Принципы построения бухгалтерского баланса. Основные схемы построения баланса в России и международной практике составления отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение принципов и основных схем построения бухгалтерского баланса.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучение принципов и техники построения бухгалтерского баланса;
- анализ схем построения баланса в России и международной практике составления отчетности;
- решение сквозной задачи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….. 3
1. Принципы построения бухгалтерского баланса. Основные схемы построения
баланса в России и международной практике составления отчетности. …..…... 5
2. Практическое задание …………………………………………………. 14
Заключение……………………………………………………………………...35
Список используемой литературы……………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

Курсовая БФО.doc

— 532.00 Кб (Скачать)


Челябинский государственный  университет

 

 

Курсовая работа

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

Бухгалтерская финансовая отчетность

Тема: «Принципы построения бухгалтерского баланса. Основные схемы построения баланса в России и международной практике составления отчетности.»

Вариант 10

 

                                                                              Выполнила студентка

                                                                              Самойлова Татьяна Владимировна

                                                                                  Группа: БУ- 501

                                                                                  Дата отправления______

 

 

Результат проверки_________

Проверил преподаватель   Маврина М.И.

Дата проверки_____________

 

 

г. Челябинск ,2012г.

Содержание

Приложение1

Приложение2

Приложение3

Приложение4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из важнейших условий функционирования экономики, ее элементов в 

виде  хозяйствующих субъектов, инфраструктуры и органов исполнительной власти является наличие определенной информации, удовлетворяющей ряду требований, позволяющей принимать ими обоснованные решения. Исторически и теоретически доказано, что такую информацию может давать только бухгалтерский учет в виде бухгалтерской отчетности (или по западной терминологии - финансовой отчетности). 
Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, характеризующих финансовое положение предприятия на определенную дату и финансовые результаты его деятельности за определенный период. Она является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса. Бухгалтерская отчетность предприятия складывается из конкретных отчетных форм, характеризующих его имущественное и финансовое положение.  
Наиболее существенной формой бухгалтерской отчетности является бухгалтерский баланс (форма № 1). Его содержание формируется по данным об остатках на счетах бухгалтерского учета на отчетную дату. Бухгалтерский баланс содержит данные о хозяйственных средствах (активах, имуществе) организации, право собственности на которые принадлежит ей. Если имущество, находящееся в организации на дату составления отчетности, не является ее собственностью, оно показывается в бухгалтерском балансе справочно по данным остатков забалансовых счетов учета активов. Бухгалтерский баланс содержит данные о наличии имущества и обязательств организации на начало и конец отчетного периода (месяца, квартала, года). 
Баланс позволяет оценить эффективность размещения капитала предприятия, его достаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности; размер и структуру заемных источников, а также эффективность их привлечения. На основе информации баланса внешние пользователи могут принять решения о целесообразности и условиях ведения дел с данным предприятием как с партнером; оценить кредитоспособность предприятия как заемщика; оценить возможные риски своих вложений, целесообразность приобретения акций данного предприятия и его активов и принять другие решения. 
Актуальность вопросов методики составления бухгалтерского баланса обусловлена тем фактором, что данная форма отчетности служит основным источником информации об имущественном положении предприятия. 
Целью данной работы является определение принципов и основных схем построения бухгалтерского баланса. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи: 
- изучение принципов и техники построения бухгалтерского баланса;

- анализ схем построения баланса в России и международной практике составления отчетности;

- решение  сквозной задачи.

Основой курсовой работы являются источники учебной, монографической и периодической литературы, методические материалы по вопросам техники составления бухгалтерской отчетности и ее анализа. 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Принципы построения  бухгалтерского баланса. Основные  схемы построения баланса в России и международной практике составления отчетности.

Бухгалтерский баланс – документ, характеризующий  общее состояние активов и  пассивов предприятия на определенный момент (дату) в денежном выражении. Баланс содержит обобщенные данные о  финансовом положении организации. Код формы по ОКУД 0710001.

Данные бухгалтерского баланса информируют владельца  предприятия о материальных ценностях, величине запасов, инвестициях и  капитале, которыми он владеет. Бухгалтерский  баланс – необходимый документ для  руководства и работников аналитического отдела. С помощью баланса можно составлять планирование на краткосрочную, а иногда и долгосрочную перспективу.

