Порядок учета материально-производственных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 12:45, контрольная работа

Описание работы

Сырьевые, материальные и топливно-энергетические ресурсы - это важнейшая составная часть национального богатства страны. Поэтому в комплексе мер по созданию системы бухгалтерского учета большое значение имеет формирование полной и достоверной учетной информации о наличии, движении и использовании производственных запасов на каждом предприятии.

Содержание

Введение………………………………………………………….………………….3
1. Понятие, классификация и порядок учета материально-производственных запасов на примере ОАО БОЗ «Нефтеавтоматика»………………………………5
2. Документальный учет наличия и движения материально-производственных запасов на предприятии ОАО БОЗ «Нефтеавтоматика»….16
Решение задачи…………………………………………………………….……….28
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………..

Работа содержит 1 файл

контр работа по бухучету-вар 2.doc

— 357.50 Кб (Скачать)

      Если  перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах. Первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя; второй - для оприходования материалов на ОАО «БОЗНА»; третий предназначен для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей; четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступивших грузов с данными накладной. При наличии такого расхождения приемку материалов оформляют актом о приемке материалов.

      Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства, материалов, оставшихся от списания основных средств и т. п., оформляют однострочными или многострочными накладными на внутреннее перемещение материалов, которые выписывают цехи-сдатчики в двух экземплярах. Один из них является основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа.

      Подотчетные лица приобретают материалы на предприятиях торговли, у других предприятий и кооперативов, на колхозном рынке или у населения за наличные деньги (2, С.162).

      Документами, подтверждающими стоимость приобретенных  материалов, являются товарный счет и акт (справка), которые составляет подотчетное лицо с участием других должностных лиц предприятия. В них излагается содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования и количества материалов и иены. Подотчетное лицо отражает в акте (справке) также данные паспорта продавца товара. Акт (справка) прилагается к авансовому отчету подотчетного лица.

      Правильное  и своевременное документальное оформление на отгрузку и отпуск товарно-материальных ценностей со складов ОАО «БОЗНА»  – одно из основных условий обеспечения контроля за сохранностью материальных ценностей при их реализации.

      Материалы отпускают со склада ОАО «БОЗНА»  на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону для переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных материалов.

      Для обеспечения контроля за расходованием  материалов и правильного документального  его оформления осуществляют соответствующие организационные мероприятия. Важным условием контроля за рациональным использованием материалов, например, является их нормирование и отпуск на основе установленных лимитов. Лимиты рассчитываются службой снабжения ОАО «БОЗНА» на основе данных об объеме выпуска продукции и норм расхода материалов на единицу продукции.

      Все службы ОАО «БОЗНА» имеют список должностных лиц, которым предоставлено  право подписывать документы  на получение и отпуск со склада материалов, а также выдавать разрешения на вывоз с предприятия материалов. Отпускаемые материалы взвешиваются, измеряются и подсчитываются.

      Порядок документального оформления отпуска  материалов с ОАО «БОЗНА» зависит прежде всего от направления расхода и периодичности отпуска материалов.

      Расход  материалов на ОАО «БОЗНА», отпускаемых в производство, ежедневно оформляют лимитно-заборными картами. Они выписываются бухгалтерией в двух экземплярах на один или несколько видов материалов и, как правило, сроком на один месяц. Также применяются квартальные и полугодовые лимитно-заборные карты с отрывными месячными талонами на фактический отпуск. В них указывают: вид операций; номер склада, отпускающего материалы; цех-получатель; шифр затрат; номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов; единицу измерения и лимит месячного расхода материалов, который исчисляют в соответствии с производственной программой на месяц и действующими нормами расхода.

      Один  экземпляр лимитно-заборной карты  вручают цеху-получателю, другой — складу. Кладовщик записывает количество отпущенного материала и остаток лимита в обоих экземплярах карты и расписывается в карте цеха-получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе.

      Отпуск  материалов со складов ОАО «БОЗНА»  производят в пределах установленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим (при отсутствии материала на складе) оформляют выпиской отдельного требования-накладной. При замене в лимитно-заборной карте материала делают запись: "Замена, смотри требование № ____", - и уменьшают остаток лимита. Не использованные в производстве и возвращенные на склад материалы записывают в лимитно-заборную карту без составления каких-либо дополнительных документов.

      Применение  лимитно-заборных карт значительно  сокращает количество разовых первичных документов.

      Для учета движения материалов внутри предприятия  ОАО «БОЗНА» применяют многострочные  требования-накладные. Накладные составляют материально ответственные лица участка, отпускающего ценности, в двух экземплярах, один из которых с распиской получателя остается на месте, а второй с распиской лица, отпускающего ценности, передается получателю ценностей.

