Причины и предпосылки возникновения Московского союза потребительских обществ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Последнее десятилетие XIX века в России ознаменовалось экономическим подъемом. Наметился бурный рост промышленности, быстро развивались железнодорожное строительство, банковское дело, торговля. Торговый капитал все глубже проникал в сельское хозяйство, где расширялось производство зерна, молока, другой продукции на продажу. При этом часть крестьян страдала от малоземелья, недоедала, случались и неурожайные, голодные годы. Реальными хозяевами мелких деревенских рынков были местные торговцы, трактирщики и скупщики, наживавшие себе целые состояния.

Работа содержит 1 файл

Курсовая итог.docx

— 73.43 Кб (Скачать)

 

потребительских обществ (МСПО) - его истории создания, принципов и организации деятельности.

Для достижения данной цели были поставлены и последовательно  выполнены следующие задачи:

- выявление причин и предпосылок возникновения Московского союза потребительских обществ;

- изучение положения о Московском союзе потребительских обществ;

- исследовать историю создания  Московского союза потребительских  обществ;

- определить роль возникновения Московского союза потребительских обществ в развитии системы потребительской кооперации.

Работа выполнена на 32 листах машинописного текста, включает введение, четыре  вопроса, заключение и список использованных источников. Работа содержит 1 рисунок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Причины и предпосылки возникновения Московского союза потребительских обществ.

 

Последнее десятилетие XIX века в России ознаменовалось экономическим подъемом. Наметился  бурный рост промышленности, быстро развивались железнодорожное строительство, банковское дело, торговля. Торговый капитал все глубже проникал в сельское хозяйство, где расширялось производство зерна, молока, другой продукции на продажу. При этом часть крестьян страдала от малоземелья, недоедала, случались и неурожайные, голодные годы. Реальными хозяевами мелких деревенских рынков были местные торговцы, трактирщики и скупщики, наживавшие себе целые состояния. Возросли потребности городского населения в покупных продуктах питания и других товарах, сельских жителей — в фабрично-заводских изделиях.

В таких  условиях несколько ускорилось развитие кооперативного движения. Именно в 90-х годах стали возникать новые виды кооперативов: еще редкие земледельческие артели (на Урале, в Поволжье) и многочисленные маслодельные артели (в Западной Сибири). Росла сеть кредитных и потребительских кооперативов. В России теперь ежегодно создавалось до 50 и более потребительских обществ. Изменился социальный состав пайщиков: усилился приток в кооперацию крестьян, рабочих и других наименее обеспеченных слоев населения, весьма заинтересованных в хозяйственном успехе своих обществ. Сокращалась доля ликвидированных обществ потребителей. Появились и практично организованные, крепкие, деятельные кооперативы. Эти первые успехи потребительской кооперации являлись очень скромными. В России пока не было ни примерного (образцового) устава потребительского общества, ни кооперативного союза, ни специального закона о кооперации. Их отсутствие тормозило кооперативное движение, выражало его внутреннюю слабость.

Российские  кооператоры еще в 1870 г. предлагали созвать съезд для организации союза потребительских обществ и их совместных закупок, но съезд не был разрешен властями. Опубликованный в 1875 г. проект образцового устава для потребительских обществ также не был утвержден. Всякого рода кооперативы устраивали правительство лишь как хозяйственные предприятия; кооперативы, а тем более их союз, как общественные организации не внушали правительству политического доверия; власти усматривали в них опасность для государственных устоев. Поэтому потребовалось еще более четверти века для того, чтобы идеи союза потребительских обществ и образцового устава в России зазвучали достаточно громко и были, наконец, осуществлены. [8]

Создание  Московского союза потребительских  обществ (МСПО) в конце XIX века в России стало возможным благодаря возникновению  социально-экономических, юридических  и идеологических предпосылок.

К социально-экономическим предпосылкам организации МСПО следует отнести следующие предпосылки: развитие капиталистических отношений, конкуренции, рост цен, концентрацию финансового капитана. Средние слои населения России усиленно объединялись в совместные хозяйственные предприятия - кооперативы в разных отраслях экономики: сельском хозяйстве, мелкой промышленности и торговле.

С развитием  капитализма (с 1861 г.) количество потребительских обществ и их членов возрастало. Потребительские общества стали объединяться для осуществления совместных оптовых закупок на Нижегородской ярмарке и проведения совещания по правовым и организационным вопросам кооперативного движения. В августе 1896 года совещание кооператоров на Нижегородской ярмарке, в котором приняли участие представители 28 потребительских обществ, одобрило Проект Нормального устава потребительских обществ.

