Проблемы становления управленческого учета в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы исследовать проблемы становления управленческого учета в России.
На основании поставленной цели были сформулированы следующие основные задачи:
1. Выявление сущности, целей и задач управленческого учета.
2. Рассмотреть правовые основы управленческого учета в России.
3. Рассмотреть историю развития управленческого учета.
4. Рассмотреть проблемы становления управленческого учета в РФ.

Работа содержит 1 файл

курсовая по уу.docx

— 64.15 Кб (Скачать)

     Организация управленческого учета должна обеспечивать распределение общих задач, стоящих  перед управленческим аппаратом  предприятия, между всеми уровнями управления таким образом, чтобы  каждый менеджер нес свою долю ответственности  за решение определенной части указанных  задач; одновременно учетная система  должна обеспечивать сопряженность  и взаимосвязь различных информационных потоков как основу для взаимодействия всех функций управления.

     Рассмотрим  основные функции управленческого  учета на предприятии, работающем в  условиях рыночной экономики.

     1. Формирование достоверной и оперативной информации о внутрихозяйственных процессах и результатах деятельности и представление этой информации руководству предприятия путем составления внутренней управленческой отчетности.

     Финансово-хозяйственная  деятельность предприятия в рамках управленческого учета находит  отражение в отчетности, формируемой  по структурным подразделениям, центрам  ответственности, видам или группам  продукции, статьям бюджета. Кроме  того, составляется отчетность в целом  по предприятию с обобщением результатов  работы предприятия за определенный отчетный период.

     Конкретное  содержание, формы и виды внутренней управленческой отчетности зависят  от организационной структуры предприятия, видов производственных процессов, целевой направленности и других факторов.

     2. Стратегическое и тактическое планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

     Планирование  может быть как долгосрочным (стратегическим), так и краткосрочным (тактическим). Долгосрочное планирование рассматривает  деятельность предприятия на период от трех-пяти лет и более. В его  рамках разрабатывается стратегия  развития предприятия на перспективу: возможные объекты капиталовложений, увеличение производственных мощностей, завоевание рынков сбыта и т.д. Управленческий учет представляет информацию для принятия решений на долгосрочную перспективу  по таким вопросам: какие виды продукции  более выгодны для производства и продажи, как строить ценовую  политику, какова предполагаемая рентабельность капиталовложений в тот или иной объект (рациональность инвестиций) и  др.

     Краткосрочное планирование (сроком до одного года) предполагает разработку бюджетов и смет в целом  по предприятию, а также в разрезе  его структурных подразделений  с разбивкой по кварталам, месяцам, дням. В рамках управленческого учета  устанавливается процедура формирования бюджетов, координируется разработка краткосрочных планов всеми подразделениями предприятия.

     3. Формирование целевых потоков информации, направленных на решение конкретных задач управления.

     Вся информация, необходимая для управления, должна быть систематизирована по определенным признакам. Помимо общих направлений  сбора и интерпретации информации в управленческом учете необходимо также формировать целевые потоки информации, собранной и систематизированной  по конкретным управленческим решениям. Так, например, при выработке управленческого  решения по производству того или  иного продукта собирается информация о возможных затратах на производство и реализацию – полных и переменных, спросе на данный продукт на рынке, средних ценах на необходимые  сырье и материалы, суммах покрытия на единицу изделия и т.д.

     4. Контроль за наличием и эффективностью использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

     Менеджеры любого предприятия при выработке  стратегии и политики управления руководствуются данными учета  издержек, отражающего использование  предприятием всех видов ресурсов в  процессе деятельности. В связи с  этим затраты являются одним из основных объектов управленческого учета. Особое внимание системы управленческого  учета направлено на отражение динамики поведения затрат различных ресурсов в зависимости от таких факторов, как увеличение или уменьшение объемов  сбыта, изменение ассортимента продукции  и др. Кроме того, большое внимание уделяется учету затрат по центрам  ответственности.

     В целях осуществления контроля за использованием всех видов ресурсов предприятия производится оперативный  анализ деятельности каждого центра ответственности, на основе которого выявляются «узкие» места в производстве и реализации. Полученная информация предоставляется линейным менеджерам для принятия своевременных управленческих решений.

     5. Выявление, анализ отклонений от установленных норм, стандартов и смет и корректировка управляющих воздействий на ход производства и реализации продукции.

     В управленческом учете большое внимание уделяется учету отклонений фактических  показателей работы от плановых или  нормативных. При этом используется метод факторного анализа, т.е. разделение всех возникших отклонений по причинам, вызвавшим их появление.

     Планы предприятия не всегда являются строго заданным эталоном деятельности. При  отклонении фактических результатов  от намеченных они могут уточняться либо пересматриваться, если предварительный  анализ показывает недостижимость каких-то показателей. Данный способ управления называется управлением по отклонениям. После уточнения показателей  принимаются меры корректирующего  действия по приведению фактических  результатов в соответствие с  запланированными. Таким образом  обеспечивается динамичность и гибкость управленческого процесса.

     6. Измерение и оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом и в разрезе структурных подразделений, выявление степени рентабельности отдельных видов продукции, секторов и сегментов рынка.

     Методы  калькулирования себестоимости  продукции и определения финансового  результата зависят от вида и отраслевой принадлежности предприятия, технологии производства и других факторов. Известно, что финансовый результат деятельности предприятия складывается из различных  составляющих: доходов от производства и реализации продукции, сдачи имущества  в аренду, продажи неиспользуемых хозяйственных средств, процентов  по вкладам в ценные бумаги других предприятий и организаций и  т.д. Так, в случае, когда предприятие  выпускает несколько видов продукции, положительный результат от производства и продажи одной продукции  может затушевываться убытком от другой. Это же касается и деятельности подразделений предприятия.

