Проблемы перехода России на МСФО

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Цель написания работы – раскрыть понятие МСФО и определить проблемы перехода России на МСФО.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие МСФО;
провести сравнительный анализ международных и российских стандартов;
определить цель перехода на МСФО России;
выявить проблемы перехода России на МСФО.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 328.00 Кб (Скачать)

Введение 

            В условиях интеграции национальных рынков в единое экономическое пространство особое значение придается вопросам унификации стандартов в различных областях деятельности компаний. Безусловно, существует стандарты и в области формирования финансовой отчетности. Одними из этих стандартов являются – МСФО или Международные стандарты финансовой отчетности.

Как на международном, так и на российском уровне актуальность внедрения МСФО определена, прежде всего, необходимостью использования  единого международного языка финансовой отчетности в большинстве стран мира.

В условиях высоких  инвестиционных рисков признание международных  стандартов финансовой отчетности в  России являлось бы важным шагом как  для привлечения иностранных  инвестиций, которые так необходимы для развития многих сфер деятельности, так и для совершенствования системы финансовой отчетности в России.

К сожалению, применение МСФО в российской практике на сегодняшний  день в большей мере декларируется, чем реально осуществляется. В  основном МСФО используют только российские компании с иностранными инвестициями по требованию своих иностранных собственников. Необходимо подчеркнуть, что приведение системы учёта в соответствии с международными стандартами не является только российской проблемой; процесс гармонизации и стандартизации системы бухучёта носит глобальный характер. Многие российские компании стремятся уже сейчас предоставлять финансовую отчётность в соответствии с МСФО для того, чтобы получать доступ к международным рынкам капитала, а также для того, чтобы иметь объективную оценку своего бизнеса. Тем не менее, очевидно, что работа по переходу на МСФО еще далека от своего завершения.                                                                           Таким образом, на современном этапе реформирование российского бухгалтерского учёта и отчётности – это одна из самых актуальных задач, неотъемлемая составляющая широкого комплекса экономических преобразований. Все это определяет актуальность данной работы.

Цель написания  работы – раскрыть понятие МСФО и определить проблемы перехода России на МСФО.

В соответствии с целью были поставлены следующие  задачи:

  • раскрыть понятие МСФО;
  • провести сравнительный анализ международных и российских стандартов;
  • определить цель перехода на МСФО России;
  • выявить проблемы перехода России на МСФО.

    Объектом исследования является ООО «Электро».                                     Предметом исследования является применение МСФО в российской практике.                                                                                                            При написании курсовой работы применялись следующие методы исследования:

  • анализ;
  • синтез;
  • индукция;
  • дедукция;
  • сравнение;
  • классификация;
  • специальные приемы метода бухгалтерского учета.

Научная новизна  работы состоит в теоретическом обосновании необходимости и проблем перехода России на МСФО.

1. Международные  стандарты финансовой отчетности (МСФО)

        1.1. Понятие международных стандартов 

            Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО; IFRS англ. International Financial Reporting Standards) — набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия.                                МСФО представляют собой учетную систему, функционирующую на международном уровне, и их особенностью является то, что они содержат одновременно и концептуальные основы составления отчетности, и собственно стандарты финансовой отчетности. Рекомендательный характер стандартов как нельзя более соответствует рыночной экономике: все предприятия, желающие установить международные экономические контакты, завладеть вниманием пользователей «без границ», прекрасно осознают необходимость составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО, и никаких директивных указаний здесь, в принципе, не требуется. Поскольку МСФО стали международным языком бухгалтеров и экономистов, то их знание становится условием сначала информационного, а потом и экономического общения (взаимодействия) на мировом уровне.

Чем ближе национальная система учета к МСФО, тем легче труд бухгалтеров по составлению отчетности в соответствии с МСФО. Разработка МСФО осуществляется независимыми специалистами высокого класса, координирующими свою работу с организациями и специалистами смежных областей, КМСУ (комитет по международным стандартам учета) оперативно реагируют на изменения в экономических процессах.[13]

МСФО, в отличие  от некоторых национальных правил составления  отчетности, представляют собой стандарты, основанные на принципах, а не на жестко прописанных правилах. Цель состоит в том, чтобы в любой практической ситуации составители могли следовать духу принципов, а не пытаться найти лазейки в четко прописанных правилах, которые позволили бы обойти какие-либо базовые положения. Среди принципов: принцип начисления (accrual basis), принцип непрерывности деятельности (going concern), осторожности (prudence), уместности (relevance) и ряд других. В настоящее время бухгалтерский учет и финансовая отчетность в России по методологии и практическому применению все более приближаются к общепринятым нормам в экономически развитых странах. Дальнейшее успешное продвижение в решении этой проблемы осуществляется путем сближения российской законодательной (договорной и налоговой) базы с международной и достижения конвертируемости рубля, а также идентификации учетной политики, принципов, приемов и плана счетов бухгалтерского учета.                                                                                     Анализ международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) позволяет отметить целый ряд отличий российской системы бухгалтерского учета и отчетности от обобщенной международной системы. Все стандарты носят рекомендательный характер и используются в разных странах по-разному. Чаще всего конкретная страна применяет традиционный национальный бухгалтерский учет, адаптированный к нескольким или большинству международных стандартов. [11]