Бухгалтерский баланс имеет  типовую форму, которая регламентируется приказом Минфина от 2 июля 2010 г. № 66н (в редакции приказа от 05.10.2011 N 124н) "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012).. Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. N 18023. Изменения, внесенные Приказом Минфина РФ от 05.10.2011 N 124н, вступили в силу с бухгалтерской отчетности 2012 года, за исключением изменений, вступивших в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год.

 Тем не менее,  любое предприятие может самостоятельно  разработать удобную в применении  форму бухгалтерского баланса,  сохранив при этом, все необходимые  графы и разделы, утвержденные  в типовой форме. Это касается  и кодов итоговых строк, строк разделов и групп статей. Они должны в обязательном порядке совпадать с кодами, указанными в типовой форме.

Бухгалтерский баланс предприятия состоит из двух разделов.

1. Актив баланса,  который содержит в себе информацию  о ресурсах организации. Данный раздел, в свою очередь, состоит из двух частей:

  • внеоборотные активы;
  • оборотные активы.

2. Пассив баланса  раскрывает суть источников формирования  ресурсов организации. Пассив, в  свою очередь, содержит в себе  следующие составляющие:

  • капитал и резервы;
  • долгосрочные обязательства;
  • краткосрочные обязательства.

Итоги пассива  и актива бухгалтерского баланса  всегда должны быть одинаковыми.

Балансовое уравнение можно представить в следующем виде:

АКТИВЫ = ПАССИВЫ или

ИМУЩЕСТВО + ПРАВА = КАПИТАЛ + ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Существуют различные  виды бухгалтерских балансов, которые  классифицируются по различным признакам.

1. Классификация по срокам составления подразделяет бухгалтерские балансы на:

- вступительные - составляются  один раз, на момент регистрации  устава организации. Различают вступительный баланс вновь созданного предприятия и основанного на условиях правопреемственности (т.е. вступительный баланс может соответствовать ликвидационному балансу организации, на базе которой создается новая). Перед составлением вступительного баланса как правило проводится инвентаризация и оценка активов организации;

- текущие – составляются периодически в течение всего срока существования организации;

- санируемые – составляются в случае необходимости принятия решения о возможности дальнейшего существования организации, в случае проведения ряда процедур финансового оздоровления. Данный баланс составляется независимыми аудиторами и часто отличается значительной уценкой статей баланса, составляемого сотрудниками организации;

- ликвидационные – составляются в течение периода ликвидации организации и основываются на иных принципах оценки имущества – не по учетной стоимости, а по цене возможной реализации;

- разделительный и объединительный балансы – составляются в периоды разъединения (объединения) юридических лиц.

При составлении  бухгалтерского баланса необходимо обратить внимание на следующие правила:

  • зачет между статьями активов и пассивов, а так же убытков и прибылей не допускается;
  • данные баланса на начало календарного года должны совпадать с данными на конец прошлого года;
  • статьи баланса в обязательном порядке должны подтверждаться данными, составленными в процессе инвентаризации имущества, а так же данными определенных расчетов и обязательств.

Показатели  статей, приведенные в бухгалтерском балансе, как правило, приводятся в тысячах рублей (исключая десятичные знаки). Если же предприятия имеет операции, сумма которых значительно превышает тысячи рублей, то данные, в таком случае, могут приводиться в миллионах рублей (исключая десятичные знаки).

При построении бухгалтерского баланса необходимо соблюдение следующих принципов: денежного  измерения; обособленности имущества; непрерывности деятельности; учета  по себестоимости и двойственности.

Принцип денежного измерения подразумевает осуществление сбора, регистрации и обобщения информации о средствах организации и их источниках в денежных единицах.

Принцип обособленности имущества состоит в необходимости отдельного учета активов и обязательств организации от активов и обязательств ее собственников и других юридических и физических лиц. Имущество, не принадлежащее организации на правах собственности, должно учитываться в системе забалансовых счетов.

Принцип непрерывности деятельности является важнейшим допущением, в соответствии с которым организация осуществляет свою деятельность постоянно и у нее отсутствует в обозримом будущем необходимость в ликвидации.

Принцип учета по себестоимости означает, что все активы организации должны учитываться по исторической стоимости их приобретения, то есть по цене покупки и расходам, связанным с их доставкой, установкой, наладкой и пуском в эксплуатацию.

