Порядок заполнения учетных регистров

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

Товарно-материальные ценности обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс предприятия. В промышленности постоянно увеличивается потребление их в производстве. Это обуславливается расширением производства, значительным удельным весом материальных затрат в себестоимости продукции и ростом цен на ресурсы. В условиях рыночной экономики важное значение приобретает улучшение качественных показателей использования товарно-материальных ценностей. К ним относится снижение удельных затрат материалов в себестоимости продукции, всемирная экономия.
Целью данной работы является то, что на основе действующих законодательно-нормативных актов, требуется рассмотреть учет, организацию и оценку товарно-материальных ценностей предприятия, а также изучить пути ведения их учета.

Содержание

Введение………………………………………………………………………1
1. Понятие товарно-материальных ценностей……………………………...2
1.1 Классификация товарно-материальных ценностей ……………………4
1.2 Оценка и переоценка товарно-материальных ценностей………………6
2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………...9
2.1 Поступление материалов от поставщиков по фактической себестоимости……………………………………………………………………10
2.2 Поступление материалов от поставщиков по учетной цене………….10
2.3 Поступление материалов от поставщиков по фиксированной цене…11
2.4 Документальное оформление поступления материалов……………...11
2.5 Учет горюче-смазочных материалов…………………………………..14
2.5.1 Учет переработки материалов на стороне…………………………...15
2.6 Особенности учета драгоценных камней и драгоценных металлов…16
2.7 Характеристика налога по приобретенным товарно-материальным ценностям………………………………………………………………………...19
2.7.1 Порядок заполнения книги покупок………………………………….22
3. Порядок заполнения учетных регистров ……………………………….23
3.1 Порядок заполнения журнала-ордера № 6 ……………………………23
3.2 Порядок заполнения ведомости № 10………………………………….25
3.3 Отчетность по материалам……………………………………………...26
Заключение…………………………………………………………………..28
Используемая литература……………………………

Работа содержит 1 файл

курсач _Ура!! я его сделала!.docx

— 75.58 Кб (Скачать)

На субсчете 10-8 «Строительные материалы» организациями-застройщиками учитываются наличие и движение материалов, используемых непосредственно в процессе строительных и монтажных работ, для изготовления строительных деталей, возведения и отделки конструкций и частей зданий и сооружений, строительные конструкции и детали.

На субсчете 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» учитываются наличие и движение инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, которые в состав средств в обороте.

На субсчете 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» учитывается поступление, наличие и движение специального оборудования и специальной одежды, находящихся на складах организации или в иных местах хранения.

На субсчете 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» учитываются наличие и движение специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды в эксплуатации (при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации).

 

    1. Оценка и переоценка товарно-материальных ценностей

 

 Важнейшей предпосылкой организации учета является их оценка. Она имеет немаловажное значение и в деле машинной обработки данных этого учета. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», производственные запасы в учете и отчетности должны отражаться по их фактической себестоимости.

    Фактическая себестоимость  производственных запасов слагается  из затрат на их приобретение (включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ценностей), наценок, комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческим, внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж таможенных пошлин, расходов на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемых силами сторонних организаций.

Могут применяться  следующие методы оценки товарно-материальных ценностей:

- учет материалов по фактической себестоимости (по средневзвешенным ценам);

-учет материалов по учетным ценам с учетом отклонений от их фактической стоимости;

       - учет материалов по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО);

     - учет материалов  по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ЛИФО).

ЛИФО (от английского «LIFO - last in - first out») – это метод оценки материалов исходя из правила: «последняя партия на приход – первая в расход». Сущность этого метода заключается в следующем: первыми списываются в производство материалы, которые поступили на склад предприятия последними. При использовании этого метода оценка материальных ценностей, находящихся на складе на конец отчетного периода, производится по фактической себестоимости ранее поступивших материалов.

   Этот метод оправдан в условиях большой инфляции, так как стоимость списываемого материала на производство и другие цели максимально приближена к текущим рыночным ценам: в первую очередь списывается материал, купленный последним, и его учетная цена ближе к рыночным ценам, чем цены первых партий.

В международной практике бухгалтерского учета применяется  также метод ФИФО (от английского «FIFO - first in - first out»).Здесь применяется правило, заключенное в его английском названии: «первая партия в приход — первая партия в расход» . По этому методу израсходованные материалы оценивают сначала по себестоимости первой закупленной партии, затем - по себестоимости второй партии и т.д. независимо от того, из какой партии израсходованы материалы. Этот метод оправдан в условиях, когда вновь поступающая партия материала поступает по более низкой цене, чем предыдущая, а также при низкой инфляции.