Перечень международных  стандартов включает в себя следующие стандарты:

  • IFRS 1 Первое применение Международных стандартов финансовой отчётности (First Time Application of International Financial Reporting Standardts)
  • IFRS 2 Выплаты на основе долевых инструментов (Share-Based Payments)
  • IFRS 3 Объединения бизнеса (Business Combinations)
  • IFRS 4 Договоры страхования (Insurance Contracts)
  • IFRS 5 Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность (Non-current Assets Held for Sale and Discontinued Operations)
  • IFRS 6 Разведка и оценка запасов полезных ископаемых (Exploration for and Evaluation of Mineral Resources)
  • IFRS 7 Финансовые инструменты — раскрытия (Financial Instruments: Disclosures)
  • IFRS 8 Операционные сегменты (Operating segments)
  • IFRS 9 Финансовые инструменты (Financial Instruments)
  • IAS 1 Представление финансовой отчётности (Presentation of Financial Statement)
  • IAS 2 Запасы
  • IAS 7 Отчёты о движении денежных средств (Cash Flow Statements)
  • IAS 8 Учетная политика, изменения в расчётных бухгалтерских оценках и ошибки (Accounting Policies, Changes in Accouting Estimates and Errors)
  • IAS 10 События после отчётной даты (Events After the Balance Sheet Date)
  • IAS 11 Договоры на строительство (Construction Contracts)
  • IAS 12 Налоги на прибыль (Income Taxes)
  • IAS 16 Основные средства (Property, Plant and Equipment)
  • IAS 17 Аренда (Leases)
  • IAS 18 Выручка (Revenue)
  • IAS 19 Вознаграждения работникам (Employee Benefits)
  • IAS 20 Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи (Accounting for Goverments Grants and Disclosure of Goverment Assistance)
  • IAS 21 Влияние изменения валютных курсов (The Effects of Changing in Foreign Exange Rates)
  • IAS 23 Затраты по займам (Borrowing Costs)
  • IAS 24 Раскрытие информации о связанных сторонах (Related Party Disclosures)
  • IAS 26 Учет и отчётность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам) (Accounting and Reporting by Retirement Benefit Plans)
  • IAS 27 Консолидированная и отдельная финансовая отчётность (Consolidated and Separate Financial Statements)
  • IAS 28 Инвестиции в ассоциированные организации (Investments in Associates)
  • IAS 29 Финансовая отчётность в условиях гиперинфляции (Financial Reporting in Hyperinflationary Economies)
  • IAS 31 Участие в совместной деятельности (Financial Reporting of Interests in Joint Ventures)
  • IAS 32 Финансовые инструменты — представление информации (Financial Instruments: Presentation)
  • IAS 33 Прибыль на акцию (Earnings per Share)
  • IAS 34 Промежуточная финансовая отчётность (Interim Financial Reporting)
  • IAS 36 Обесценение активов (Impairment of Assets)
  • IAS 37 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы (Provisions, Contingent Liabilities and Contingent Assets)
  • IAS 38 Нематериальные активы (Intangible Assets)
  • IAS 39 Финансовые инструменты: признание и оценка (Finansial Instruments: Recognition and Measurement)
  • IAS 40 Инвестиционная недвижимость (Investment Property)
  • IAS 41 Сельское хозяйство (Agriculture)

Помимо стандартов, обязательными для применения являются толкования, раскрывающие тот или иной вопрос применения стандартов:

