Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:16, курсовая работа
Цель написания работы – раскрыть понятие МСФО и определить проблемы перехода России на МСФО.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие МСФО;
провести сравнительный анализ международных и российских стандартов;
определить цель перехода на МСФО России;
выявить проблемы перехода России на МСФО.
Принципы определяют четыре качественные характеристики информации. Две из них (уместность и надежность) относятся к содержанию финансовой отчетности, две другие (понятность и сопоставимость) – к представлению финансовой отчетности. Уместность и надежность информации являются более важными характеристиками информации.[5]
Принципы определяют пять элементов финансовой отчетности:
Все перечисленные элементы финансовой отчетности должны соответствовать не только своим определениям, но и критериям их признания. Само признание представляет собой словесное описание элемента, его стоимостную оценку и включение его в финансовую отчетность.
В российском законодательстве большинство требований к качественным характеристикам информации раскрыты менее подробно, чем в МСФО. Кроме того, не все названные в российском законодательстве требования применяются на практике. Это связано с отсутствием механизма их применения и с особым менталитетом российских финансовых специалистов, ориентированных в первую очередь на наличие или отсутствие подтверждающих факты хозяйственной деятельности первичных документов и договоров, а не на экономическое содержание соответствующих сделок.
Структура требований к качественным характеристикам информации в российском законодательстве не соответствует МСФО - требования к качественным характеристикам информации не разделены на две группы: требования к содержанию; требования к представлению.
Помимо того, имеются некоторые различия в применяемой терминологии. В российских законодательных актах, регламентирующих учет и отчетность, не даны определения основных элементов финансовой отчетности: активов, обязательств и капитала. Трактовки элементов финансовой отчетности приведены в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике. Эти трактовки приближены к международным стандартам, однако они не согласуются с другими нормативными актами и, кроме того, отсутствует механизм их реализации на практике.
Согласно требованиям МСФО элементы отчетности признаются только в том случае, когда они соответствуют не только своему определению, но и двум критериям признания, т. е. существует вероятность того, что любая экономическая выгода, ассоциируемая с данным элементом, будет получена или утрачена компанией, а также элемент имеет стоимость или оценку, которая может быть надежно измерена. В российской Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике также указываются критерии признания активов и обязательств, однако трактовка признания капитала отсутствует. В целом критерии признания активов и обязательств в Концепции совпадают с требованиями МСФО. Однако они остаются продекларированными и на практике не применяются, поскольку ни в одном нормативном акте нет даже термина "признание элементов отчетности".
Перечень возможных методов оценки, устанавливаемых Концепцией, в основном совпадает с перечнем в МСФО, за исключением дисконтированной стоимости, определение которой в Концепции отсутствует.
Однако трактовка методов оценки элементов финансовой отчетности в Концепции, в отличие от МСФО, дается только для активов. О распространении этих методов оценки на обязательства в Концепции не сказано.
В российских нормативных актах содержатся различные способы оценки для конкретных статей баланса, а не элементов финансовой отчетности в целом. В МСФО во многих случаях допускается оценка статей финансовой отчетности на основании профессионального суждения бухгалтера с учетом особенностей компании, интересов пользователей и основополагающих принципов МСФО.
В российской практике
оценка любой статьи финансовой отчетности
производится строго в соответствии с
требованиями Федерального закона "О
бухгалтерском учете" № 129-ФЗ и национальных
стандартов (ПБУ). В настоящее время многие
из этих требований значительно приближены
к требованиям МСФО, тем не менее, еще существует
ряд немаловажных отличий.[10]
2.Основные
различия российских и
2.1. Экономика–организационная характеристика ООО «Электро»
ООО «Электро» располагается по адресу: Карачаево-Черкесская республика, Усть-Джегутинский район, г. Усть-Джегута. Оно было создано 24 марта 2004г. и является средним предприятием, занимается производством электроники, электронной техники и т.д. Производимая продукция: часы настольные, электронные, ручные, конденсаторы для телевизоров, магнитофонов и другой электронной техники.
