Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:16, курсовая работа
Цель написания работы – раскрыть понятие МСФО и определить проблемы перехода России на МСФО.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие МСФО;
провести сравнительный анализ международных и российских стандартов;
определить цель перехода на МСФО России;
выявить проблемы перехода России на МСФО.
Целью МСБУ (IAS) 1 является обеспечение базы для представления финансовой отчетности, сопоставимой как с собственной финансовой отчетностью компании за предшествующие периоды, так и с финансовой отчетностью других компаний. Для достижения этой цели стандартом устанавливаются требования к структуре и минимальному набору показателей финансовых отчетов.[2]
Положения МСБУ (IAS) 1 относятся ко всей финансовой отчетности, представляемой в соответствии с МСФО и действуют в равной степени для всех организаций, независимо от того, должны ли они составлять консолидированную или индивидуальную финансовую отчетность.
Комплект финансовой отчетности включает:
МСБУ (IAS) 1 предусматривает раскрытие информации по определенным статьям непосредственно в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках, отчете об изменениях капитала, а также по другим статьям — или непосредственно в составе вышеуказанных отчетов, или в примечаниях.
Непосредственно в составе бухгалтерского баланса, подготовленного согласно требованиям МСФО, должны быть представлены как минимум следующие статьи:
МСБУ (IAS) 2 "Запасы" регламентирует представление в финансовой отчетности, составленной в соответствии с требованиями МСФО, информации о запасах.
Традиционно существуют два подхода к оценке запасов:
Первый способ оценки дает наиболее достоверную оценку валового дохода компании, но искажает оценку активов в балансе, второй позволяет более точно оценить активы в балансе, однако искажает оценку себестоимости продаж.
Согласно требованиям МСБУ (IAS) 2 запасы оцениваются по наименьшей из двух величин: себестоимости и возможной чистой стоимости продажи. Правило наименьшей оценки активов основано на принципе осмотрительности (консерватизме) . Такой подход повышает значимость баланса для кредиторов.
В МСБУ (IAS) 2 используются следующие основные определения понятий, которые не были приведены в предыдущих разделах.
Запасы (inventory) - это активы, которые:
В соответствии с МСБУ (IAS) 2 запасы классифицируются как:
Запасы компании, предоставляющей услуги, могут находиться в составе незавершенного производства.
МСБУ (IAS) 2 не распространяется на такие активы, как:
Стоимость запасов, списываемых в производство, следует оценивать на основе одного из двух методов:
Метод ЛИФО (LIFO: last-in, last-out cost) запрещен к применению МСБУ (IAS) 2.
Согласно методу ФИФО запасы, закупленные первыми, будут проданы первыми. Соответственно в балансе запасы будут отражены по последним закупкам, которые в условиях инфляции могут быть дороже.
Согласно методу средневзвешенной стоимости средневзвешенная стоимость рассчитывается исходя из стоимости запасов на начало отчетного периода, а также всех единиц запасов, которые были приобретены (или произведены) в течение отчетного периода.
Отражение запасов и международной финансовой отчетности регулируется МСБУ (IAS) 2 "Запасы", в российской финансовой отчетности — ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", их сравнение позволяет выделить ряд различий при учете материально-производственных запасов.
Основное различие касается оценки запасов. ПБУ 5/01 предписывает оценивать материально-производственные запасы по фактической себестоимости. А в конце отчетного периода материально-производственные запасы должны переоцениваться таким образом: "Материально-производственные запасы, которые морально устарели, полностью пли частично потеряли свое первоначальное качество либо текущая рыночная стоимость, стоимость продажи которых снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом реи-рва под снижение стоимости материальных ценностей". Данное требование не разъясняет, как должны оцениваться запасы, цена возможной реализации которых в одном отчетном периоде была ниже фактической себестоимости, а в следующем отчетном периоде выросла выше фактической себестоимости.
МСБУ (IAS) 2 предусматривает оценку запасов по наименьшей из двух величин: себестоимости и возможной чистой цене продаж. При этом в соответствии с МСБУ (IAS) 2 возможная цена продаж рассчитывается за вычетом расходов на продажу, что не предусмотрено ПБУ 5/01.
МСБУ (IAS) 8"Учетная политика, изменение учетных оценок и ошибки".