Принцип двойственности состоит в том, что любая хозяйственная операция затрагивает два объекта бухгалтерского учета. Например, поступление закупленных у поставщиков материалов, с одной стороны увеличивает имущество предприятия, а с другой уменьшает задолженность поставщиков перед организацией.

Любой бухгалтерский  баланс представляет собой состояние  имущественной массы как группировку  разнородных видов имущества (материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении хозяйства) и прав на эти ценности и одновременно – как капитал, образованный волей определенных хозяйствующих субъектов (предпринимателей, акционеров, государства и др.), а также третьих лиц (кредиторов, инвесторов, банков и др.). Баланс отражает состояние хозяйства в денежной оценке в валюте Российской Федерации. В силу этого вопрос правильной оценки балансовых статей имеет исключительное значение для оценки деятельности хозяйства.

Грамотно построить бухгалтерский баланс – значит:

  • полностью охватить хозяйственный процесс организации во всем его многообразии;
  • дать надлежащую группировку хозяйственных явлений;
  • изучить связь между этими явлениями на основе правильной корреспонденции счетов, что позволит анализировать не только финансово-хозяйственную деятельность, но и движение средств организации.

Построение  баланса начинается с создания его  основы (балансовой таблицы), с определения  главнейших его черт.

Важнейшим (первым элементом) как баланса, так и всей бухгалтерской (финансовой) отчетности является понятие «актив», которое представляет собой совокупность имущественных средств хозяйствующей единицы. В международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) активы трактуются более широко – ресурсы, контролируемые предприятием в результате событий прошлых периодов, от которых предприятие ожидает экономические выгоды в будущем. Аналогичная трактовка нашла отражение и в Концепции бухгалтерского учета в России. Таким образом, заключенная в активе экономическая выгода представляет собой потенциал, который войдет, прямо или косвенно, в поток денежных средств или денежных эквивалентов предприятия. В состав актива включаются имущество и права.

К имуществу  относятся различные предметы, имеющие  хозяйственную ценность  в силу своих физических свойств ( деньги, товары, материалы, строения, машины, оборудование).

Права делятся  на овеществленные и неовеществленные. Овеществленные права связаны с  владением какой-либо ценной бумагой, дающей право на получение какой-либо ценностей. К таким ценным бумагам относятся векселя, чеки, облигации, акции и т.п. К неовещесвленным правам относятся: долговые требования в виде различных видов дебиторской задолженности и др., права исключительные, например патент, лицензия, право на фирменный знак и прочие права, вытекающие из незаконченных хозяйственных операций, например вперед произведенные затраты или еще не полученные доходы.

Из изложенного  следует, что при определении  актива чужие ценности, временно находящиеся  во владении хозяйствующего субъекта, например переданные на хранение ценные бумаги или переданные для продажи (на комиссию) товары и др., должны быть в учете обособлены. Поэтому неслучайно в МСФО актив читается одним из основных элементов бухгалтерской отчетности.

В актив бухгалтерского баланса отечественных организаций включаются статьи, в которых показываются определенные группы элементов хозяйственного оборота, объединенные в зависимости от стадий кругооборота средств. Так, в разделе I «Внеоборотные активы» отражаются: нематериальные активы, основные средства (здания, сооружения, машины, оборудование, находящиеся в собственности организации, земельные участки, объекты природопользования и т.д.); незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения (инвестиции в дочерние и зависимые общества, другие организации) и др. Раздел II «Оборотные активы» объединяет разные статьи, включающие оборотные средства (текущие активы).

В отечественной  практике актив строится, как правило, в порядке возрастающей ликвидности, при которой в разделе I баланса показывается недвижимое имущество, которое практически до конца своего существования сохраняет первоначальную форму. При построении актива в порядке в порядке убывающей ликвидности на первом месте стоят статьи денежных средств, товаров, запасов, незавершенного производства, дебиторов и др. Эта схема построения актива характерна, например, для США, Англии; в России она применялась до конца 20-х годов XX в.

Если актив  баланса раскрывает предметный состав имущественной массы организации, то пассив баланса имеет иное назначение. Он показывает, во-первых, какая величина средств (капитала) вложена в хозяйственную деятельность организации и, во-вторых, кто и в какой форме участвовал в создании ее имущественной массы.

Информация о работе Принципы построения бухгалтерского баланса. Основные схемы построения баланса в России и международной практике составления отчетности