Поступление и выбытие основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Эффективность использования основных средств в значительной степени зависит от организации бухгалтерского учета, поскольку именно в системе бухгалтерского учета формируется большая часть информации, необходимой для принятия управленческих решений. К такой информации, в частности, относятся сведения о наличии и техническом состоянии объектов основных средств, получаемые в процессе инвентаризации. На основе указанной информации принимаются решения о списании с баланса неиспользуемых объектов основных средств путем продажи или ликвидации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..стр.2

1.Теоретические и методологические основы учета основных средств...стр.4
Понятие основных средств………………………………………….стр.4
Задачи учёта и порядок оценки основных средств………………..стр.6
Классификация основных средств………………………………….стр.10

2.Синтетический и аналитический учёт основных средств………………стр.12

2.1 Первичная документация по учёту основных средств…………стр.12

2.2 Учёт поступления основных средств……………………………стр.14

2.3 Учёт выбытия основных средств………………………………...стр.26

3. Учёт амортизации основных средств……………………………………стр.34

4. Инвентаризация основных средств………………………………………стр.41

5. Анализ эффективности использования основных средств……………..стр.43

6. Международные стандарты учета основных средств…………………..стр.45

7. Отчётность…………………………………………………………………стр.55

7.1 Задачи и виды отчётности………………………………………...стр. 55

7.2 Бухгалтерская отчётность по основным средствам……………..стр.57

Заключение……………………………………………………………………стр.62

Список литературы…………………………………………………………...стр.65

Работа содержит 1 файл

вып. раб бакалавр.doc

— 380.50 Кб (Скачать)

     При взносе основных средств в счет вклада в уставный (складочный) капитал  организации первоначальной стоимостью объекта признается договорная его  стоимость, согласованная с ее учредителями (участниками) , если другое не предусмотрено действующим законодательством.

     При бартерных сделках первоначальной стоимостью считается стоимость  обмениваемого имущества в оценке, принятой в учете передающей стороны.

     В случаях безвозмездного получения  объект становится на учет по рыночной цене, действующей в данном регионе на дату его оприходования.

     Изменение первоначальной стоимости объекта  в течение срока его полезного  использования не допускается, кроме  следующих случаев:

  • достройки;
  • дооборудования;
  • реконструкции;
  • частичной ликвидации.

     Результат (увеличение +, уменьшение -) от изменения  первоначальной стоимости объекта  относится на добавочный капитал  организации.

     Восстановительная стоимость – стоимость воспроизводства  эксплуатируемых основных средств  исходя из современных цен и современных условий изготовления аналогичных объектов.

     Перевод первоначальной стоимости основных средств в восстановительную  производится в результате их переоценки, дату и порядок осуществления  которой определяет Правительство  РФ.

     Остаточная стоимость рассматривается как реальная стоимость (без учета современных условий их воспроизводства) на определенную дату. Она исчисляется путем вычитания из первоначальной стоимости объекта суммы его износа за период эксплуатации.

     Ликвидационная  стоимость – стоимость полезных отходов (металлолом, запасные части, дрова и т.п.) , полученных после ликвидации или реализации объекта и принятых к учету в условной оценке.

     Различают также амортизируемую стоимость  – стоимость, которая будет перенесена на вновь созданный продукт за период эксплуатации соответствующего объекта. Она исчисляется путем исключения из первоначальной стоимости ее ликвидационной части. Если такой части в период ликвидации нет, то амортизируемая стоимость будет совпадать с ликвидационной. [5]

Основные  средства в соответствии с п. 22 Методических указаний N 91 могут приниматься к  бухгалтерскому учету в случаях:

1) приобретения, сооружения и изготовления за  плату;

2) сооружения  и изготовления самой организацией;

3) поступления  от учредителей в счет вклада в уставный (складочный) капитал, паевой фонд;

4) поступления  от юридических и физических  лиц безвозмездно;

5) получения  государственным и муниципальным  унитарным предприятием при формировании  уставного фонда;

6) поступления  в дочерние (зависимые) общества от головной организации;

7) поступления  в порядке приватизации государственного  и муниципального имущества организациями  различных организационно-правовых  форм (акционерным обществом и  другими);

8) в  других случаях.

Первоначальная  стоимость основных средств определяется в соответствии со вторым разделом Методических указаний по учету основных средств N 91н. 

1.3 Классификация основных средств.

Касьянова Г.Ю пишет о классификации основных средств следующее:  по видам основные средства делятся на: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительную технику, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, и другие соответствующие объекты.

     Для рациональной организации учета  основных средств и достоверного отражения в отчетности важна  их детальная классификация. Существует несколько квалификационных признаков, по которым можно сгруппировать  основные средства.

  • По видам основные средства предприятий подразделяют в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) на: здания; сооружения; передаточные устройства; рабочие и силовые машины и оборудование; транспортные средства; производственный и хозяйственный инвентарь; рабочий и продуктивный скот; многолетние насаждения; земельные участки; объекты природопользования, приобретенные организацией в собственность и др. Классификация основных средств по видам положена в основу их аналитического учета.
  • По отраслевому признаку основные средства подразделяют на: основные средства промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства и др.
  • По характеру участия в производственном процессе основные средства подразделяют на: активные (непосредственно участвующие в производственном процессе) и пассивные (создающие условия для нормального хода производства).
  • По назначению основные средства предприятий подразделяют на производственные (используемые при ведении обычных видов деятельности) и непроизводственные (неиспользуемые при ведении обычных видов деятельности). 
  • По имеющимся правам основные средства подразделяют на принадлежащие организации на правах собственности (в т.ч. сданные в аренду или переданные в доверительное управление); находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении; полученные организацией в аренду; полученные организацией в безвозмездное пользование; полученные организацией в доверительное управление.
  • По степени использования основные средства подразделяют на: находящиеся в эксплуатации; в запасе (резерве); в ремонте; на стадии доработки (дооборудования); на реконструкции; модернизации; на консервации; выведенные из эксплуатации и предназначенные для продажи. [21]

