Проведение аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения работы является раскрытие сущности и методов проведения аудиторской проверки основных средств.
Аудит учетной политики проводится для выявления соответствия избранной учетной политики характеру и условиям деятельности организации, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам.
В ходе аудиторской проверки необходимо установить качество состояния внутреннего контроля предприятия, выявить наиболее уязвимые места в системе учета основных средств.

Работа содержит 1 файл

Маслыков И.Д. гр.Э-01-08- Курсовая Аудит основных средств.doc

— 338.50 Кб (Скачать)
 

     При проведении внутреннего контроля примером выявленных отклонений могут быть:

  • Не предусмотрен порядок переоценки ОС;
  • Не имеются приказы о назначении лиц, ответственных за сохранность основных средств в местах эксплуатации;
  • Отсутствуют договоры о полной материальной ответственности с лицами, ответственными за сохранность основных средств;
  • Не выбран вариант учета затрат на ремонт объектов основных средств.

     При этом необходимо учитывать возможные  недостатки внутреннего контроля, что может повлиять на эффективность системы внутреннего контроля и необходимо устранить выявленные нарушения.

     При оценке внутреннего контроля неоходимо убедиться в том, что мы можем опереться на существующие средства контроля и проводить аудит предприятия менее детально и более выборочно.

     Отбор объектов основных средств для проведения проверки осуществлялся по следующим признакам:

     - максимальная стоимость ОС

     - различные амортизационные группы

     - поступления в исследуемом периоде

     - выбытия в исследуемом периоде.

     - арендуемые основные средства

     - основные средства, находящиеся на ремонте в исследуемом периоде

     1.3 Программа аудиторской проверки 

     Для проведения аудиторской проверки организации  учета основных средств на предприятии, используя результаты оценки внутреннего контроля и учетной политики предприятия, в части, касающейся учета основных средств, составляется рабочий документ аудитора: аудиторская программа проведения аудита основных средств.  

