяющие правила ведения  учета ОС.     Отдел пользуется разработанными на предприятии методическими  рекомендациями
23. Были  ли случаи безвозмездного поступления  или передачи ОС      
24. Были  ли товарообменные операции с  участием ОС      
25. Осуществляет  ли организация строительство  основных средств      
26. Производились  ли в отчетном периоде затраты  на модернизацию или реконструкцию  ОС      

Информация о работе Проведение аудита