Финансовые отчеты должны быть сравнимы между собой, обеспечивать полезной информацией пользователей, которых интересует не только текущее финансовое состояние компании, денежные потоки, движение капитала и результаты хозяйственной деятельности за текущий период, но и общие тенденции изменения финансовых показателей. Для создания возможности оценки показателей финансовой отчетности в динамике компания должна последовательно применять одни и те же принципы и правила учета и составления финансовой отчетности и четко описывать в пояснительной записке к ней любое отклонение от установленных учетной политикой правил.
Каждый финансовый отчет представляет собой результат выбора определенных принципов и методов учета из всего их спектра, допустимого стандартами. Компания выбирает ту или иную учетную политику, исходя из специфики бизнеса и экономической реальности. Со временем меняются ожидания и цели компании, а также совершенствуются и методики и стандарты учета и финансовой отчетности, что приводит к необходимости внесения изменений в учетную политику компаний.
Учет и отражение в финансовой отчетности изменений в применяемой учетной политике являются одними из ключевых вопросов в МСФО. Это связано с тем, что анализ финансовой отчетности основан на сравнимости и соответствии показателей различных периодом, а любое изменение в учетной политике приводит к несоответствию в финансовых отчетах и к искажению результатов анализа. Поэтому прежде чем принять решение об изменении принципов учета, необходимо взвесить и оценить эффект, который окажут эти изменения на сопоставимость показателей финансовой отчетности.
МСБУ (IAS) 8 посвящен вопросам учета всех основных изменений в финансовой отчетности — принципов, оценок, стандарт также определяет порядок корректировки ошибок, допущенных при формировании финансовой отчетности. Целью стандарта является гармонизации учета изменений учетной политики, бухгалтерских оценок и правил исправления ошибок с точки зрения сопоставимости финансовой отчетности компании за различные периоды, а также финансовой отчетности разных компаний.
При подготовке финансовой отчетности предполагается, что однажды принятые учетные принципы не изменяются и однотипные события учитываются одинаковыми методами. Следовательно, компания должна иметь серьезные основания для изменения учетной политики. МСБУ (IAS) 8 устанавливает критерии выбора и изменения учетной политики, а также определяет требования по раскрытию информации о влиянии учетных оценок и ошибок на отчетные данные. Требования же по раскрытию информации об учетной политике установлены МСБУ (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности".
МСБУ (IAS) 8 охватывает:
1.4. Принципы подготовки
и составления финансовой отчетности
Основой перехода на международные стандарты финансовой отчетности служит документ, принятый Правлением СМСФО в 1989 г., — "Принципы подготовки и составления финансовой отчетности" (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements).
Принципы не являются стандартом и не содержат обязательных требований и рекомендаций, это основная философия международного учета. Все определения, данные в Принципах, повторяются в конкретных стандартах, но в детализированном виде и в контексте тематики, которой посвящен соответствующий стандарт. Если какие-либо вопросы не регламентируются стандартом, то для ответа на эти вопросы применяются Принципы. Однако в случае противоречий положений стандартов и Принципов применяются положения стандарта.
В Принципах сформулирована цель финансовой отчетности, рассмотрены качественные характеристики, определяющие полезность информации финансовой отчетности, приведены определения, правила признания и методы оценки элементов, составляющих финансовую отчетность, даны понятия капитала и поддержания капитала.
Принципы охватывают всю финансовую отчетность, включая консолидированную. Отчетность представляется как минимум ежегодно и ориентирована на потребности широкого круга пользователей. Некоторые пользователи могут получать помимо финансовой отчетности и дополнительную информацию. Однако в основном пользователям приходится полагаться на отчетность как источник финансовой информации. Составление отчетных форм представляет собой часть процесса по подготовке и представлению финансовой отчетности. Полный комплект финансовой отчетности, как правило, включает: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала и примечания, а также прочую отчетность, пояснительные записки и материалы, являющиеся неотъемлемой частью финансовой отчетности. Принципы применимы к финансовой отчетности всех коммерческих, промышленных и торговых компаний государственного или частного сектора.
Согласно Принципам целью формирования финансовой отчетности является обеспечение пользователей отчетности качественной (уместной, надежной, понятной, сопоставимой) информацией о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании.
Финансовая отчетность показывает результаты деятельности аппарата управления компании. Т.е. пользователи, которые желают оценить уровень руководства, делают это в целях принятия решений о том, стоит ли удерживать или продавать, или увеличивать свои инвестиции, а также о том, стоит ли сохранить или заменить руководство.
Информацию, содержащуюся в публичной финансовой отчетности, использует широкий круг внутренних и внешних пользователей: менеджеры, собственники, инвесторы, кредиторы, поставщики, покупатели, государственные органы, в том числе налоговые органы.