Порядок составления бухгалтерского баланса и его взаимосвязь с другими формами финансовой отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: подробно изучить технику составления бухгалтерского баланса и его взаимосвязь с другими формами, показать важность основной формы бухгалтерской отчетности.
В основу моей работы положены законы и положения по ведению бухгалтерского учета, а также учебники и учебные пособия по бухгалтерскому учету.
Задачами являются рассмотрение порядка составления бухгалтерского баланса, его связь с другими формами и заполнение форм бухгалтерской отчетности ЗАО «Х».

Содержание

Введение 3
1. Бухгалтерский баланс. Классификация бухгалтерских балансов. 4
2. Порядок составления формы №1 7
2.1 Раздел I. Внеоборотные активы 7
2.2 Раздел II. Оборотные средства 16
2.3 Раздел III. Капитал и резервы 25
2.4 Раздел IV. Долгосрочные обязательства 29
2.5 Раздел V. Краткосрочные обязательства 30
2.6 Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах 35
3. Взаимоувязка отдельных показателей форм бухгалтерской отчетности. 40
Заключение 46
Практическая часть. 48
Приложения 62
Список литературы: 63

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 402.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине

«Бухгалтерская финансовая отчетность»

на тему:

Порядок составления  бухгалтерского баланса и его  взаимосвязь с другими формами  финансовой отчетности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

Введение

Понятие бухгалтерский баланс является одним из основных в бухгалтерском  учете.

Термин «Баланс», в переводе с  французского, буквально означает весы. Балансом называют равновесие между какими-то двумя факторами, событиями или показателями. Понятие баланс широко применяется в самых различных областях.

Основной и главной формой бухгалтерской  отчетности был и остается бухгалтерский баланс (форма № 1).

«Бухгалтерский баланс как основная форма бухгалтерской отчетности» - актуальная тема, которая раскрывает суть баланса, как формы для налоговой  инспекции, отчета и информации для  других внешних пользователей (инвесторов, аудиторов, кредиторов и прочих), а также как документ внутреннего исследования и контроля для проведения анализа и разработки новых управленческих решений в ведении финансово-хозяйственной деятельности организации.

Цель курсовой работы: подробно изучить технику составления бухгалтерского баланса и его взаимосвязь с другими формами, показать важность основной формы бухгалтерской отчетности.

В основу моей работы положены законы и положения по ведению бухгалтерского учета, а также учебники и учебные  пособия  по бухгалтерскому учету.

Задачами являются рассмотрение порядка  составления бухгалтерского баланса, его связь с другими формами  и заполнение форм бухгалтерской  отчетности ЗАО «Х».

 

 

 

 

    1. Бухгалтерский баланс. Классификация бухгалтерских балансов.

Бухгалтерский баланс (форма № 1) является главной формой в системе бухгалтерской отчетности, он должен представлять данные о наличии у организации активов (имущества) и их источников на начало и на конец отчетного периода.

Чтобы информация бухгалтерского баланса  была достоверной и сопоставимой при его составлении, помимо общих требований  к бухгалтерской отчетности, необходимо соблюдать следующее:

данные бухгалтерского баланса  на начало года должны соответствовать данным на конец прошлого года;

номенклатура статей утвержденного бухгалтерского баланса за предыдущий отчетный год должна быть приведена в соответствие с номенклатурой и группировкой разделов и статей в них, установленных для бухгалтерского баланса на конец года;

нельзя производить зачет между  статьями активов и пассивов, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен нормативными актами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

бухгалтерский баланс должен включать числовые значения показателей в  нетто-оценке, т. е. за вычетом регулирующих величин.[20, с.45]

Балансы классифицируются по следующим  признакам:

    1. По времени составления:
    1. вступительные;
    1. текущие (месячные, квартальные, годовые);
    2. ликвидационные;
    3. разделительные;
    4. объединительные.

Вступительные балансы составляются на начало деятельности предприятия. В нем отражается капитал, с которого предприятие начинает свою деятельность.

Текущие балансы составляются в  течение всего времени деятельности предприятия. Они различаются по объему информации. Наиболее реальным является годовой баланс, так как перед его составлением проводится инвентаризация всех статей баланса.

Ликвидационный баланс составляется при ликвидации предприятия.

Разделительные балансы составляются, когда крупное предприятие разделяется  на более мелкие.

Объединительные балансы составляются при объединении предприятий.

    1. По источникам составления:
    1. инвентарные;
    1. книжные;
    2. генеральные.

Инвентарные балансы составляются на основании инвентаризационной описи по фактическому наличию ценностей.

Книжные балансы составляются только на основании показатели текущего бухгалтерского учета без предварительного проведения инвентаризации.

Генеральные балансы составляются па основании данных текущего бухгалтерского учета и данных инвентаризации. [18, с.91]

    1. По объему информации:
    1. единичные;
    1. сводные.

Единичные балансы отражают деятельность только одного предприятия и составляются по показателям текущего бухгалтерского учета.

Сводные балансы составляются по нескольким предприятиям.

    1. По характеру деятельности:
    1. по основной деятельности;
    1. не по основной деятельности.

Основной деятельностью считается  уставная деятельность предприятия. Для торговых предприятий основной деятельностью является торговля, для строительных — строительство, для промышленных — производство. Все прочие виды деятельности для таких предприятий являются не основными.