      Отпуск  материалов сторонним организациям оформляют накладными на отпуск материалов на сторону. Их выписывает бухгалтерия ОАО «БОЗНА» на основании выписанного ранее наряд-заказа в службе снабжения в двух экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов. Первый экземпляр накладной остается на складе и является основанием для аналитического и синтетического учета материалов, второй передается получателю материалов.

      При перевозке материалов автотранспортом  вместо накладной на ОАО «БОЗНА»  применяют товарно-транспортную накладную.

      В установленные дни документы  по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию предприятия по реестру приемки-сдачи документов, составленному в двух экземплярах. Первый из них сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, второй остается на складе ОАО «БОЗНА».

      В небольших, особенно непроизводственных, организациях отпуск материалов на производство продукции и оказание услуг осуществляется без оформления специальными документами. Фактически израсходованные материалы по их видам отражаются и актах или отчетах о выпуске и реализации готовой продукции. Акты составляются, как правило, подекадно работником организации, ответственным за приемку, хранение и реализацию продукции. После утверждения руководителем организации акт служит основанием для списания соответствующих материалов (2, С.185).

      Для обеспечения производственной программы  соответствующими материальными ресурсами в крупных организациях создаются специализированные склады для хранения основных и вспомогательных материалов, топлива, запасных частей и других материалов. Кроме центральных складов в различных структурных подразделениях организации могут быть кладовые, выполняющие функции промежуточных складов. Каждому складу приказом по организации присваивается постоянный номер, который впоследствии указывается на всех документах, относящихся к операциям данного склада. Склады должны быть обеспечены исправными весами, измерительными приборами и мерной тарой.

      На  складах ОАО «БОЗНА» материальные ценности размещаются по секциям, а внутри них - по группам, типо- и сорторазмерам в штабелях, ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, ячейках, поддонах, что обеспечивает быструю их приемку, отпуск и контроль за соответствием фактического наличия установленным нормам запаса (лимиту).

      Учет  материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально ответственным лицом. С кладовщиком заключается по установленной форме типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

      Учет  движения и остатков материалов помимо бухгалтерии ОАО «БОЗНА»  осуществляют в карточках учета материалов, которые находятся у заведующих складами. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку.

      В карточках записывают в них следующие данные: номер склада, наименование материалов, их марку, сорт, профиль, размер, единицу измерения, номенклатурный номер, учетную цену и лимит. После этого в процессе отпуска или приема на склад одноименных и аналогичных по своим характеристикам и цене вновь поступающих (отпускаемых)  материалов заведующий складом заполняет колонки прихода, расхода и выводит остатки материалов. Запись в карточках кладовщик делает на основании первичных документов (приходных ордеров, требований, накладных и т. п.) и день совершения операций. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии запасов материалов. Если остаток материалов будет выше или ниже установленной нормы запасов, заведующий складом обязан сообщить об этом в службу снабжения.

      В условиях компьютеризации и автоматизированного  складского хозяйства ОАО «БОЗНА» в последние годы вместо карточек учета материалов применяют систематически составляемые машинограммы-ведомости движения и остатков материалов. В них на основании первичных документов отражают те же данные, что и в карточках учета материалов. Однако в отличие от многочисленных карточек машинограммы-ведомости ведут лишь по складам и материально ответственным лицам. Машинограммы используются для контроля за движением и состоянием материалов на складе и оперативного управления производством.

      В конце каждого месяца материально ответственные лица (заведующие пунктами и отделениями, мастера) составляют месячные отчеты об остатках и движении материалов в подотчете и представляют их в бухгалтерию ОАО «БОЗНА». В отчетах содержатся сведения об остатках материалов на начало месяца их поступления, расходе и остатке на конец месяца. В них наряду с фактическим расходом материалов указывают их расход по норме. Нормативный расход материалов исчисляют в бухгалтерии, где производится, кроме того, и таксировка отчета.

      При использовании материальных отчетов отпадает необходимость в составлении других документов на расход материалов. Вместе с тем упрощается учет материалов в подотчете, поскольку в качестве регистров аналитического учета используются отчеты материально ответственных лиц.

      Все первичные документы по движению материалов со складов и подразделений организации поступают в бухгалтерию.

      Таким образом, существует несколько вариантов  учета материалов в бухгалтерии. При первом варианте в бухгалтерии открывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, в которые записывают на основании первичных документов операции по поступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек складского учета лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным карточек составляют сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах и данными карточек складского учета.

