Проблемы перехода России на МСФО

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Цель написания работы – раскрыть понятие МСФО и определить проблемы перехода России на МСФО.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие МСФО;
провести сравнительный анализ международных и российских стандартов;
определить цель перехода на МСФО России;
выявить проблемы перехода России на МСФО.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 328.00 Кб (Скачать)

         Сложившийся в настоящее время фактически в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и закрепленный в проекте закона второй уровень документов представляет собой ПБУ — Положения по бухгалтерскому учету. Положения по бухгалтерскому учету создаются, как известно, согласно Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283. Текст Положений по бухгалтерскому учету и других нормативных документов по бухгалтерскому учету, очень часто оставляет желать лучшего. Это касается определения понятий, выбора терминологии, конкретных формулировок, обеспечения взаимодействия, преемственности и взаимосвязи между собой. Вопрос о целях и задачах реформы бухгалтерского учета является предметом постоянных острых дискуссий в профессиональном сообществе, как на страницах печати, так и среди участников многочисленных конференций, симпозиумов и конгрессов. Относительно направленности процесса реформирования бухгалтерского учета в России следует сказать, что в настоящее время существует два подхода. Другими словами, нужно просто применять МСФО в качестве национальных стандартов. Тогда будет обеспечено полное соответствие ПБУ и МСФО. Однако, практически ни одна страна мира, применяющая в своем законодательстве МСФО, и характеризующаяся часто более развитыми и цивилизованными рыночными отношениями, чем Россия, так не поступает. Второй подход заключается, как это и было запланировано в начале процесса реформирования, в построении системы российских национальных стандартов по бухгалтерскому учету.

Задача, стоящая  перед российским законодательством  значительно сложнее: обеспечить взвешенную, разумную гармонизацию основных положений, принципов МСФО, действующего в Российской Федерации гражданского законодательства и отечественных исторических и культурных традиций. То есть, по сути дела речь идет не о переходе на Международные стандарты финансовой отчетности, а о создании национальных стандартов, отвечающих одновременно требованиям факторов, перечисленных выше.

Что касается разработки положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), проведенный анализ свидетельствует о наличии существенных расхождений между ними и международными стандартами финансовой отчетности. Тем не менее, принятие четырнадцати ПБУ внесло существенные изменения в российскую систему бухгалтерского учета. Многие из указанных нормативных актов вызвали существенные трудности у практикующих бухгалтеров и аудиторов, как в части общего понимания, так и в части практического применения. Особенно это касается новых понятий (условные факты хозяйственной деятельности, события после отчетной даты, информация по сегментам, информация об аффилированных лицах), заимствованных из международных стандартов.

Таким образом, очевидно, что не только (и не столько) несоответствие МСФО и российских ПБУ создает практические проблемы российским предприятиям в процессе ведения учета и составления отчетности. Сложности связаны, в том числе, с новизной рассматриваемых понятий и отсутствием ясных рекомендаций по практическому применению новых ПБУ. Отсюда можно сделать вывод о необходимости широкой разъяснительной работы по применению новых ПБУ с тем, чтобы предприятия понимали цели и содержание новых актов и были в состоянии их применять на практике.

В настоящее  время законодательство по бухгалтерскому учету не определяет требования к содержанию различных нормативных актов по бухгалтерскому учету и формально не устанавливает их иерархии: все документы обязательны для применения организациями, о чем прямо сказано в тексте закона. Российские положения по бухгалтерскому учету распространяются, как правило, на организации, являющиеся по законодательству юридическими лицами (за исключением кредитных и бюджетных организаций). В некоторых случаях разрешается их неприменение малыми предприятиями.

         Таким образом, представление отчетности в соответствии с МСФО необходимо в случае наличия у нее заинтересованного пользователя, и, следовательно, представлять отчетность в соответствии с Международными стандартами должны в первую очередь, предприятия, публикующие финансовую отчетность. Система государственного нормативного регулирования бухгалтерского учета в России охватывает все предприятия (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений). Следовательно, по своей направленности Международные стандарты финансовой отчетности устанавливают требования для гораздо более узкого круга предприятий, как правило, это «передовые» предприятия, ценные бумаги, которых обращаются на рынке. Данный факт нельзя не учитывать при разработке национальных стандартов по бухгалтерскому учету, которые обязательны для применения всеми российскими организациями.