    1. По способу очистки:
    1. баланс-брутто — включает в себя регулирующие статьи: амортизация основных средств и нематериальных активов, торговая наценка.
    1. баланс-нетто представляет собой очищенный баланс, в нем отражаются средства за минусом регулирующих статей.
    1. По формам собственности:
    1. балансы государственных предприятий;
    2. балансы муниципальных предприятий;
    3. балансы кооперативных предприятий;
    4. балансы частных предприятий;
    5. балансы совместных предприятий;
    6. балансы общественных организаций и т.д. [17, с.80]

 

    1. Порядок составления формы №1

2.1 Раздел I. Внеоборотные активы

Строка «Нематериальные активы» (110) - самая первая, верхняя строка баланса, по ней отражаются:

1. остаточная (уменьшенная на величину начисленной амортизации) стоимость принадлежащих организации нематериальных активов, признаваемых таковыми согласно ПБУ 14/2000 и одновременно отвечающих следующим условиям;

а) отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;

б) возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;

в) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

г) использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

д) организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

е) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

ж) наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и месяц и доход от них отражается у правообладателя в Отчете о прибылях и убытках по строке «Выручка от продажи товаров...» или «Прочие доходы и расходы» (в зависимости от профиля деятельности организации), увеличивая их.

Однако возможны варианты, когда оплата права пользования нематериальным активом, принадлежащим организации, осуществляется единовременно за длительные период (например, за год). В этом случае доход не отражается по вышеуказанным строкам формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» в полном объеме, а отражается только в части доходов, приходящихся на период до конца отчетного года. Следовательно, годовые показатели выручки (прочих доходов) от предоставления в пользование нематериальных активов, несмотря на значительный объем единовременно поступивших средств, будут такие же, как если бы оплата осуществлялась помесячно в текущем и затем в будущем году.

По строке 120 «Основные средства» бухгалтерского баланса отражаются показатели по основным средствам как действующим, так и находящимся на реконструкции, модернизации, восстановлении, консервации или в запасе, признаваемым таковыми согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденному приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н (далее - ПБУ 6/01), то есть отвечающим следующим требованиям:

а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

б) использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

К основным средствам относятся: здания, сооружения, различное оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника (компьютеры), транспортные средства и прочие соответствующие объекты.  Кроме того, в настоящее время в состав основных средств переведены также следующие активы, которые ранее относились к малоценным и быстроизнашивающимся предметам (при условии, что срок их полезного использования превышает 12 месяцев), в частности:

    1. инструменты и приспособления общего назначения, имеющие универсальное применение;
    2. сменное оборудование, многократно используемое в производстве;
    3. производственный инвентарь для осуществления и облегчения технологических операций;
    4. хозяйственный инвентарь;
    5. специальная одежда и специальная обувь, а также предохранительные приспособления;
    6. постельные принадлежности.

Необходимо обратить внимание, что до 1 января 2006г. для объектов основных средств стоимостью не более 10 000 рублей за единицу (или иного лимита, установленного организацией в учетной политике) причинялся особый порядок списания на затраты: амортизация по ним не начислялась, а их стоимость списывалась сразу по мере отпуска основного средства в производство или эксплуатацию. С января 2006г. лимит стоимости объекта основных средств определяется организацией по-прежнему самостоятельно, но его размер не может превышать 20 000руб. за единицу. Активы, в отношении которых выполняются предусмотренные пунктом 4 ПБУ 6/01 условия принятия их к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

Если организация решает учитывать активы стоимостью в пределах лимита в составе материально-производственных запасов, то факт этого выбора и размер данного лимита должны быть отражены в учетной политике организации.

Так же в составе основных средств согласно ПБУ 6/01 учитываются: капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

Первоначальная (уменьшаемая на суммы амортизационного фонда) стоимость данного вида активов формируется во многом аналогично порядку, предусмотренному для нематериальных активов, и не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и ПБУ 6/01. Однако для основных средств все-таки предусмотрена возможность изменения первоначальной стоимости в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Так коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. Таким образом, в случае своевременной переоценки или ремонта данных активов их стоимость, отражаемая в бухгалтерском балансе, приближается к текущей рыночной стоимости аналогичных объектов. Чтобы пользователю бухгалтерской отчетности организации определить, проводится ли регулярная переоценка основных средств, он должен обратиться к учетной политике, утверждаемой приказом по предприятию.

Наличие в собственности предприятия объекта недвижимости отражается в балансе по строке 120 только после завершения государственной регистрации соответствующей сделки с недвижимым имуществом и выдачи свидетельства на данное имущество.

Важным с точки зрения собственников и потенциальных и действительных инвесторов является вопрос выбытия основных средств. Отследить резкое уменьшение стоимости основных средств, явно не связанное с увеличением за год амортизационного фонда, можно путем сопоставления данных на начало и на конец отчетного года (столбцы (графы) 3 и 4 бухгалтерского баланса соответственно). Затем необходимо выяснить причины выбытия основных средств (в случае если это обстоятельство не отражено в пояснительной записке к балансу).

Согласно разделу V ПБУ 6/01 выбытие объекта основных средств и его списание с бухгалтерского учета может происходить по нескольким причинам, не связанным с его продажей, а именно:

    1. объект основных средств постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации;
    2. в случаях безвозмездной передачи, списания вследствие морального и физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций и т.д. (согласно приказу Минфина России от 12 декабря 2005 г. № 147н перечень случаев выбытия основных Средств с 1 января 2006 г. стал открытым).

Информация о работе Порядок составления бухгалтерского баланса и его взаимосвязь с другими формами финансовой отчетности