      При втором варианте все приходные и  расходные документы группируют по номенклатурным номерам, и в конце  месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и денежном выражениях по каждому складу отдельно в разрезе соответствующих синтетических счетов и субсчетов.

      Более прогрессивным является оперативно-бухгалтерский, или сальдовый, метод учета материалов. При сальдовом методе бухгалтерия не дублирует складского сортового учета ни в отдельных карточках аналитического учета, ни в оборотных ведомостях, а использует в качестве регистров аналитического учета карточки учета материалов, ведущиеся на складах.

      В качестве передовых технологий в  учете товарно-материальных ценностей  все больше стало практиковаться применение средств вычислительной техники. При переносе данных из карточек складского учета в компьютер  на их основе разрабатывается сортовая оборотно-сличительная ведомость, в которой сопоставляются исходящий остаток материалов (в количественном и суммовом выражениях) по первичным документам, по карточкам складского учета и выявляются отклонения между этими данными. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Решение задачи

Журнал  хозяйственных операций

Пор.

Содержание  хозяйственной операции Сумма,

руб.

Бухг.проводка
Дебет Кредит 
1 Согласно ведомости  распределения отпущены со склада материалы:
  • Основному производству на изготовление продукции……………………………………..
  • Вспомогательному производству на выполнение работ………………………………
  • На содержание оборудования…………………
  • На содержание здания цеха…………………..
  • На содержание зданий общехозяйственного назначения……………………………………….
 
 
 
257200 

23000

15300

7500 

4300

 
 
 
20 

23

25

25 

26

 
 
 
 
10
2 Отпущено топливо:
  • Основному производству на технологические цели……..……………………………………..
  • Вспомогательному производству …………..
 
 
26400

10500

 
 
25

23

 
 
10
3 Оприходованы  на склад отходы основного производства 4600 10 20
4 Согласно ведомости распределения начислена основная зарплата:
  • Рабочим основного производства……………..
  • Рабочим вспомогательных производств……….
  • Рабочим по обслуживанию оборудования…….
  • Цеховому персоналу……………………………
  • Персоналу управления…………………………
 
 
127800

30700

7400

9600

6400

 
 
20

23

25

25

26

 
 
 
 
70
5 Начислен резерв на оплату отпусков рабочим:
  • Основного производства……………………….
  • Вспомогательного производства………………
  • Обслуживающим оборудование………………
 
10200

2400

600

 
20

23

25

 
 
96
6 Начислена рабочим зарплата за время отпуска 9400 96 70
7 Произведены отчисления ЕСН от начисленной заработной платы:
  • Рабочих основного производства……………..
  • Рабочих вспомогательных производств……….
  • Рабочих по обслуживанию оборудования…….
  • По цеховым расходам…………………………
  • По общехозяйственным расходам………….
  • По рабочим за отпуск………………………
 
 
46600

11200

2700

3500

2300

3400

 
 
20

23

25

25

26

96

 
 
 
 
 
69
8 Начислена амортизация:
  • По оборудованию……………………………
  • По зданию основного цеха……………………
  • По зданию управления…................................
 
4300

2400

3200

 
20

25

26

 
 
02
9 Приняты от проектной организации расходы по подготовке производства новых видов продукции 34400 25 60(76)
10 Списываются на основное производство расходы по подготовке новых видов продукции 8900 20 25
11 Выявлен окончательный брак в основном производстве 1900 20 28
12 Проведены затраты на исправление брака:
  • Стоимость материалов………………………….
  • Начислена зарплата рабочим………………….
  • Доля расходов на содержание и эксплуатацию оборудования…………………………………..
  • Доля общепроизводственных расходов……..
 
700

300 

400

200

 
 
 
28
 
10

70 

25

26

13 Оприходован брак продукции по цене возможного использования 500 10 28
14 Удержано с виновного за брак 1200 70 28
15 Списываются потери от брака 1800 20 28
16 Списываются расходы вспомогательного производства:
  • На расходы по содержанию оборудования……
  • На общепроизводственные расходы…………..
  • На общехозяйственные расходы………………..
 
 
30700

14000

33100

 
 
25

25

26

 
 
23
17 Списываются на основное производство:
  • Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования…………………………………
  • Общепроизводственные расходы………………
  • Общехозяйственные расходы………………….
 
 
61000

97800

49300

 
 
 
20
 
 
25

25

26

18 Изготовлена в основном производстве и сдана на склад готовая продукция 623000 43 20

Информация о работе Порядок учета материально-производственных запасов