Причины и предпосылки возникновения Московского союза потребительских обществ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Последнее десятилетие XIX века в России ознаменовалось экономическим подъемом. Наметился бурный рост промышленности, быстро развивались железнодорожное строительство, банковское дело, торговля. Торговый капитал все глубже проникал в сельское хозяйство, где расширялось производство зерна, молока, другой продукции на продажу. При этом часть крестьян страдала от малоземелья, недоедала, случались и неурожайные, голодные годы. Реальными хозяевами мелких деревенских рынков были местные торговцы, трактирщики и скупщики, наживавшие себе целые состояния.

Работа содержит 1 файл

Курсовая итог.docx

— 73.43 Кб (Скачать)

Для того чтобы кооператорам обойти бдительных чиновников и создать, по существу Всероссийское кооперативное  объединение пришлось:

Во-первых, чтобы узаконить участие в МСПО потребительских обществ из других губерний России, составители Положения Н.П. Гибнер и В.И. Анофриев сформулировали задачу Московского союза следующим образом: "... организовывать совместную деятельность тех обществ, которые по своим торговым интересам связаны с Московским промышленным районом". Следовательно, любое потребительское общество на Урале, Кавказе, в Сибири и Средней Азии, на юге и севере России, если оно покупало товары у московских фирм или фабрик, могло стать членом Московского союза потребительских обществ, фактически выступающего в качестве Всероссийского кооперативного центра.

Во-вторых, на положительное решение царского правительства повлиял авторитет главного автора Положения - военного юриста, полковника Н.П.Гибнера.

В-третьих, кооператоры сумели убедить государственных чиновников, что ограничение оптовых закупок Московского союза рамками Московской губернии сдержит рост кооперативной оптовой торговли, так как финансовые возможности потребительских обществ Московской губернии незначительны.

Утверждено Положение о Московском союзе потребительских обществ. Российские кооператоры начали подготовку к учредительному съезду.

Состоялось 1-е собрание уполномоченных представителей потребительских обществ  -учредителей Союза, которое избрало Правление (по Положению - Бюро). Первыми членами Бюро (Правления) МСПО избраны Н.П. Гибнер (председатель), В.И. Анофриев (секретарь), В.А. Торгонский, В.А. Галицкий, С.А. Каблуков, Д.Д. Виноградов.

Определены следующие цели Союза:

  • Совместно обсуждать вопросы, возникающие в жизни входящих в состав Союза обществ.
  • Помогать отдельным обществам в приобретении оборотных средств.
  • Проводить ревизии обществ по их просьбе.
  • Выступать посредником или комиссионером при получении отдельными обществами займов.
  • Посредничать по всем видам страхования и, при соответствующих обращениях отдельных обществ, приобретать для них на комиссионных началах движимое и недвижимое имущество.
  • Организовывать совместные закупки товаров, необходимых для обществ, входящих в состав Союза, служить комиссионером в этих операциях.

Положением определялись довольно широкие и многогранные задачи Союза. Он должен был взять на себя роль организационно-хозяйственного центра потребительской кооперации, вести по поручению входящих в его состав обществ все операции, предусмотренные уставами, устраивать выставки образцов товаров, коллекции, специальные библиотеки, кабинеты для чтения и многое другое.

Основные вопросы деятельности МСПО предусматривалось обсуждать на ежеквартальных собраниях уполномоченных. Однако решения этих собраний носили рекомендательный характер, кооперативы должны были исполнять эти решения лишь в случае, если "найдут для себя их удобными". Тем не менее собрание уполномоченных было наделено правом решать вопрос о прекращении совместной деятельности Союза с обществом, если действия последнего "были противны" целям Союза.

За первый год деятельности в  Союз вступило 37 потребительских обществ. А наиболее удачной хозяйственной операцией стала договоренность МСПО с Рахмановским сахарным заводом Воронежской губернии о закупках 750 пудов сахара для всех северных и южных союзных обществ. В журнале "Сбережение" (№ 35 за 1900 г.) опубликован первый баланс МСПО. В активе значилось денежных средств в кассе, в банке и в подотчетных суммах 3754 руб. 44 коп., в имуществе - 29 руб. 30 коп., в долгах за потребительскими обществами - 6590 руб. 73 коп. и т.д.; а в пассиве записано: паевых взносов (по подписке) - 7300 руб., вступительных взносов и доходов, включая комиссионные, - 1786 руб. 40 коп. и кредитов -2575 руб. 44 коп.

Объем закупок через Союз увеличился за два года в 5 раз, но оставался  все еще незначительным, составляя  лишь 2,2 % к обороту кооперативов.