13 мая 1897 года Нормальный устав  потребительских обществ был  утвержден Министерством внутренних  дел России и, таким образом, была создана юридическая предпосылка для развития кооперации и создания центрального союза России. Кооперативы были узаконены Нормальным уставом потребительского общества и могли создавать объединения.

Созданию  МСПО способствовал рост потребительских  обществ. К 1898 году в России действовало 307 потребительских обществ, из которых 90 - городских, всесословных, 91 - фабрично-заводских, 56 - сельских, 13 - обществ чиновников и служащих, 23 - железнодорожных, 23 - офицерских. Почти половина обществ объединяло от 100 до 500 членов.

Идеологическая (субъективная) предпосылка организации МСПО сформировалась па основе пропагандистской и практической деятельности энтузиастов кооперации, экономически и юридически подготовленных людей. К ним следует отнести: П.Н. Гибнера И.Х. Озерова, И.И. Янжула, В.И. Ануфриева, С.А. Каблукова, В.П. Зельгейма. В создании центрального союза (МСПО) активное участие принимали женщины - члены правления потребительского общества "Взаимная польза". [7]

Таким образом можно сказать, что причиной возникновения МСПО стало то, что кооператоров России не устраивало их нынешнее положение. Они являлись лишь хозяйственными предприятиями, что вполне устраивало государство. Кооперативы, а тем более их союз, как общественные организации не внушали правительству политического доверия. Власти усматривали в них опасность для государственных устоев.

Предпосылками образования МСПО в России стало возможным благодаря возникновению социально-экономических - развитие капиталистических отношений, конкуренции, рост цен, концентрацию финансового капитана, юридических - утверждением Министерством внутренних дел России нормального устава и идеологических предпосылок – пропаганда кооперативных идей и практическая деятельность энтузиастов кооперации.

 

 

2. Положение о Московском союзе потребительских обществ.

 

В октябре 1896 г. два московских кооператива  — общество потребителей "Взаимная польза" и Экономическое общество офицеров — выступили главными инициаторами и основателями союза. Ими было создано особое подготовительное бюро, которое переработало Положение о союзе различных видов кооперативов в более конкретное Положение о Московском союзе потребительских обществ (МСПО). Московский союз потребительских обществ (МСПО), как юридическое лицо, осуществлял свою деятельность в соответствии с «Положением о Московском союзе потребительных обществ». Это был его устав.

«Положение о Московском союзе  потребительных обществ» имеет следующую  структуру: Раздел 1: Цель союза Раздел 2: Средства союза Раздел 3: Порядок составления союза Раздел 4: Управление делами союза

1. Цель союза

Московский союз потребительных обществ  имеет целью содействовать установлению и развитию постоянных сношений между  потребительными обществами и организовывать совместную деятельность тех обществ, которые по своим торговым интересам  связаны с Московским промышленным районом, чем имеется в виду дать возможность этим обществам наивыгоднейшим образом осуществить задачи, указанные в их уставах.

Для достижения вышеупомянутой цели, союзу предоставляется:

а) Совместно обсуждать вопросы, возникающие в жизни 
входящих в состав союза обществ.

б) Изыскивать для отдельных обществ оборотные средства и содействовать им указаниями и советами.

в) Производить ревизии этих обществ по их просьбе о том.

г) Служить посредником, или комиссионером при заключении отдельными обществами займов.

д) Принимать на себя посредничество и агентуру по всем видам страхований и по требованию отдельных обществ приобретать для них с соблюдением установленных правил на комиссионном начале движимое и недвижимое имущество.

е) Организовать совместные закупки предметов, необходимых для обществ, входящих в состав союза; служить комиссионером по покупке товаров для тех обществ, которые в этом нуждаются.

ж) Собирать и публиковать сведения, касающиеся деятельности потребительных обществ, и издавать, с надлежащего разрешения, периодическое издание со справочными сведениями и специальными статьями о положении и деятельности потребительных обществ.

з) Устраивать с надлежащего разрешения музеи образцов и других справочных коллекций, а равно библиотеки специальных по предметам деятельности потребительных обществ изданий по особо выработанным правилам.

и) Организовать совместную деятельность и вообще производить по поручению входящих в состав союза обществ все операции, предоставленные означенным обществам их уставами.

