Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 07:08, курсовая работа
Задачей любой экономической системы является удовлетворение всех необходимых потребностей как отдельным индивидом, так и всем обществом в целом, что связано с определенным расходованием ресурсов. Проблемы экономического развития тесно связаны со следующими экономическими аксиомами: потребности общества безграничны, ресурсы имеют свои ограничения. Ограничение ресурсов ведет к необходимости делать определенный выбор в производстве продукции исходя из производственных факторов и возможностей их альтернативного использования1.
Введение 3
1. Формирование информации о фактических затратах хозяйствующего субъекта 6
1.1. Источники данных управленческого учета 6
1.2. Методы формирования полной себестоимости продукции. Система «Директ-костинг» 8
1.3. Принятие управленческих решений на основе информации системы «директ-костинг» 12
2. Анализ и контроль затрат на основе использования системы отклонений 20
2.1. Анализ отклонений - основной инструмент управления затратами 20
2.2. Процесс анализа отклонений 22
3. Современные методы управления косвенными (накладными) затратами 31
3.1.Функционально-стоимостной анализ 31
3.2. Процедура проведения ФСА и его информационная база 33
Заключение 37
Список литературы 38
Возникновение данного отклонения свидетельствует об использовании недостаточных мощностей. Использование мощностей не в соответствии со сметой может иметь несколько причин. Поломка машин и оборудования, нехватка материалов, недостатки производственного планирования, трудовые конфликты и сокращение спроса - все это возможные причины появления неблагоприятных отклонений по мощностям.
в) Рассчитывается совокупное отклонение по постоянным накладным расходам (DYFC):
DYFC = DYFC0 + YFC(X)=YFCф - YFC(X), (15)
где YFC(X) - такое значение постоянных накладных расходов, которое по норме должно было бы соответствовать фактически достигнутому объему производства:
YFC(X)
= ТН(х) S FСH
2) Отклонения по переменным накладным расходам.
а) Рассчитывается отклонение фактических переменных накладных расходов хозяйствующего субъекта от нормативных (DYVC) по формуле:
DYVC0=YVCФ- YVCФ(x)
где YVCФ - фактические переменные накладные расходы; YVCФ(x)- нормативные переменные накладные расходы, скорректированные на фактический объем производства продукции:
YVCФ(x)
= Тф + S FСH,
где S FСH - нормативная ставка переменных накладных расходов.
б) Рассчитывается отклонение переменных фактических накладных расходов от нормативных по эффективности (DYVCэфф):
DYVCэфф = (ТФ- ТН(Х)) S VСH (19)
в) Рассчитывается совокупное отклонение по переменным накладным расходам ( Yvc):
DY vc =DYVC +DYVCэфф=YVCФ-YVCH(x) (20)
где YVCH(x) - значение переменных накладных расходов, которое по норме должно было бы соответствовать фактически достигнутому объему производства:
YVCH(x)=ТH(х)*
S FСH
После проведения всех расчетов целесообразно составить таблицу, которая будет отображать взаимосвязь нормативной и фактической прибыли, и показывать все отклонения, в результате которых произошло их несоответствие.
Приведенная методика оценки отклонений на основе использования информации о нормативных затратах является весьма эффективным средством для анализа и контроля прямых затрат, но, как показывает практика, данная система не всегда может обеспечить руководство корректной информацией о накладных расходах.
Поэтому
неудивительно, что в последнее
время в экономической
3. Современные методы управления косвенными (накладными) затратами
В последнее время в экономике как отечественных, так и зарубежных хозяйствующих субъектов начала четко прослеживаться тенденция увеличения доли постоянных накладных расходов в общей структуре затрат. Вместе с этим усложнился и сам процесс управления затратами, поскольку прежние методы управления накладными расходами уже не могут обеспечить руководство предприятия объективной информацией о затратах.
К
сожалению, существующие в РФ методики
управления затратами в рамках традиционной
системы формирования полной себестоимости
продукции или системы «Директ-
Таким образом, возникает острая необходимость внедрения для отечественных хозяйствующих субъектов современных методик по управлению накладными расходами. В зарубежной практике для этих целей используются методы функционально-стоимостного анализа, планирование затрат на нулевом базисе, управление целевыми затратами.
Функционально-стоимостной анализ (ФСА) является инструментом управления затратами, который, в отличие от других методик, строится на изучении функций объекта и последующем анализе этих функций с целью минимизации затрат на ее реализацию. В исследованиях отечественных и зарубежных экономистов можно встретить множество вариантов классификаций ФСА, но основными из них являются следующие.
По моменту проведения исследования на этапе жизненного цикла наблюдаемого объекта:
а) Объекты находятся на стадии разработки. Цель ФСА – формирование стоимостных характеристик объекта.
б)
Объекты уже созданы или
По предмету исследования: а) ФСА продуктов; б) ФСА процессов.