Применение методов ЛИФО и ФИФО требует организации учета  приобретения материалов по партиям, с  отслеживанием времени прихода  и списания, что достаточно сложно и не всегда себя оправдывает. Предприятие самостоятельно выбирает один из приведенных методов оценки стоимости производственных запасов и оговаривает его в приказе об учетной политике.

          Переоценка проводится, как правило, по разрешениям Совета Министров Республики Беларусь в связи с изменением цен и тарифов на товарно-материальные ценности. При этом остатки ценностей, подлежащих переоценке, обычно подвергаются инвентаризации. В результате переоценки могут быть выявлены дооценка или уценка материалов.

         Для отражения сумм разниц  от переоценки товарно-материальных  ценностей в бухгалтерском учете  используется счет 83 «Добавочный фонд».

По дебету этого счета  отражают начисление сумм уценки, а  по кредиту – начисление сумм дооценки.

          Суммы дооценки материальных ценностей могут относиться на пополнение собственных оборотных средств и перечисляются в бюджет. 

          Методики и коэффициенты переоценки (перерасчета) имущества в связи  с инфляцией утверждаются Советом  Министров Республики Беларусь.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

 

Материальные ценности поступают  от поставщиков, подотчетных лиц, из собственного производства, от ликвидации основных средств, безвозмездно в счет вклада в уставный капитал. Все лица, имеющие отношение к товарно-транспортным операциям должны тщательно изучить инструкцию по заполнению товарно-транспортных накладных, путевых листов и других документов. Предприятие-покупатель заключает договора поставок с предприятиями-поставщиками. В этих договорах оговариваются права и обязанности сторон, объем ассортимент, сроки поставок, меры ответственности за нарушение условий договоров.

 Отгружая материалы, поставщик высылает покупателям расчетные и другие сопроводительные документы, например, счета-фактуры, накладные, сертификаты качества и другие.

Поступившие документы передаются в отдел снабжения, затем заполняется  ведомость оперативного учета выполнения договоров поставок и журнал учета  поступающих грузов формы М-1.

В отделе снабжения делается отметка о полном или частичном  акцепте (согласие на оплату). Проверенные  документы поступают в бухгалтерию. Бухгалтер перечисляет поставщику нужную сумму. Там же снабженцу выписывают доверенность в одном экземпляре формы М-2 или М-2а.

Учет выданных доверенностей  ведется в специальном журнале  М-3. Не использованные доверенности подлежат возврату и аннулируются.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на активно-пассивном  счете 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками». На этом счете учитываются  расчеты за полученные товарно-материальные ценности, излишки материалов, выявленных при приемке, по выданным авансам под поставку материальных ценностей и т.д.

Счет 60 кредитуется на стоимость  принимаемых к бухгалтерскому учету  товарно-материальных ценностей в  корреспонденции со счетом 15 «Заготовление  и приобретение материальных ценностей» или счетом учета ТМЦ соответствующих  затрат о доставке. Независимо от принимаемого порядка оценки ТМЦ в аналитическом  учете записи по Кт 60 производятся согласно расчетным документам поставщика в  пределах сумм акцепта исходя из фактически поступивших ценностей.

За неотфактурованные  поставки счет 60 кредитуется на стоимость  поступивших ценностей, определяемую исходя из цены и условий, предусмотренных  договором или на сумму НДС, подлежащего  последующей оплате поставщикам  ТМЦ.

Счет 60 дебетуется на сумму  оплаты счетов, включая авансы и  предварительную оплату в корреспонденции  с кредитом учета денежных средств.

 

 

2.1 Поступление материалов  от поставщиков по фактической  себестоимости

 

Метод учета материальных ценностей по фактической себестоимости  применяется в основном предприятиями  с небольшой номеклатурой материалов. При этом методе на основе данных оборотных  ведомостей определяется средневзвешенная стоимость каждого наименования или группы материалов исходя из остатка  на начало месяца и   за месяц. По этой средневзвешенной себестоимости  должен оцениваться расход за месяц  и остаток на конец месяца.

Данный метод отражается следующими проводками:

1. Поступление материалов от поставщиков (без НДС)     Дт 10   Кт 60

2. Отражается НДС по поступившим материалам              Дт 18    Кт 60

3. отражается оплата поставщикам (с учетом НДС)          Дт 60    Кт 51

4. Транспортно-заготовительные расходы                          Дт 10     Кт 60

5. Расход материалов                                                             Дт 20    Кт 10

Таким образом, в данном случае на счет 10 относится стоимость приобретения и транспортно-заготовительные расходы.

