Поступление и выбытие основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Эффективность использования основных средств в значительной степени зависит от организации бухгалтерского учета, поскольку именно в системе бухгалтерского учета формируется большая часть информации, необходимой для принятия управленческих решений. К такой информации, в частности, относятся сведения о наличии и техническом состоянии объектов основных средств, получаемые в процессе инвентаризации. На основе указанной информации принимаются решения о списании с баланса неиспользуемых объектов основных средств путем продажи или ликвидации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..стр.2

1.Теоретические и методологические основы учета основных средств...стр.4
Понятие основных средств………………………………………….стр.4
Задачи учёта и порядок оценки основных средств………………..стр.6
Классификация основных средств………………………………….стр.10

2.Синтетический и аналитический учёт основных средств………………стр.12

2.1 Первичная документация по учёту основных средств…………стр.12

2.2 Учёт поступления основных средств……………………………стр.14

2.3 Учёт выбытия основных средств………………………………...стр.26

3. Учёт амортизации основных средств……………………………………стр.34

4. Инвентаризация основных средств………………………………………стр.41

5. Анализ эффективности использования основных средств……………..стр.43

6. Международные стандарты учета основных средств…………………..стр.45

7. Отчётность…………………………………………………………………стр.55

7.1 Задачи и виды отчётности………………………………………...стр. 55

7.2 Бухгалтерская отчётность по основным средствам……………..стр.57

Заключение……………………………………………………………………стр.62

Список литературы…………………………………………………………...стр.65

Работа содержит 1 файл

вып. раб бакалавр.doc

— 380.50 Кб (Скачать)

В первоначальную стоимость объектов основных средств, полученных организацией безвозмездно, разрешено включать фактические затраты организации на доставку этих объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

     Затраты по доставке указанных объектов основных средств, полученных по договору дарения  и в иных случаях безвозмездного получения, относятся организациями - получателями на увеличение первоначальной стоимости объектов.

     Для целей бухгалтерского учета активы, полученные безвозмездно, в том числе  по до-говору дарения, относятся к  внереализационным доходам.

     Стоимость объектов основных средств, полученных организацией безвозмездно, учитывается по кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов» (субсчет 98-2 «Безвозмездные поступления») в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы» (субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств»).

     Фактические затраты организации на приведение полученных объектов основных средств  в состояние, пригодное для использования, также предварительно учитываются  на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств»).

При принятии объекта  основных средств к бухгалтерскому учету сформированная на счете 08 «Вложения  во внеоборотные активы» (субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств») первоначальная стоимость списывается в дебет счета 01 «Основные средства».

     Суммы по безвозмездно полученным объектам основных средств, учтенные на субсчете 98-2 «Безвозмездные поступления», в последующем списываются в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-1 «Прочие доходы») по мере начисления амортизации по этим объектам.

     Аналитический учет по субсчету 98-2 «Безвозмездные поступления» ведется по каждому безвозмездному получению объекта основных средств.[19]

     Учет  основных средств, поступивших  в организацию  в обмен на другое имущество.

       Документами, подтверждающими поступление основных средств путем обмена на другое имущество и служащими основой для их принятия к бухгалтерскому учету, являются:

- акт о приеме-передаче  объекта основных средств с  приложением договора мены;

- счет-фактура  на поступивший объект основных средств;

- документы (счета  и счета-фактуры), подтверждающие расходы, связанные с поступлением объекта основных средств в обмен на другое имущество, с доставкой объекта и приведением его в состояние, пригодное для использования;

- платежно-расчетные документы, свидетельствующие об оплате указанных выше рас-ходов.

- акт о зачете  взаимных требований, оформляемый  на основании письменного заявления  одной из сторон.

     Товарообменные  операции представляют собой обмен одного товара на другой по договору мены. Договор мены - это договор, согласно которому каждая из сторон договора обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.[20]

     Отношения сторон по договору мены регулируются положениями ГК РФ:

- по п.1 статьи 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой;

- по п.2 статьи 567 ГК РФ к договору мены  применяются правила о купле-продаже,  при этом каждая из сторон  признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен;

- по п.1 статьи 568 ГК РФ, если из договора мены  не следует иное, товары, подлежащие  обмену, признаются равноценными;

- по п.2 статьи 568 ГК РФ в случае, когда обмениваемые товары признаются неравно-ценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором мены. В последнем случае при обмене имущества у организации может возникнуть непокрытая дебиторская или кредиторская задолженность, покрытие которой регулируется условиями договора мены.

     Согласно  статье 570 ГК РФ, если законом или договором мены не предусмотрено иное, право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами. Соответственно, и в бухгалтерском учете выручка от реализации обмениваемого товара отражается только в момент исполнения обязательств по сделке обеими сторонами.

     Признание сделки товарообменной влечет за собой  особый порядок документирования, бухгалтерского учета и налогообложения операций по обмену товаров.

     Товарообменные  операции отражаются в бухгалтерском  учете в два этапа: передача (реализация) собственных товаров другой организации  и принятие к учету товаров, полученных от этой организации. [1]

     В соответствии с ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.

     При невозможности установить стоимость  ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств. [3]

     Другими словами, при приобретении объектов основных средств путем обмена их покупной стоимостью для целей бухгалтерского учета признается рыночная стоимость  передаваемого в обмен имущества (продукции, товаров, материально-производственных запасов, объектов основных средств и др.), независимо от цены, указанной сторонами в договоре мены. Аналогично, организация, передающая объекты основных средств, также принимает к бухгалтерскому учету получаемое в обмен на них имущество по рыночной цене выбывающих объектов основных средств.