         В силу того, что система МСФО создавалась «несистемно», что многие вопросы бухгалтерского учета и отчетности в ней отсутствуют, что созданные стандарты постоянно актуализируются, пересматриваются, то есть также совершенствуются, у российской бухгалтерской науки есть возможность решения интересной методологической задачи: построить концепцию национальных Положений по бухгалтерскому учету, их стройную классификацию. Все эти задачи требуют большего времени, чем отведено программой реформирования на разработку ПБУ. Но, на мой взгляд, одно другому не мешает. Методологическую работу по формированию системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России должна проводить аккредитованная при Министерстве финансов РФ профессиональная организация бухгалтеров и аудиторов. Она же должна осуществлять и координацию научных исследований в области методологии бухгалтерского учета.[15]

Таблицу сравнения  МСФО и ПБУ смотреть в ПРИЛОЖЕНИИ 3. 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         В результате проведенного анализа можно заключить, что данные отчетности, составленной по российским правилам, по-прежнему существенно отличается от финансовой информации, подготовленной в соответствии с МСФО. В основе таких отличий - разное понимание ряда основополагающих элементов постановки и ведения бухгалтерского учета. Это касается, в первую очередь, адресной направленности отчетности, объяснения достоверности, трактовки активов/имущества, применения метода начислений, требований осмотрительности, приоритета содержания перед формой и рациональности, а также возможности профессиональных суждений (оценок) при подготовке отчетности. Конкретным проявлением приведенных отличий становятся различия в порядке оценки, признания и отражения в отчетности отдельных видов активов, пассивов и операций: разный порядок формирования отчетных показателей об основных средствах, НИОКР, договорах аренды, условных обязательствах, событиях после отчетной даты, прекращенной деятельности и т.д.

МСФО приобретают  все большее применение и признание  во всем мире. Сотни компаний, в основном транснациональные корпорации и международные финансовые организации, заявляют о приведении своей финансовой отчетности в соответствии МСФО. В ближайшее время максимально использовать международные стандарты финансовой отчетности в бухгалтерском учете России, по всей вероятности невозможно, но стремиться к этому надо. В конечном итоге внедрение международных стандартов финансовой отчетности в России приведет к резкому совершенствованию и реформированию действующей системы бухгалтерского учета на всех уровнях его организации.

Внедрение МСФО не подразумевает одномоментного изменения  всей системы учета и отчетности в России. Переход к использованию международных стандартов, несомненно, должен быть постепенным и целенаправленным процессом. Смысл такого процесса заключается в том, чтобы недостатки и несоответствия отечественной системы бухгалтерского учета устранялись последовательно в соответствии с запросами рыночной экономики без нарушения целостности этой системы. Невозможность быстрого перехода на МСФО обусловлена необходимостью предварительного осуществления большого числа мероприятий, делающих такой переход реальным. В частности, потребуются коррективы в законодательстве, прежде всего гражданском и налоговом, а также пересмотр практически всей нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности.

Можно сделать  вывод, что в настоящее время  формируются различия в методологии бухгалтерского учета, с одной стороны, и в методологии составления финансовой отчетности, с другой стороны. Эти различия и приводят к изменению национальных стандартов, в настоящее время в них отдельно прослеживается информация, касающаяся непосредственно ведения бухгалтерского учета, и отдельно - составления финансовой отчетности.

Недостаточный уровень квалификации российского  финансового персонала в области  МСФО также затрудняет их внедрение  в российскую практику формирования финансовой отчетности.

В России в настоящее время недостаточно число специалистов, профессионально владеющих знаниями в области МСФО. В основном владеет такими знаниями и практическим опытом персонал большой аудиторской четверки, который в плановом порядке обучается и сдает экзамены в рамках аттестации на международный диплом АССА.

Сохраняющийся приоритет норм Налогового кодекса  Российской Федерации над положениями  российских ПБУ, касающихся составления  финансовой отчетности, ориентирует  российский бухгалтерский учет на требования налоговых органов, что остается одним из главных препятствий на пути реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности при переходе на МСФО.