к) Составлять союзный паевой капитал  для производства общих операций по особо выработанным на сей предмет  правилам, которые будут приняты  входящими в состав союза обществами.

II. Средства союза.

Вступающие в союз общества уплачивают единовременно на делопроизводство бюро не менее 50руб. Взнос этот дает все права члена союза. Если бы собранная сумма оказалась недостаточной  на покрытие текущих расходов первого  года, то общества, пропорционально  их паевому капиталу, доплачивают  остальную, потребную для ведения  дела и устанавливаемую собранием  уполномоченных сумму; доплата эта  затем, по мере возможности, возвращается из прибылей союза. Оказываемые союзом услуги оплачиваются обращающимися  к таковым услугам обществами, причем оплата может производиться или в виде комиссионного процентного вознаграждения, или постоянными взносами. Для расчетов с обществами должна быть выработана бюро и утверждена собранием уполномоченных соответствующая такса.

Из доходов от операций бюро ежегодно отчисляется не более 10 % па образование запасного фонда, назначаемого на развитие союзной деятельности, при чем распоряжение этим фондом и расходование его принадлежит исключительно собранию уполномоченных. Из остальных доходов союза определяется сумма, потребная на расходы будущего операционного года; в первый год существования союза часть эта может быть выдана сполна в вознаграждение членам бюро. Остающаяся за сим сумма распределяется между обществами пропорционально произведенным ими при посредстве бюро операциям, а также употребляется на возврат сделанных обществами доплат к вступному взносу.

Примечание. С развитием  дел союза членам, бюро назначается  постоянное вознаграждение.

III. Порядок составления  союза.

Союз считается состоявшимся, если в него вступят, на основании  сего положения, не менее трех обществ  потребителей, действующих на основании  утвержденных уставов

К состоявшемуся союзу  впоследствии могут примыкать новые  общества, сделав об этом письменное заявление  бюро союза и внеся сумму, определенную в положение о МСПО.

Каждое общество, входящее в составь  союза, во всякое время может выйти  из союза, сделав соответствующее письменное заявление; однако этим общество не освобождается  от срочных обязательств, принятых им особыми заявлениями или соглашениями по отношению к другим обществам  или ко всему союзу, пока, не окончится  срок этих обязательств, или не последует  особого между заинтересованными  сторонами соглашения.

IV. Управление делами  союза.

Делами союза заведывают:

а) Союзное бюро.

б) Собрание уполномоченных.

а) Союзное бюро,

Для составления бюро, находящегося в городе Москве, каждое из входящих в состав союза обществ указывает  не менее 4-х кандидатов из членов своего, или другого союзного общества; всем кандидатам составляется общий список, и из этого списка собрание уполномоченных избирает восемь лиц, из которых по числу полученных голосов первые 4 считаются выбранными в члены  бюро, а следующие 4 в кандидаты  к членам бюро. Бюро избирается на четыре года, но каждый год, первое время по жребию, а затем по старшинству  вступления, выбывают один член и один кандидат, и на место выбывших тем  же порядком избираются вновь два  лица, из которых первый по числу  голосов вступает в бюро, а второй в кандидаты к членам бюро. Выбывающие могут быть избраны вновь.

Примечание. Число членов бюро может быть увеличено по постановлению  собрания уполномоченных.

Из своей среды члены  бюро избирают председателя, на обязанности  которого лежит общее руководство  делом; остальные занятия председатель и члены бюро распределяют между  собой по взаимному соглашению; спорные  вопросы разрешаются большинством голосов; при равенстве же голос  председателя дает перевес. Для руководства  себе бюро составляет, подробную инструкцию, которая утверждается собранием  уполномоченных.

Бюро есть представитель союза  во всех его сношениях с правительственными, общественными и частными учреждениями и лицами и действует на точном основании настоящего положения, а  также инструкций и постановлений  собрания уполномоченных.

К числу обязанностей бюро относится:

а) Заведывание текущими делами союза, исполнение постановлений собрания уполномоченных и исполнение поручений отдельных обществ, входящих в состав союза.

б) Прием новых обществ в союз.

в) Посредничество по покупке, продаже, хранению и страхованию имущества, заключению займов, заключению контрактов и договоров, найму помещений и другим операциям, входящим в круг действий союза, а также совершение всех этих действий по особым полномочиям и на средства заинтересованных в данной операции обществ.

Информация о работе Причины и предпосылки возникновения Московского союза потребительских обществ