Правление МСПО размещалось в крохотной комнатке Кремлевского Арсенала, предоставленной бесплатно Экономическим обществом офицеров. Члены правления работали первый год на общественных началах, не получая вознаграждения. [2]

МСПО сразу выступил как оптовый, экономический и статистический центр, организатор общественно-массовой и культурно-просветительской деятельности. Так сложилось исторически. Большинство потребительских кооперативов в финансовом отношении были слабыми организациями, они нуждались прежде всего в надежном оптовом звене, представительном, защитном, консультационном и аудиторском центре.

Такая централизованная структура  отвечала и общему направлению развития экономики России, переживавшей период быстро возрастающей концентрации в промышленности, финансовой сфере, в торговле.

Таким образом можно сказать, что учредителями Московского Союза потребительских обществ (МСПО) выступили 18 кооперативов из 10 губерний России.

Перечень учредителей  уже сам по себе свидетельствует, что изначально в социальном составе  членов МСПО были представлены все  классы и сословия населения России.

МСПО сразу выступил как оптовый, экономический и статистический центр, организатор общественно-массовой и культурно-просветительской деятельности.

Большинство потребительских кооперативов в финансовом отношении были слабыми организациями, они нуждались прежде всего в надежном оптовом звене, представительном, защитном, консультационном и аудиторском центре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Роль Московского союза потребительских обществ в развитии системы потребительской кооперации.

 

Московским  союзом потребительских обществ (МСПО), сыграл большую роль в развитии потребительской  кооперации. В первые годы своей деятельности он помогал потребительским обществам закупать товары крупными партиями по более низким ценам. Первую крупную оптовую сделку союз заключил с Романовским сахарным заводом Воронежской области.

Союз  стремился развивать как внутреннюю, так и внешнюю торговлю потребительской кооперации. В 1903 году МСПО стал членом Международного кооперативного альянса. Налаживая связи с зарубежными партнерами МСПО вовлекал потребительские общества во внешнеэкономические отношения.

С 1907 года, накопив собственный капитал, союз стал развертывать складскую оптовую  торговлю через свою сеть закупочных торговых контор, расположенных не только в России, но и заграницей.

В годы первой мировой войны союз организовывал  закупки товаров, привлекая к этой работе потребительские общества и их союзы, которые осуществляли закупки мяса, масла, яиц, картофеля и других сельскохозяйственных продуктов.

Наряду  с оптовой торговлей и закупками, союз также занимался кредитованием слабых в финансовом отношении кооперативов, что способствовало их укреплению.

В 1912 году МСПО был одним  из инициаторов создания Московского  народного байка (МНЕ), который стал кредитным центром, всех видов кооперации России.

МСПО  наряду с крупными оптовыми базами имел свои фабрики: чаеразвесочную, спичечную, кондитерскую, а также другие производственные предприятия.

Хозяйственная деятельность союза успешно развивалась.

В 1916 году по объему товарооборота  Московский союз потребительских обществ  занял третье место в мире среди кооперативных союзов и оптовых обществ.

В первые годы своей деятельности большое значение имела организационно-инструкторская работа союза. Большой штат опытных инструкторов в аппарате Московского союза оказывал действенную помощь потребительским обществам и их союзам в организации хозяйственной деятельности, учета и отчетности, культурно-просветительной работы.

МСПО  организовал подготовку кадров для  потребительских обществ. 1 ноября 1910 года открылись трех месячные кооперативные курсы в университете АЛ. Шанявского: так было положено начало системной подготовки: кадров для потребительских обществ и их союзов. 23 сентября 1913 года за счет средств потребительской кооперации при университете А.Л. Шанявского была открыта кооперативная школа с шестимесячным сроком обучения, которая послужила основой для создания кооперативного института. 30 сентября 1918 года состоялось открытие первого кооперативного института в Москве. Первым директором (ректором) кооперативного института стал С.Н. Прокопович - доктор философии Бернского университета, крупный специалист по рабочему и кооперативному движению, министр торговли и промышленности Временного правительства. В первый ученый совет института вошли: С.Н. Прокопович, В.И. Анисимов, А.И. Гологап, Л.Б. Кафенгауз, Н.П. Макаров, А.В. Меркулов, А.А. Рыбников, М.И. Туган-Барановский, А.В. Чаянов - известные ученые и педагоги России.

МСПО  широко развернул издательскую деятельность. С 1903 года стал выходить журнал "Союз потребителей", с 1911 года - журнал «Объединение», печаталось много учебной, методической и научной литературы. Только за 1914-1917 годы было опубликовано более ста работ по теории и практике кооперативного движения в специальном издании «Библиотека кооператора», среди них популярные учебные пособия: В.Н. Зельгейм «Организация и практика потребительских обществ»; Е.Н. Егоров «Счетоводство потребительских обществ». Важное значение для развития теории и совершенствования практики потребительской кооперации имели научные работы, изданные преподавателями института: М.Т. Туган-Барановский «Социальные основы кооперации», А.В. Чаянов «Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации», С.Н. Прокопович «Кооперативное движение в России», В.Ф. Тотомианц «Теория, история и практика потребительской кооперации», И.Х. Озеров «Общество потребителей»

МСПО  стремился организовать отдых и  лечение работников потребительской кооперации и пайщиков, с этой целью при союзе учрежден санаторно-курортный отдел, построен и сдан в эксплуатацию 1 мая 1917 года санаторий имени Л.Н. Толстого в селе Архипо-Осиповка Черноморской губернии. МСПО выделял денежные средства на организацию музыкально-драматических кружков, охрану художественных ценностей, кооперативных школ.