     Таблица 3

                                          Программа аудита                                   

Перечень проверяемых  процедур и вопросов Рабочие документы Примечание
1 2 3 4
1 Аудит наличия  и сохранности основных фондов
1.1 Получение полного  списка ОС (с указанием количества и стоимости), сверка полученных данных с данными картотеки ОС, остатков ведомости по сч.01«Основные средства», на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства», на счете 01 Главной книги, оборотной ведомости, бухгалтерского баланса (с учетом износа) Справка о наличии  ОС (инвентарная опись ОС по местам их эксплуатации), договоры аренды, ФОС  –6, ведомость по счету 01, главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, бухгалтерский баланс. Сальдо должны совпадать
1.2 Ознакомление  с инвентарным составом ОС Инвентарная опись  ОС по подразделениям, договоры аренды Выявить наличие  арендованных ОС, ОС сданных в аренду
1.3 Выборка объектов ОС по данным инвентарной описи по подразделениям Инвентарная опись  ОС по подразделениям, договоры аренды По ОС арендованным и сданным в аренду – применяется  сплошная проверка
1.4 Ознакомление  с порядком ведения картотеки  ОС и инвентарных списков по конкретным МОЛ ФОС-6, ФОС-9, инвентарные  списки, приказы о назначении МОЛ Формальная  проверка
1.5. Проверка физического  наличия ОС: осмотр объектов ОС   Наблюдения  аудитора при посещении мест стоянки, ремонта, хранения и мест работы ОС
1.6 Проверка правильности отнесения предметов к основным средствам  Учетная политика, ФОС-6, ФОС-9  
1.7 Проверка правильности классификации ОС ФОС-6, ФОС-9  
1.8 Проверка правильности оформления прав собственности на объекты ОС Договоры аренды, купли-продажи ОС, свидетельства о регистрации транспортных средств в ГИБДД, органах Гостехнадзора  
1.9 Проверка первичной  учетной документации по поступлению, перемещению и выбытию ОС Акты приема – передачи, технический паспорт  и др.  
1.10 Правильность  оценки и переоценки основных средств ФОС-1, ФОС-6, счет –фактуры, накладные и т.д.  
1.11 Проверка обеспечения  сохранности основных средств: проверка результатов инвентаризации сличительная  ведомость решения руководства  по итогам проведения инвентаризации  
2 Аудит поступления  основных средств
2.1 Получение списка (с указанием количества и стоимости) приобретенных объектов основных средств, сверить полученные показатели с  данными оборотов по счету 01, главной книги, оборотно-сальдовой ведомости Ведомость наличия и движения ОС, главная книга, оборотно-сальдовая ведомость по счету «01» Суммы оборотов по счетам должны совпадать с данными  полученного списка
2.2 Проверка физического  наличия вновь приобретенных  объектов ОС   при посещении  аудитором мест стоянки, ремонта и эксплуатации ОС
2.3 Проверка создания комиссии по приемке основных фондов Приказы, распоряжения  
2.4 Проверка оформления первичных учетных документов ФОС-1, ФОС-6, ФОС-9 Наличие, заполнение реквизитов, установление источников приобретения ОС
2.5. Проверка документов по поступлению ОС Договоры купли-продажи, поставки, счет - фактуры, расходные накладные, платежные поручения и др. Проверка наличия, оформление договоров, счет-фактур, накладных и др.
2.6. Проверка правильности формирования первоначальной стоимости основных средств на счетах синтетического учета Регистры бухгалтерского учета по счетам: 01, 08 Проверяется обоснованность и правомерность включения расходов в первоначальную стоимость, а так  же отражение всех затрат на счетах учета ОС и правильность принятия ОС в эксплуатацию.
2.7. Проверка надлежащего  отражения первоначальной стоимости  в актах приемки-передачи ОС, инвентарных  карточках ОС Акты-приемки  передачи (ФОС-1), инвентарные карточки (ФОС-6), ведомость по счету 01,08 Данные ведомости по счету 01 должны совпадать с первоначальной стоимостью объекта ОС в ФОС-1
2.8. Анализ расчета  и возмещения НДС по поступлению  ОС Договоры купли-продажи, счет - фактуры, журналы-ордера и ведомости  по счетам 08, 01, 19, 68, 76  
3 Проверка  операций по выбытию ОС
3.1 Формирование  списка ОС, выбывших в течение отчетного периода, сверка полученных данных с данными по кредиту счета 01, дебету счета 02, и данными счетов, на которых отражено списание ОС Ведомость наличия  и движения основных фондов в разрезе видов, главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, учетные регистры по счетам 01,02, 19,91, 79, 99  
3.2 Проверка правильности оформления списания ОС в первичной учетной документации Приказы, распоряжения, акты приемки-передачи (ФОС-1), инвентарные  карточки (ФОС-6), ФОС-9  
3.3 Проверка отражения  на счетах бухгалтерского учета Учетные регистры по счетам 01,02,19,91,79,99 Полнота и правильность списания первоначальной стоимости  и суммы износа со счетов их учета, правильность определения финансового  результата
4 Проверка  правильности начисления износа
4.1. Получение ведомости  начисления износа Ведомость износа ОС по видам   
4.2. Получение перечня  объектов ОС, по которым применяются  особые условия начисления амортизации  или ее прекращения Договоры аренды, ведомость полностью изношенных основных средств Получить перечни ОС с истекшими нормативными сроками эксплуатации, ОС переданные организацией в аренду
4.3. Определение перечня  проверяемых основных средств Ведомость износа ОС по видам   
4.4. Проверка правильности начисления износа Ведомость начисления износа Проверка по выбранным объектам детальная
4.5. Сверка данных по ведомости для начисления износа с данными первичных учетных  документов ФОС-6, Ведомость  износа ОС Все ли объекты  ОС приняты в расчет; первоначальная стоимость ОС, норма амортизации, дата поступления ОС
4.6.  Сверка данных  аналитического учета начисления  износа с данными синтетического  учета Ведомость начисления износа, ведомость по сч. 02 Суммы должны совпадать 
4.7. Правильность отнесения АО на соответствующие счета затрат Ведомость по счету 02, 20, 26 и др.  
5 Аудит арендованных ОС и ОС, сданных в аренду
5.1. Проверка отнесения  аренды основных средств к текущей или долгосрочной Договоры аренды Условия предоставления, срок аренды имущества
5.2. Проверка порядка  приемки на учет арендованных ОС Договоры аренды, приемо-сдаточные акты Наличие и правильность оформления
5.3. Проверка учета  таких ОС на предприятии Счет 001 При долгосрочной аренде и при текущей – на 001.
5.4. Проверка учета арендной платы, др. затрат по использованию имущества арендованных ОС и ОС сданных в аренду договоры аренды, счет- фактуры, платежные документы, Ведомости по счетам 20, 60, 76, 91 Соответствие  договору и проверить правильность отражения в учете арендной платы, затрат на ремонт (капитальный и текущий)
6 Аудит восстановления ОС
  Проверка и  оценка порядка учета затрат на ремонт ОС и отражение этих сумм на соответствующих  счетах Учетная политика, приказы, сметы, отчеты  
 