     7. Формирование информации, служащей средством внутренней коммуникационной связи между уровнями управления и структурными подразделениями предприятия.

     С помощью информации, формируемой  в управленческом учете, а также  разработки бюджетов и смет для разных уровней управления производится четкая координация действий менеджеров по систематизации задач, стоящих перед  предприятием, и достижению конечных целей предпринимательства.

     8. Выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятия.

     Управленческий  учет предприятия ориентирован в  первую очередь на будущее. Его целью  является формирование информации, которая  позволила бы принимать управленческие решения, обеспечивающие не только получение  высоких результатов в отчетном периоде, но и стабильное развитие предприятия  в будущем. Таким образом, необходима разработка мероприятий по повышению  эффективности финансово-хозяйственной  деятельности предприятия как с  точки зрения более рационального  использования ресурсов, так и  в части расширения рынков сбыта, освоения новых производств и  т.д. Для информационного обеспечения  и оценки эффекта от данных мероприятий  в управленческом учете используется ряд методов. Так, широко используемый в управленческом учете анализ «затраты-объем-прибыль» дает возможность проследить взаимосвязь между такими характеристиками, как затраты, объем и прибыль, т.е. определить влияние, которое оказывают изменения в затратах, цене товара, объеме его производства и номенклатуре выпускаемых товаров на величину получаемой от реализации товаров прибыли, а также для оценки изменения одного из этих факторов или нескольких факторов вместе. 

    1. Правовые  основы управленческого учета.
 

     Поскольку вопросы формирования системы управленческого  учета находятся исключительно  в ведении руководства предприятия, данная сфера не может быть предметом  государственного регулирования.

     Становление системы управленческого учета  и анализа - один из ключевых компонентов  совершенствования системы корпоративного управления на российских предприятиях. В рамках задачи по совершенствованию  системы Минэкономразвития России провело анализ международного опыта, а также опрос российских предприятий  по проблемам внедрения управленческого  учета. Опрос проходил в рамках совместного  проекта Минэкономразвития России и ТАСИС.

     Согласно  результатам, большинство крупных  и средних компаний применяют  те или иные элементы системы управленческого  учета в своей практике. Крупные  российские предприятия уже сейчас проводят работы по внедрению комплексных  систем управленческого учета и  анализа, осуществляя самостоятельную  разработку с использованием международного опыта.

     В связи с этим основным направлением работы Министерства Экономического развития РФ в сфере управленческого учета должно стать методологическое содействие предприятиям в становлении компонентов управленческого учета, а также в формировании квалифицированной "прослойки" профессионалов в области управленческого учета.[5]

     Экспертно-консультативным  Советом по вопросам управленческого  учета при Минэкономразвития  России были разработаны девять проектов рекомендаций по управленческому учету, которые призваны дать дополнительный импульс внедрению в России наиболее эффективных инструментов управления.

     Методические  рекомендации по организации и ведению  управленческого учета разработаны с целью оказания помощи руководителям организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности по проведению мероприятий, направленных на формирование полной, оперативной и достоверной информационной и аналитической базы принятия обоснованных управленческих решений, а также для осуществления оперативного контроля за эффективностью использования ресурсов организации, и носят рекомендательный характер.

     Настоящие методические рекомендации включают следующие  разделы:

     - цели и задачи управленческого  учета;

     - основы управленческой отчетности.

     В приложение к настоящим рекомендациям  вынесены:

     - основные различия между финансовым  и управленческим учетом;

     - глоссарий управленческого учета;

     - примерные формы управленческой отчетности.[13]

     Формирование  единой методологической базы управленческого  учета для применения на российских предприятиях должно быть тесно увязано  с общими процессами совершенствования  корпоративного управления и вовлекать  в себя представителей (менеджмент) предприятий, а также профессиональное сообщество (экономистов, специалистов в области финансов, бухгалтерского, налогового учета).

     Основными задачами деятельности Минэкономразвития в сфере развития управленческого учета являются:

     1. Расширение круга предприятий,  использующих в своей деятельности  лучшие механизмы управленческого  учета для принятия управленческих  решений, стимулирование применения  лучшего опыта зарубежных стран  по развитию систем финансового  менеджмента и управленческого  учета в российских условиях;

     2. Формирование методологической  основы управленческого учета;  разработка на основе российского  и зарубежного опыта методических  рекомендаций по организации и ведению управленческого учета на предприятиях;

     3. Ознакомление управленческого звена,  собственников предприятий с  важностью ведения управленческого  учета; разъяснение пользователям,  разработчикам и другим заинтересованным  сторонам важности управленческого  учета;

     4. Содействие формированию профессии  в области управленческого учета,  разъяснение пользователям, оказание  поддержки созданию и развитию  института, объединяющего профессионалов  в области управленческого учета.[13]

     Анализ  зарубежного опыта в области  развития управленческого учета  показывает, что основная роль в  процессе регулирования данной деятельности отводится саморегулируемым профессиональным организациям. Поэтому одной из задач  Министерства может стать подготовка условий для формирования независимой  профессиональной организации и  передача ей функций координатора деятельности по совершенствованию методологической базы управленческого учета, обеспечению  высокого профессионального уровня специалистов, разработке образовательных  программ и обеспечения обмена профессиональной информацией в области управленческого  учета и анализа.  

Информация о работе Проблемы становления управленческого учета в России