Проблемы проведения ФСА продуктов достаточно подробно рассмотрены в различных литературных источниках. Кроме того, трансформация функций продукта очень часто связана с большими издержками на изменение конструкции изделия, технологических процессов, вследствие чего отрицательный эффект от увеличения затрат может превысить положительный эффект от проведения ФСА. Поэтому ФСА продуктов мы подробно рассматривать не будем, а данный раздел посвятим исследованию ФСА процессов (а именно, ФСА бизнес-функций хозяйствующего субъекта), потому что его проведение связано с более низкими затратами по сравнению с ФСА продуктов, а положительный эффект от внедрения может быть, гораздо выше.
ФСА бизнес-функций хозяйствующего субъекта является одной из методик, позволяющей эффективно управлять накладными затратами как на оперативном, так и на стратегическом уровне.
В настоящее время в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой на основе ФСА разработана целая концепция управления затратами ABC (activity based costing) - management. ABCM - это теория потребления ресурсов, обеспечивающая эффективное управление затратами. Здесь внимание акцентируется не на том, чтобы распределить накладные расходы по заказам, а на том, чтобы определить операции, потребляющие ресурсы. После определения данных операций разрабатываются программы управления этими ресурсами. В результате достигается более рациональное распределение ресурсов компании вследствие снижения уровня накладных расходов20.
На
предприятии использование
а) Снижение накладных расходов предприятия. Как было показано выше, традиционные системы управления затратами в большей степени ориентированы для контроля за прямыми переменными издержками, но плохо адаптированы для управления постоянными накладными расходами. При использовании ФСА достигается непосредственный контроль причин накладных расходов (носителей издержек), а не самих затрат как таковых, что, в свою очередь, обеспечивает долгосрочный контроль затрат. Данная цель является элементом оперативного уровня управления затратами.
б)
Стратегический элемент управления
затратами заключается в
Следовательно,
ФСА позволяет руководству
По своей сути ФСА подобен традиционной (позаказной) системе распределения накладных расходов, но имеет два существенных отличия:
При
распределении накладных
Накладные расходы рассматриваются как совокупность статей, имеющих различные значения для функционирования предприятия, и различные базы распределения.
Сама процедура проведения ФСА включает следующие стадии:
1.
Определение бизнес-функций
При выделении бизнес-функций основных и вспомогательных бизнес-процессов и распределении затрат внутри них, необходимо следовать следующим принципам.
Во-первых, выделяются те бизнес-функции, на которые приходится большая или быстро растущая часть расходов или активов. Напротив, бизнес-функции, имеющие небольшую или слабо меняющуюся долю расходов или активов фирмы, могут быть объединены в более широкие категории.
Во-вторых, бизнес-функции, затраты которых ведут себя по-разному, должны рассматриваться отдельно. Те же бизнес-функции, которые имеют одинаковые закономерности поведения затрат, могут быть объединены в одну группу.
В-третьих, важным критерием для выделения бизнес-функций является поведение конкурентов. Если конкуренты выполняют ту или иную деятельность по-другому, то она должна рассматриваться отдельно. Это объясняется тем, что различия между конкурентами могут привести к тому, что данная бизнес-функция окажется источником конкурентного преимущества или недостатка. Необходимо заметить, что процесс выделения бизнес-функций хозяйствующего субъекта может потребовать нескольких итераций, поскольку не всегда сразу ясны закономерности поведения затрат. Кроме того, в стратегическом анализе затрат часто полезен эвристический подход и умение делать приблизительные оценки при распределении расходов и активов между бизнес-функциями, особенно когда для получения требуются большие затраты.
2.
Создание для каждой бизнес-
3.Определение
факторов затрат (носителей издержек)
для каждой конкретной бизнес-
4. Перенесение затрат с бизнес-функций на созданные продукты.
5. Проведение анализа накладных расходов и разработка мероприятий по сокращению их уровня.
Рис.2 Традиционная модель распределения накладных расходов:
шаг I -
Накладные расходы
шаг 2 -
Накладные расходы
Рис.3 Система ФСА (распределение затрат по функциям):
шаг 1 -
Накладные расходы
шаг 2 -
Накладные расходы
Следовательно, на практике ФСА использует множество носителей издержек в качестве баз распределения, в то время как традиционная система использует максимум две базы, находящихся в тесной взаимосвязи с объемом производства.
В системе управленческого учета в рамках процесса бухгалтерского учета наличия и движения запасов за отчетный период возможно формирование следующей бухгалтерской отчетности:
-
ведомости движения сырья и
основных материалов в разрезе
балансового счета,
- оборотно-сальдовые ведомости по счетам учета сырья, основных материалов, полуфабрикатов и готовой продукции в разрезе мест хранения и номенклатуры;
-
ведомость корреспонденции