Оборудования: станки
для намотки конденсаторов, печь для прессовки
конденсаторов, станки для облуживания
конденсаторов, станки для пайки, линия
для покраски, печи для сушки, маркировочный
станок, печь для облуживания плат, станки
для сборки часов.
Таким образом, ООО "Электро"
имеет необходимые
Предприятие при стабильном финансировании и проведения
планово-предупредительных, капитальных и текущих ремонтов способно
работать
автономно без крупных
2.2. Критерии
различия российских и
Основные различия между МСФО и российской системой учета связаны с исторически обусловленной разницей в конечных целях использования финансовой информации. Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, используется инвесторами, а также другими предприятиями и финансовыми институтами. Финансовая отчетность, которая ранее составлялась в соответствии с российской системой учета, использовалась органами государственного управления и статистики. Так как эти группы пользователей имели различные интересы и различные потребности в информации, принципы, лежащие в основе составления финансовой отчетности, развивались в различных направлениях.
Одним из принципов, являющихся обязательными в МСФО, но не всегда применяемых в российской системе учета, является приоритет содержания над формой представления финансовой информации. В соответствии с МСФО содержание операций или других событий не всегда соответствует тому, каким оно представляется на основании их юридической или отраженной в учете формы. В соответствии с российской системой учета операции как правило учитываются строго в соответствии с их юридической формой, а не отражают экономическую сущность операции. Примером, когда форма превалирует над содержанием в российской системе учета, является случай отсутствия надлежащей документации для списания основных средств, что не дает оснований для их списания несмотря на то, что руководству известно, что такие объекты более не существуют по указанной балансовой стоимости.
Вторым главным
принципом международных стандартов
учета, отличающим их от российской системы
учета, и ведущим к возникновению множественных
различий в финансовой отчетности, является
отражение затрат. Международные стандарты
учета предписывают следовать принципу
соответствия, согласно которому затраты
отражаются в периоде ожидаемого получения
дохода, в то время как в российской системе
учета затраты отражаются после выполнения
определенных требований в отношении
документации. Необходимость наличия
надлежащей документации зачастую не
позволяет российским предприятиям учесть
все операции, относящиеся к определенному
периоду. Эта разница приводит к различиям
в моменте учета этих операций.[7]
2.3. Сравнительная
таблица стандартов 16 с ПБУ 6/01
|
3.Необходимость перехода России на МСФО
3.1.
Цель перехода России на МСФО
Цель реформирования системы бухгалтерского учета определена в Постановлении Правительства РФ от 6 марта 1998 года № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» как «приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности». При структурировании международных стандартов для целей их изучения выделены следующие уровни:
• концептуальный;
• структурный;
• технологический.
Цель перехода на МСФО - повышение качества и информативности отчетности, которые являются актуальными для всех пользователей, и в первую очередь - для банков, оценивающих на ее основе финансовое положение заемщиков. Переход на МСФО планируется осуществить к 1 января 2005 года. В настоящее время уже сделаны некоторые шаги по сближению международной и российской системы учета и отчетности. Так, некоторые Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), относящиеся как к вопросам учета отдельных операций, так и раскрытия информации в финансовой отчетности, были приближены к МСФО. Например, введены требования о признании доходов и расходов в отчетном периоде, к которому они фактически относятся; внедрены некоторые понятия, являющиеся принципиально новыми для российской практики ведения учета и подготовки отчетности. Применение МСФО в качестве основного и единственного стандарта при подготовке отчетности позволило бы решить проблему качества информации.
Прежде всего,
хотелось бы обратить внимание на то, что
МСФО содержат универсальные правила
отражения в учете и раскрытия в отчетности
большинства операций, обязательных для
любых видов предприятий. Это не только
облегчает понимание отчетности всеми
участниками рынка, но делает возможной
подготовку информативной консолидированной
отчетности, что особенно актуально для
банков. Очевидно, что банку-кредитору
необходимо иметь адекватное представление
о финансовом положении групп связанных
заемщиков даже в том случае, если ими
являются отдельные предприятия из состава
групп.[1]
3.2.Проблемы соответствия Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ)
Международным стандартам