     В соответствии с основными задачами аудита ОС можно выделить следующие направления аудиторской проверки основных средств:

     - Аудит наличия и сохранности  основных средств 

     - Аудит поступления основных средств 

     - Аудит выбытия ОС 

     - Аудит правильности начисления  износа 

     - Аудит восстановления основных средств  
 
 
 

     Глава 2. Проведение аудита 

     2.1 Методика проведения  аудита 

     Целью аудиторской проверки операций с  основными средствами является установление достоверности во всех существенных отношениях отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций по приобретению, эксплуатации и выбытию объектов основных средств, а также формирование мнения о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в части отражения указанных операций.

     Изучению  подлежат следующие регистры синтетического и аналитического учета:

     Главная книга; Журналы- ордера: № 13 (по кредиту  счетов 01 «основные средства», 03 «Доходные  вложения в материальные ценности»); № 10 (по кредиту счетов 02 «Амортизация основных средств», 07 «Оборудование  к установке», 08 «Вложения во необоротные активы»); № 16 (по кредиту счетов 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во необоротные активы»);

     Ведомость учет затрат по капитальным вложениям;

     Ведомость аналитического учета основных средств.

     Применение  регистров зависит от выбранной и зафиксированной в приказе по учетной политике формы ведения бухгалтерского учета. При проведении аудита основных средств могут быть использованы следующие аудиторские процедуры, представленные в таблице 4.

                         пппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппп                                                                             

     Таблица 4

     Аудиторские процедуры в отношении учета объектов основных средств

Содержание  процедуры Используемые  документы Выводы аудитора
Проверка  соблюдения положений учетной политики в отношении объектов основных средств Учетная политика, регистры учета, первичные документы Применяемые методы в области учета основных средств соответствуют положениям учетной политики
Проверка  соответствия отчетных показателей (форм №1 и №5) соответствующим показателям  в Главной книге, регистрам синтетического и аналитического учета Квартальный, полугодовой  и годовой балансы, форма №5, приложение к балансу, формы основных средств Отчетные показатели соответствуют учетным данным регистров  синтетического и аналитического учета
Проверка  правильности определения первоначальной стоимости основных средств Акты приемки- передачи, счета-фактуры, накладные Первоначальная  стоимость основных средств соответствует  составу данной стоимости в ПБУ 6/01
Проверка  источников поступления основных средств Накладные, счета-фактуры Источники поступления  соответствуют источникам в счетах-фактурах
Проверка  правильности оформления приобретенных  основных средств Акты приемки- передачи, акты оприходования основных средств Поступающие основные средства в соответствии с нормативными актами оформляются актами приемки-передачи
Проверка  правильности выделения налога на добавленную стоимость при приобретении основных средств Нормативные документ, счета-фактуры, данные по счетам 19 и 68 Налог на добавленную  стоимость в финансовых документах выделяется отдельной строкой
Проверка  правильности оформления документов при различных вариантах поступления основных средств Нормативные документы, акты, учредительный договор Проверка учетных  регистров показала отсутствие документов, составляемых при поступлении основных средств от различных источников
 

     При анализе первичных документов по движению основных средств желательно рассматривать каждый документ в индивидуальном порядке на предмет правомерности принятия его к бухгалтерскому учету. 