По мнению Ануфриева В.Е. Для бухгалтерского учета и управления основными фондами на всех уровнях хозяйствования первостепенное значение имеет функционально - видовая классификация средств труда, установленная Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359. В целях обеспечения единообразия группировки основных средств в учете и отчетности предприятий независимо от их отраслевой принадлежности и организационно - правовой формы Общероссийским классификатором конкретные наименования средств труда отнесены к соответствующим видам по их функциональной роли в производственно - хозяйственной деятельности предприятия. [7] 
 
 

2. Синтетический и  аналитический учёт  основных средств.

2.1 Первичная документация по учёту основных средств.

     Документирование  хозяйственных операций регламентируется статьей 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете) и пунктами 12-18 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.

     Все хозяйственные операции, проводимые организацией должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет (п. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).

     Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной документации. Если по отдельным операциям форма документа не предусмотрена в этих альбомах, то организация самостоятельно разрабатывает и утверждает соответствующую форму (п. 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). Разрабатываемые организацией формы первичных документов должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете, а именно: наименование документа, дату составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении), наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц и их расшифровки (в том числе и на документах, созданных с применением средств вычислительной техники). [4]

     Альбом  унифицированных форм первичной  документации по учету основных средств разработан НИПИстатинформ Госкомстата России на основании постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 835 «О первичных учетных документах» и утвержден постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 (далее Постановление Госкомстата № 7). Унифицированные формы, утвержденные этим документом, начали применяться с марта 2003 года. Перечень форм первичного учета основных средств приведен в таблице 1.

     Таблица 1 .

     Унифицированные формы первичной документации по учету основных средств. 

Номер Наименование Назначение
ОС-1 Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме  зданий, сооружений) Применяется для  оформления приема-передачи отдельных  объектов основных средств (кроме зданий, сооружений), их включения в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию, а также для исключения объектов из состава основных средств при их передаче (продаже, мене.) другой организации.
ОС-1а Акт о приеме-сдаче  здания, сооружения Применяется для  тех же целей, что и акт ОС-1, но предназначен исключительно для приема-передачи зданий и сооружений.
ОС-1б Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме  зданий, сооружений) Применяется для  тех же целей, что и акт ОС-1, но предназначен для передачи групп  объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)
ОС-2 Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств Применяется для  оформления и учета перемещения  объектов основных средств внутри организации  из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка и др.) в  другой.
ОС-3 Акт о приеме-передаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств Применяется для  оформления и учета приема-сдачи  объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации.
ОС-4 Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) Применяются для  списания единичных объектов основных средств, пришедших в негодность.
ОС-4а Акт о списании автотранспортных средств Применяются для  списания автотранспортных средств, пришедших  в негодность.
ОС-4б Акт о списании групп объектов основных средств (кроме  автотранспортных средств) Применяются для  списания группы объектов основных средств (кроме автотранспортных средств), пришедших  в негодность.
ОС-6 Инвентарная карточка учета объекта основных средств Применяется для учета наличия единичных объектов основных средств и их движения внутри организации.
ОС-6а Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств Применяется для  учета наличия групп однотипных объектов основных средств и их движения внутри организации.
ОС-6б Инвентарная книга  учета объектов основных средств Применяется для  тех же целей, что и две предыдущие формы, но предназначена для использования  малыми предприятиями.
ОС-14 Акт о приеме (поступлении) оборудования Применяется для  учета оборудования, поступившего на склад, с целью его последующего использования в качестве объекта основных средств.
ОС-15 Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж Применяется при  передаче оборудования в монтаж.
ОС-16 Акт о выявленных дефектах оборудования Составляется  при обнаружении дефектов оборудования, выявленных в процессе монтажа, наладки  или испытания, а также по результатам  контроля.
 

[2]

2.2 Учёт поступления основных средств.

     В организацию основные средства поступают различными способами:

     – приобретение за плату у поставщиков;

     – создание хозяйственным способом;

     – получение по договору дарения (безвозмездно);

     – поступление в качестве вклада в  уставный капитал;

     – поступление по договорам, предусматривающим  исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами.

     Бухгалтерский учет наличия и движения собственных  основных средств организации осуществляется на активном счете 01 «Основные средства».

Любое поступление основных средств в организацию вначале отражается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

     Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы»  является калькуляционным счетом, предназначенным  для накапливания и суммирования фактических затрат по поступающим  основным средствам.

     Фактические затраты, связанные с сооружением  и изготовлением основных средств, также первоначально собираются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» (субсчет 08-3 «Строительство объектов основных средств») в корреспонденции со счетами учета расчетов.

На субсчете 08-3 «Строительство объектов основных средств» учитываются затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство.

     Фактические затраты, связанные с приобретением основных средств за плату, первоначально собираются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» (субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств») в корреспонденции со счетами учета расчетов (счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

     На  субсчете 08-4 «Приобретение объектов основных средств» учитываются фактические затраты по приобретению оборудования, машин, инструмента, инвентаря и других объектов основных средств, не требующих монтажа.

     При принятии основных средств к учету  фактические затраты, учтенные на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (по соответствующим субсчетам), относятся на дебет счета 01 «Основные средства».

Информация о работе Поступление и выбытие основных средств