 

    1. Поступление материалов от поставщиков по учетным ценам

с учетом отклонений от их фактической  стоимости

 

Аналитический текущий учет материальных ценностей может осуществляться в оценке по твердым учетным ценам. В качестве учетных цен используются:

  1. Договорные или прейскурантные цены с выделением отклонений в виде транспортно-заготовительных расходов;
  2. Планово-расчетные цены, рассчитанные как средняя величина фактической заготовительной стоимости за определенный период с выделением отклонений.

     Отклонения  фактической себестоимости от  учетной распределяются пропорционально  учетной стоимости сырья и  материалов, израсходованных на  производство продукции, списанных  на продажу, отпущенных жилищно-коммунальному  и другим непромышленным хозяйствам  в течение отчетного периода,  а также находящихся в остатке  на конец отчетного периода.

     При применении  варианта оценки материалов по  учетным ценам с учетом отклонений  от их фактической себестоимости  применяется опративно-бухгалтерский  (сальдовый) метод учета материалов. При этом методе ведутся карточки  складского учета материалов (форма М-12) в количественном выражении с указанием цены. На основании карточек заполняется ведомость учета остатков материалов (сальдовая ведомость).

В бухгалтерском учете  этот метод найдет следующее отражение:

 

  1. Поступление материалов от поставщиков (без НДС)  Дт 15   Кт 60
  2. Отражается НДС по поступившим материалам          Дт 18   Кт 60
  3. Отражается оплата поставщикам (с учетом НДС)      Дт 60   Кт 51
  4. Учетная стоимость материалов                                    Дт 10   Кт 15
  5. Отклонения: отрицательное                                         Дт 15   Кт 16  

                             положительное          Дт 16    Кт 15

6. Расход материалов на  производство                                 Дт 20   Кт 10

7. Списание отклонений  на производство                            Дт 20   Кт 16

 

    1. Поступление материалов от поставщиков по фиксированной цене

 

На основании установленных  фиксированных цен на покупные материалы  формируется номенклатура-ценник.

На исходную дату проводится переоформление карточек складского учета. На каждое наименование материалов открывается  одна карточка с указанием в ней  фиксированной цены. Разница между  стоимостью материалов в фиксированных ценах и ценах поставщиков единовременно на исходную дату регулируется счетом 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

В месяце, предшествующем дате перехода на новые фиксированные  цены, счет 16 закрывается дополнительной или сторнировочной бухгалтерской  записью по дебету счета 16 и кредиту  счета 83 «Добавочный фонд» и сальдо на конец отчетного года (дату перехода на новые фиксированные цены) не имеет.

В бухгалтерском учете  производятся следующие записи:

1. Поступили материалы  от поставщиков (без НДС)         Дт 10   Кт 60

2. Отражается НДС по  поступившим материалам             Дт 18   Кт 60

3. Отражается оплата поставщикам  (с учетом НДС)         Дт 60   Кт 51

4. Отчет сторонних организаций  по транспортировке      Дт 10  Кт 16

5. Списываются отклонения  в стоимости материалов       Дт 20   Кт 16

6. Взят к зачету НДС                                                           Дт 68   Кт 18

  

2.4 Документальное оформление поступления материалов

 

Материалы поступают в  организацию от разных поставщиков, своих подсобных и вспомогательных  производств, от списания основных средств (металлом, запасные части и др.), из основного производства в виде возвратных отходов (обрубки, обрезки, стружка и др.), а также приобретаются  за наличный расчет через подотчетных  лиц.

Отгрузив материальные ценности покупателям, организации-поставщики одновременно высылают им расчетно-платежные  документы вместе с отгрузочными и другими сопроводительными  документами (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, железнодорожные  квитанции и др.).  Полученные от поставщиков документы направляются в отдел материально-технического обслуживания, где проверяется соответствие отгрузки договорным условиям поставки и ассортименту, количеству, цене, срокам поставки и т.п. затем делаются отметки о выполнении договоров в специальных карточках или копиях договоров. После этого производятся записи в журнале учета поступающих грузов (ф. М-1), который ведется отделом материально-технического снабжения. Одновременно здесь же решается вопрос об оплате платежных документов за приобретенные ценности.

Информация о работе Порядок заполнения учетных регистров