Отсутствие методических разработок по применению МСФО в России - проблема, связанная с недостатками самих международных стандартов, которые носят обобщенный, концептуальный характер. Кроме того, отсутствуют методические разработки по применению отдельных МСБУ (IAS) и МСФО (IFRS) . Это направление требует в ближайшее время активных усилий Министерства финансов России, Института профессиональных бухгалтеров России и других объединений бухгалтеров и аудиторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. А. Муравьева директор по аудиту ЗАО «Арни», член АССА статья: Переход на Международные стандарты финансовой отчетности и проблемы кредитования Финансовая газета №2 (578), январь 2003г.
  2. Агеева О. А. Требования к формированию отчетности по МСФО//Бухгалтерский учет. - №14. – 2006.
  3. Бухгалтерский учет. В.Я. Кожинов. - М.: Издательство “Экзамен”, 2006
  4. Вахрушина М. А. Международные стандарты финансовой отчетности. – М.: Изд-во: Вузовский учебник , 2007 г.
  5. Л.З. Шнейдман статья: Как пользоваться международными стандартам финансовой отчетности
  6. Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности – учебное пособие О.В. Рожнова издательство – Экзамен М-2003г.
  7. Международные и российский стандарты бухгалтерского учета (Аудиторская фирма ЦБА)- второе издание под редакцией С.А. Николаевой издательство- «Аналитика-Пресс» М-2001г.
  8. Мощенко Н.П. “Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности” - М.: Издательство “Экзамен”, 2005.
  9. Международные стандарты финансовой отчетности. - М.: Аскери, 2006
  10. Палий В.Ф. “Международные стандарты учета и финансовой отчетности” - М.: РИОР, 2007

    Интернет-ресурсы

  1. www.iask.uk.org
  2. www.konsultant.ru
  3. www.wikipedia.ru
  4. www.snezhana.ru
  5. www.msfo.ru

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         

ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Международные стандарты финансовой отчетности (по состоянию на 1 апреля 2006 г.)

Номер стандарта Название стандарта
МСБУ (IAS) 1 Представление финансовой отчетности
МСБУ (IAS) 2 Запасы
МСБУ (IAS) 7 Отчет о движении денежных средств
МСБУ (IAS) 8 Учетная политика, изменение учетных оценок и ошибки
МСБУ (IAS) 10 События после  отчетной даты
МБСУ (IAS) 11 Договоры подряда
МСБУ (IAS) 12 Налоги на прибыль
МСБУ (IAS) 14 Сегментная  отчетность
МСБУ (IAS) 16 Основные средства
МСБУ (IAS) 17 Аренда
МСБУ (IAS) 18 Выручка
МСБУ (IAS) 19 Вознаграждение  работникам
МСБУ (IAS) 20 Учет правительственных  субсидий и раскрытие информации о государственной помощи
МСБУ (IAS) 21 Влияние изменений  валютных курсов
МСБУ (IAS) 23 Затраты по займам
МСБУ (IAS) 24 Раскрытие информации о связанных сторонах
МСБУ (IAS) 26 Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения
 МСБУ (IAS) 27 Сводная отчетность
 МСБУ (IAS) 28 Учет инвестиций в ассоциированный компании
 МСБУ (IAS) 29 Финансовая  отчетность в условиях гиперинфляции
МСБУ  (IAS) 30 Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и  аналогичных финансовых институтов
 МСБУ (IAS) 31 Финансовая  отчетность об участии в совместной деятельности
 МСБУ (IAS) 32 Финансовые  инструменты: раскрытие и представление информации
 МСБУ (IAS) 33 Прибыль на акцию
 МСБУ (IAS) 34 Промежуточная финансовая отчетность
МСБУ (IAS) 36 Обесценивание активов
 МСБУ (IAS) 37 Резервы, условные обязательства и условные активы
МСБУ  (IAS) 38 Нематериальные активы
МСБУ  (IAS) 39 Финансовые  инструменты: признание и оценка
МСБУ  (IAS) 40 Инвестиционная  недвижимость
МСБУ  (IAS) 41 Сельское хозяйство
МСФО (IFRS) 1 Первое применение международных стандартов финансовой отчетности
МСФО (IFRS) 2 Выплаты акциями
МСФО (IFRS) 3 Объединение компаний
МСФО (IFRS) 4 Договоры страхования
МСФО (IFRS) 5 Долгосрочные  активы, удерживаемые для продажи, и  представление информации по прекращаемой деятельности
МСФО (IFRS) 6 Разведка и  оценка минеральных ресурсов
МСФО (IFRS) 7 Финансовые  инструменты – раскрытие информации

Информация о работе Проблемы перехода России на МСФО