     2.2 Аудит поступления и наличия основных средств

     При проверке операций по поступлению основных средств следует установить целесообразность их строительства или приобретения, своевременность и правильность документального оформления, а также реальности их оценки.

     Прием к бухгалтерскому учету приобретенных  объектов основных средств, осуществляется на основании документов поставщиков (товарных накладных, счетов-фактур).

     Поступление объектов основных средств, внесенных  в счёт вклада в Уставный капитал отражен в бухгалтерском учете следующей схемой записей

     Таблица 5

     Поступление объектов основных средств, внесенных в счёт вклада

     в Уставный капитал

Наименование  операции Сумма, руб. Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Учтен полученный в качестве вклада в Уставный капитал сверлильный станок по согласованной стоимости   08/4 75/1
Принят к учету станок (форма № ОС-1)   01 08/4
 

     При приобретении объекта основного  средства по договору купли-продажи и передаче его на склад предприятием оформляется «Акт о приеме (поступлении) оборудования, унифицированной формы № ОС-14, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств». Хозяйственные операции по учету поступления основных средств отражены бухгалтерскими записями

     Таблица 6

     Учет  приобретения основных средств

Наименование  операции Сумма, руб. Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Оприходован автопогрузчик HELI CPCD 25 согласно накладной №1152 от 30.08.2009 г.   08/4 60/1
Учтен НДС, уплаченный поставщику основного  средства, выделенный в счете-фактуре №4452 от 25.08.2009 г.   19/1 60/1
 Автопогрузчик  HELI CPCD 25 принят к учету (акт приемки-передачи №12 от 30.09.2009 г.)   01 08/4
Произведен  налоговый вычет по НДС на основании счета-фактуры   68/2 19/1
Произведена оплата поставщику основного средства на основании платежного поручения   60/1 51
 

     Полноту и своевременность оприходования  основных средств устанавливают  путем сопоставления даты оприходования средств по счету 01 с датами, указанными в первичных документах на их поступление, а также соответствующих сумм. Несвоевременное оприходование влечет за собой недоначисление износа,  что приводит к искажению остаточной стоимости, себестоимости продукции и финансовых результатов деятельности организации. Отдельно проверяются операции по оприходованию основных средств в виде вкладов в уставный капитал.

     Основными источниками информации об основных средствах служат первичные документы: договор купли-продажи, акты приема-передачи в эксплуатацию основных средств, накладные на внутреннее перемещение, при выбытии объектов составляются акты о ликвидации основных средств и др.

     Таблица 7

     Основные  источники информации о наличии основных средств

Наименование  проверяемого документа Дата (период) составления  документа Номер документа Сумма с учетом НДС, руб.
договор      
товарная  накладная      
счет-фактура      
платежное поручение      
Акт приема-передачи      
 

     На  основании актов формы ОС-1 устанавливают  источники получения основных средств (Дт 01): в качестве вклада в уставный капитал (Кт 75-1), безвозмездное получение от юридических и физических лиц (Кт 98), приобретение за плату или на бартерной основе в порядке капитальных вложений (Кт 08).

     Затем проверяют порядок отражения  указанных операций на счетах бухгалтерского учёта. Основные средства, полученные безвозмездно, предприятие принимает на увеличение добавочного капитала, и на их стоимость увеличивается налогооблагаемая прибыль. Аудитор должен ознакомиться с расчётами величины налогооблагаемой прибыли и убедиться в том, что безвозмездно полученное имущество включено для целей налогообложения в налогооблагаемую прибыль..

     По  основным средствам, приобретённым  за плату, на бартерной основе, в  порядке строительства, реконструкции или технического перевооружения, предприятие должно одновременно при расширенном воспроизводстве отразить источник их финансирования - чистую прибыль, нераспределённую прибыль прошлых лет, фонд накопления.

Информация о работе Проведение аудита