     Каждая  из организаций должна выписывать счет-фактуру  на выбывающее имущество исходя из его рыночной стоимости, по которой  и принимает к бухгалтерскому учету получаемое в обмен имущество.

     Нормативно  установлено, что в первоначальную стоимость объектов основных средств, полученных организацией в обмен  на другое имущество, включаются также  фактические затраты организации  на доставку этих объектов и приведение их в состояние, пригодное для  использования.

     Принятие  к бухгалтерскому учету объектов основных средств, приобретенных в  обмен на другое имущество, отражается по дебету счета учета основных средств в корреспонденции с кредитом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

     Перемещение основных средств внутри организации (из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка и др.) в другой) оформляется накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств по форме № ОС-2.

     Внутреннее  перемещение объекта основных средств  отражается в учете по кредиту счета 01 «Основные средства» (с одного субсчета) в корреспонденции с дебетом счета 01 «Основные средства» (на другой субсчет). Данные о перемещении объектов основных средств вносятся в инвентарные карточки (книгу) учета объектов основных средств, которые помещаются в картотеку по новому местонахождению.

     Затраты, связанные с перемещением объекта  основных средств (транспортные передвижные средства, экскаваторы, канавокопатели, подъемные краны, строительные механизмы и др.) внутри организации, относятся на затраты на производство (расходы на продажу). [26] 

2.3 Учёт выбытия основных средств.

     Основные  средства могут выбыть с предприятия  по различным причинам:

     1. Безвозмездная передача. В этом  случае передача основных средств  оформляется актом формы № ОС-2, составленным в двух экземплярах, который служит основанием для списания основных средств бухгалтерией. Стоимость основных, средств переданных другим предприятиям безвозмездно, списывается в уменьшение уставного фонда развернуто:  первоначальная стоимость — на уменьшение уставного фонда, сумма износа — на его увеличение.

     2. Финансовые вложения предприятия  могут иметь место когда предприятие  передает основные средства как  свой вклад в уставный капитал  создаваемого дочернего предприятия.

     3. Продажа неиспользуемых основных средств. При продаже неиспользуемых основных средвтв выручка от их реализации направляется предприятием в фонд развития производства, науки и техники.

     4. Ликвидация ветхих и морально  изношенных объектов. С баланса  предприятия могут быть списаны здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и другое имущество, относящиеся к основным средствам по причине: а) их негодности вследствие физического износа, аварий, стихийных бедствий, нарушения нормальных условий эксплуотации и по другим причинам, б) морального устарения, в) в связи со строительством, реконструкцией и техническим перевооружением предприятий, цехов и других объектов.

     5. Недостачи. Необходимость списания  основных средств появляется  и в случае обнаружения их недостачи.

     6. Стихийные бедствия. Выбытие основных  средств может произойти в  результате пожара, стихийных бедствий  и экстремальных ситуаций.

      7. Передача другим предприятиям  на условиях аренды. [31]

     Стоимость объекта основных средств, который  выбывает или не способен приносить организации экономической  выгоды (дохода) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета (п.29 ПБУ 6/01).

     Для оформления необходимой документации на списание основных средств руководителем  организации создается специально действующая комиссия. Списание объектов основных средств оформляется актом по форме № ОС-4, № ОС-4а, № ОС-4б. Оформленные акты на списание основных средств передаются в бухгалтерию, которая отмечает снятие с учета объектов в инвентарных карточках (или инвентарной книге). Инвентарные карточки на выбывшие объекты хранятся в организации не менее 5 лет.

     Доходы  и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств  отражаются в учете в том отчетном периоде, к которому они относятся.

     Бухгалтерский учет доходов и расходов, связанных с выбытием основных средств, как правило, ведется на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в разрезе субсчетов: 91-1 «Прочие доходы» и 91-2 «Прочие расходы». По кредиту субсчета 91-1 «Прочие доходы» отражаются поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств. По дебету субсчета 91-2 «Прочие расходы» списывается остаточная стоимость основных средств, производится начисление НДС в установленных главой 21 НК РФ случаях и других расходов, связанных с их выбытием. Финансовый результат от выбытия основных средств можно определить только по данным аналитического учета путем сопоставления дебетового оборота по субсчету 91 -2 «Прочие расходы» и кредитового оборота субсчета 91-1 «Прочие доходы». Это вызвано тем, что на счете 91 «Прочие доходы и расходы» кроме операций по выбытию основных средств отражается выбытие нематериальных активов, материалов, начисление операционных и внереализационных доходов и расходов.[23]

     Для определения остаточной стоимости  выбывающего объекта основных средств Инструкцией по применению Плана счетов рекомендовано к счету 01 «Основные средства» открывать субсчет «Выбытие основных средств», на котором остаточная стоимость формируется следующими записями:

     1) Списана первоначальная стоимость выбывающего объекта основных средств:

Дт 01  «Основные  средства», субсчет «Выбытие основных средств»

Кт 01 «Основные  средства»  

     2)Списана сумма амортизации, начисленной по этому объекту за время эксплуатации (за период с месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию, до конца месяца, в котором объект выбыл):

Дт 02  «Амортизация основных средств»

Кт 01 «Основные  средства»,  субсчет «Выбытие основных средств»

     3) Отражаются поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств:

Дт 51, 62, 10

Кт 91 «Прочие  доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие  доходы» 

     4) Отражаются расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств:

Дт 91 «Прочие  доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие  расходы»

Кт 23, 70, 69 и др.

Информация о работе Поступление и выбытие основных средств