  • IFRIC 1 Изменения в обязательствах по демонтажу и ликвидации основных средств, восстановлению среды и иных аналогичных обязательствах (Changes in Existing Decommissioning, Restoration and Similar Liabilities)
  • IFRIC 2 Доли участия в кооперативах и подобные финансовые инструменты (Members' Shares in Co-operative Entities and Similar Instruments)
  • IFRIC 4 Определение наличия в сделке отношений аренды (Determining whether an Arrangement contains a Lease)
  • IFRIC 5 Права на доли, возникающие в связи с фондами вывода из эксплуатации, восстановления и экологической реабилитации (Rights to Interests arising from Decommissioning, Restoration and Environmental Rehabilitation Funds)
  • IFRIC 6 Обязательства, возникающие в связи с участием в специализированном рынке — отходы электротехнического и электронного оборудования (Liabilities arising from Participating in a Specific Market — Waste Electrical and Electronic Equipment)
  • IFRIC 7 Применение подхода, требующего пересчёта финансовой отчётности в соответствии с IAS 29 Финансовая отчётность в условиях гиперинфляции (Applying the Restatement Approach under IAS 29 Financial Reporting in Hyperinflationary Economies)
  • IFRIC 8 Сфера применения IFRS 2 (Scope of IFRS 2)
  • IFRIC 9 Ссылки на пересмотр результатов анализа встроенных производных инструментов (Reassessment of Embedded Derivatives)
  • IFRIC 10 Промежуточная финансовая отчётность и обесценение (Interim Financial Reporting and Impairment)
  • IFRIC 11 IFRS 2 — Операции с акциями группы и казначейскими акциями (IFRS 2 — Group and Treasury Share Transactions)
  • IFRIC 12 Договоры концессии по предоставлению услуг (Service Concession Arrangements)
  • IFRIC 13 Программы лояльности клиентов (Customer Loyalty Programmes)
  • IFRIC 14 IAS 19 — Предельная величина актива пенсионного плана с установленными выплатами, минимальные требования к финансированию и их взаимосвязь (IAS 19 — The Limit on a Defined Benefit Asset, Minimum Funding Requirements and their Interaction)
  • IFRIC 15 Договоры на строительство недвижимости (Agreements for the Construction of Real Estate)
  • IFRIC 16 Хеджирование чистой инвестиции в зарубежную деятельность (Hedges of a Net Investment in a Foreign Operation)
  • IFRIC 17 Распределения акционерам в неденежной форме (Distributions of Non-Cash Assets to Owners)
  • IFRIC 18 Получение активов от клиентов (Transfers of Assets from Customers)
  • SIC 7 Введение евро (Introduction of the Euro)
  • SIC 10 Государственная помощь: отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью (Government Assistance — No Specific Relation to Operating Activities)
  • SIC 12 Консолидация: организации специального назначения (Consolidation — Special Purpose Entities)
  • SIC 13 Совместно контролируемые организации: неденежные вклады со стороны предпринимателей (Jointly Controlled Entities — Non-Monetary Contributions by Venturers)
  • SIC 15 Операционная аренда. Стимулы (Operating Leases — Incentives)
  • SIC 21 Налоги на прибыль: возмещение переоценённой стоимости активов, не подлежащих амортизации (Income Taxes — Recovery of Revalued Non-Depreciable Assets)
  • SIC 25 Налоги на прибыль: изменения в налоговом статусе компании или её акционеров (Income Taxes — Changes in the Tax Status of an Entity of its Shareholders)
  • SIC 27 Оценка существа операций, облечённых в юридическую форму аренды (Evaluating the Substance of Transactions Involving the Legal Form of a Lease)
  • SIC 29 Договоры концессии по предоставлению услуг:Раскрытие информации (Service Concession Arrangements: Disclosures)
  • SIC 31 Выручка: бартерные операции, включающие рекламные услуги (Revenue — Barter Transactions Involving Advertising Services)
  • SIC 32 Нематериальные активы: затраты на Интернет-сайт (Intangible Assets — Web Site Costs)[4]
 
 
 
 
 
 

1.2. Общие международные  требования к качеству бухгалтерской  

               информации 

           Для того чтобы бухгалтерская информация могла быть использована не только на внутреннем российском рынке, но и на международном уровне, она должна отвечать следующим требованиям:

Понятность- информация должна быть понятной пользователям. В ней должны содержаться сведения о хозяйственной деятельности предприятия, его экономическом состоянии и принятой системе бухгалтерского учета. Информация по сложным, но важным вопросам не должна исключаться на основании того, что она может оказаться слишком сложной для восприятия и понимания некоторыми пользователями.

Уместность - информация считается уместной, если она оказывает помощь пользователям в оценке прошлых, настоящих и будущих событий, если она подтверждает и вносит коррективы в предыдущие оценки, а также влияет на принятие экономических решений. Информация о финансовом положении предприятия часто используется в качестве основы для прогнозирования будущих результатов, поэтому необычные и отклоняющиеся от нормы, а также нечасто встречающиеся статьи доходов и расходов целесообразно отражать отдельно.

Достоверность - чтобы быть пригодной, информация должна быть достоверной. В ней не должно быть материальных ошибок, способных повлиять на экономические решения пользователей.

Сопоставимость - пользователи должны быть в состоянии сравнивать финансовую отчетность предприятия через определенные промежутки времени, чтобы иметь возможность выявить тенденцию его экономического положения и развития. Поэтому следует строго придерживаться выбранной учетной политики. Однако оставлять неизменной учетную политику не следует в тех случаях, если существуют более уместные и более достоверные подходы и решения. При этом совершенно необходимо сообщать пользователям о причинах и целях проводимых изменений.[7] 
 

1.3. Требования к составу и представлению финансовой отчетности 

          

           МСБУ (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" развивает основные положения, закрепленные в Принципах. В этом стандарте более детально раскрываются основные формы финансовой отчетности, их назначение, содержание, порядок представления элементов в финансовой отчетности. В отличие от Принципов, где в основном раскрываются требования к качеству информации, МСБУ (IAS) 1 затрагивает вопросы формы и структуры представления финансовой отчетности.

Информация о работе Проблемы перехода России на МСФО