Московский союз потребительских  обществ способствовал объединению кооперативов и их местных (уездных, губернских) союзов и созданию системы потребительской кооперации. Организационное построение системы потребительской кооперации России представлено на рисунке 1.

Как видно  из рисунка 1, система потребительской кооперации дореволюционной России объединяла как потребительские общества и потребительские союзы, так и кооперативы других видов и их союзы.

С 1912 года в России началось интенсивное создание союзов. Союзы часто создавались  без экономической целесообразности; в одном уезде действовало несколько союзов. Поэтому МСПО приходилось вести большую работу по формированию союзного строительства. Увеличивался аппарат МСПО: для хозяйственного торгового обслуживания потребительских обществ и их союзов образовывались специализированные торговые отделы;

 

Рис. 1. Организационное построение системы потребительской кооперации России

 

увеличивалась численность специалистов для общественно-массовой работы, издательской деятельности, для оказания юридических и аудиторских услуг.

С 1912 года в России началось интенсивное создание союзов. Союзы часто создавались  без экономической целесообразности; в одном уезде действовало несколько союзов. Поэтому МСПО приходилось вести большую работу по формированию союзного строительства. Увеличивался аппарат МСПО: для хозяйственного торгового обслуживания потребительских обществ и их союзов образовывались специализированные торговые отделы; увеличивалась численность специалистов для общественно-массовой работы, издательской деятельности, для оказания юридических и аудиторских услуг.

Если  в 1914 году в МСПО работали 320 человек, из них 66 в оргинструкторском отделе, то в 1917 году в - соответственно 1174 и 227 человек.

Инструкторы по организационно-массовой работе МСПО (с 1916 г. – МСПО) проводили большую  работу по формированию организационного построения системы потребительской кооперации. Специалисты торговых отделов МСПО содействовали им, так как в хозяйственном плане также шло регулирование взаимоотношений с потребительскими обществами и их союзами: с мая 1916 года МСПО начал сокращать оптовые операции с потребительскими обществами и расширять их с союзами разных уровней - уездными (районными) и губернскими союзами потребительских обществ.

МСПО  как центральный союз, осуществляя  хозяйственные функции (как центр оптовых закупок товаров для потребительской кооперации) и как идейно-организационный центр сформировал стройную вертикальную организационную структуру системы потребительской кооперации.

Руководство МСПО придерживалось Рочдейлских принципов и принципов Международного кооперативного альянса (МКА), пропагандировало и внедряло их в деятельность потребительских обществ и потребительских союзов.

В мае 1916 года состоялось тридцать первое собрание уполномоченных МСПО, которое постановило  преобразовать МСПО в Центральный  союз потребительской кооперации. В  сентябре 1917 года Временное правительство  приняло решение о переименовании МСПО во Всероссийский центральный  союз потребительских обществ - Центросоюз России. [3]

Таким образом, Московский союз потребительских  обществ функционировал как Центральный союз России, осуществляя экономическую, образовательную и культурно-просветительную деятельность. Центральный союз как хозяйственный и организационный центр, содействовал укреплению и развитию системы потребительской кооперации России.

 

 

 

Заключение

 

Последнее десятилетие XIX века в России ознаменовалось экономическим подъемом. В таких условиях несколько ускорилось развитие кооперативного движения. Российские кооператоры еще в 1870 г. предлагали созвать съезд для организации союза потребительских обществ и их совместных закупок.

В октябре 1896 г. два московских кооператива  — общество потребителей "Взаимная польза" и Экономическое общество офицеров — выступили главными инициаторами в основании союза.

Создание  Московского союза потребительских  обществ (МСПО) в конце XIX века в России стало возможным благодаря возникновению  социально-экономических, юридических  и идеологических предпосылок.

Московский  союз потребительских обществ (МСПО), как юридическое лицо, осуществлял  свою деятельность в соответствии с  «Положением о Московском союзе  потребительных обществ», который одновременно являлся и его уставом. Московский союз потребительных обществ имеет целью содействовать установлению и развитию постоянных сношений между потребительными обществами и организовывать совместную деятельность тех обществ, которые по своим торговым интересам связаны с Московским промышленным районом, чем имеется в виду дать возможность этим обществам наивыгоднейшим образом осуществить задачи, указанные в их уставах.

Информация о работе Причины и предпосылки возникновения Московского союза потребительских обществ