Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 14:00, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение проблемы современного российского управленческого учета методом сравнительного анализа.
В результате такого сравнительного анализа, можно сделать выводы о наметившихся тенденциях, обозначить круг нерешенных проблем и очередность по степени важности их решения, а также обозначить проблему - управленческий учет.
ВВЕДЕНИЕ . ………………………………………………2
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА I. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ В РОССИИ . 5
1.1. Управленческий учет и система учета в России 5
1.2. Законодательные основы . …………………….8
1.3. Учетная политика и управленческий учет . ………………….12
ГЛАВА II. АДАПТАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В РОССИИ. 17
2.1. Элементы западного управленческого учета в российской теории и практике 17
2.2. Адаптация и проблемы адаптации управленческого учета в России 23
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
П
В настоящее время в России формируется четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета [6].
1 - й уровень. Гражданский кодекс РФ. Части первая и вторая (приняты Госдумой 21 октября 1994 г. и 22 декабря 1995 г.);
Федеральный закон РФ от 14.06. 95 г. № 88 -ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации";
Федеральный закон РФ от 29. 12. 95 г. № 222 - ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства";
Закон
о бухгалтерском учете и
2-ой уровень - система национальных бухгалтерских стандартов - положений по бухгалтерскому учету.
Приказ Минфина РФ от 28 ноября 2001 г. N 96н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/01"
Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 (утв. приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. N 44Н)
Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утв. приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н)
Приказ Минфина РФ от 13 января 2000 г. N 5н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация об аффилированных лицах" ПБУ 11/2000" (с изм. и доп. от 30 марта 2001 г.)
Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.)
Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.)
Приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98" (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г.)
Приказ Минфина РФ от 25 ноября 1998 г. N 56н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" (ПБУ 7/98)"
Положение по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01 (утв. приказом Минфина РФ от 2 августа 2001 г. N 60н)
Приказ Минфина РФ от 16 октября 2000 г. N 91н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000".
Приказ Минфина РФ от 16 октября 2000 г. N 92н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000"
Приказ Минфина РФ от 27 января 2000 г. N 11н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" ПБУ 12/2000"
Приказ Минфина РФ от 10 января 2000 г. N 2н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000"
Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99"
Приказ Минфина РФ от 20 декабря 1994 г. N 167 "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" (ПБУ 2/94) [5].
3 - й уровень - различного рода методические указания, рекомендации, в основном Минфина РФ, в том числе учитывающие и отраслевую специфику.
Например:
организаций и указаниях по их заполнению в 1996 году" (с изменениями от 23 января 2001 г.) (приказ Минфина от 27 марта 1996 г . № 31);
4 - й уровень - внутренние рабочие документы предприятия.
Разработка нормативных актов четвертого уровня входит в компетенцию руководства организации. А значит, имея в виду, что система западного управленческого учета - это в основном система внутреннего учета на предприятии, которая регламентируется внутренними по отношению к предприятию нормативными документами, можно подчеркнуть, что такая возможность у российских предприятий есть. Основное условие - содержание рабочих документов предприятия не должно противоречить нормативным актам более высокого уровня.
Кроме того, в п. 3 раздела 1 "Общие положения" Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации говорится "Организация осуществляющая постановку бухгалтерского учета, самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы исходя из вида организации и конкретных условий хозяйствования;
определяет в установленном порядке форму и методы бухгалтерского учета, а также технологию обработки учетной информации;
разрабатывает
систему
формирует в установленном порядке свою учетную политику по другим вопросам ".
Аналогичный
пункт содержался и в Положении
о бухгалтерском учете и
1.3. Учетная политика и управленческий учет
Методические аспекты нормативных актов по бухгалтерскому учету связаны в основном с обеспечением выполнения задач, соблюдением основных принципов и правил.
Одной из главных задач бухгалтерского учета является "...формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности организации, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, финансовыми органами, банками и иными заинтересованными организациями и лицами..." (п.2 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации). В разделе 2 "Основные правила ведения бухгалтерского учета" того же Положения говорится: "Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций способом двойной записи в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета [4].
При формировании учетной политики предполагается имущественная обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временная определенность фактов хозяйственной деятельности.
Учетная политика предприятия должна отвечать требованиям полноты, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности".
Содержание этих требований в свою очередь, раскрывается в ПБУ 1/94 "Учетная политика предприятия".
Реализация этих требований и допущений (основных принципов учета) на Западе осуществляется в сфере финансового учета. Так как в России существует в настоящее время единая, интегрированная система учета, то такое явление, как учетная политика, неизбежно затрагивает и те элементы современной системы учета, которые на Западе входят в систему внутреннего (управленческого) учета.
Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения и организации бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости амортизируемого имущества, организации документооборота, инвентаризации, способы вменения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы [6].
Учетная
политика организации формируется
главным бухгалтером
Принятая
организацией учетная политика подлежит
оформлению соответствующей организационно-
При формировании учетной политики предполагается соблюдение, установленных принципов (допущений) бухгалтерского учета: допущения имущественной обособленности, допущения непрерывности деятельности, допущения последовательности применения учетной политики, допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика организации должна обеспечивать соблюдение требований бухгалтерского учета: полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности.
Методические
аспекты учетной политики - это
те способы бухгалтерского учета, порядок
применения которых оказывает
Так как отечественный учет финансовых результатов неразрывно связан с системой учета затрат на производство и калькулированием себестоимости продукции (работ, услуг), (что на Западе является объектом управленческого учета), можно выделить те элементы методики учетной политики, которые оказывают непосредственное влияние на формирование себестоимости продукции (работ, услуг) и финансового результата от основной деятельности [7].
Например, они могут быть следующими:
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что через механизм учетной
политики в силу единого интегрированного
характера отечественного бухгалтерского
учета решается часть вопросов, которые
на западных предприятиях входят в систему
управленческого учета [7].