Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:51, курсовая работа
Контроллинг это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных подразделений. Служба контроллинга стремится так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить или минимизировать ошибки, отклонения и просчеты, как в настоящем, так и в будущем.
Введение
1.Понятия контроллинга как системы управления затратами ,продажами и его функции…5
2. Стратегический учет и стратегический контроллинг…13
3.Оперативный учет и контроллинг…17
4.Опыт организации контроллинга в западном управленческом учете и проблемы его адаптации в РФ…18
Выводы и предложения…26
Список литературы.
где y - суммарный объем переменных затрат (на весь выпуск);
a: - коэффициент пропорциональности (величина переменных
затрат на единицу выпуска); х - объем выпуска.
Зависимость смешанных затрат от объема выпуска можно описать линейной функцией, содержащей свободный член:
у = а1 x + а0,
где у - суммарная величина смешанных затрат; alx - переменная часть смешанных затрат; а0 - постоянная часть смешанных затрат.
Метод наименьших квадратов дает следующие формулы для вычисления параметров зависимости затрат от объема (горизонтальная черта обозначает, что берут среднюю величину):
_ ху - ху - -
Ух = а0 + ахх; ах = 7 2 ^ ; а0 = у - а1х ,
о х
х
_2
где ах - дисперсия х, т. е. сумма квадратов отклонений значений х от среднего значения х, деленная на количество наблюдений, т. е.
о 2 =(х - х )1
х П ’
где n - количество наблюдений.
Для вычислений можно использовать готовые компьютерные программы.
При использовании метода наименьших квадратов возникают следующие проблемы:
Чтобы статистический анализ был корректным, необходимо
устранить влияние инфляционного фактора - перевести все величины в
цены базового периода. Для этого затраты за каждый период нужно
умножить на I - индекс роста цен по сравнению с базовым периодом:
PQ
PQ
00
где Р - цена затраченного ресурса;
Q - количество затраченного ресурса;
Если цены на различные составляющие затрат менялись равномерно, для упрощения расчетов можно рассчитать сводный индекс цен:
используют статистические
показатели: коэффициент
ошибку модели, ошибку нахождения коэффициентов.
Коэффициент корреляции показывает, какая часть колебаний затрат зависит от объема выпуска. Этот коэффициент принимает значения от -1 до +1 и рассчитывается по формуле:
л
r = ал
av
V v У
Для расчета коэффициента корреляции можно использовать готовые компьютерные программы. Чем больше модуль г, тем сильнее зависимость.
Сила связи в зависимости от модуля коэффициента корреляции г:
Слабая 0,1 — 0,3
Умеренная 0,3 — 0,5
Заметная 0,5 — 0,7
Высокая 0,7 — 0,9
Очень высокая 0,9 — 1,0
Функции контроллинга определяются поставленными перед организацией целями и включают те виды управленческой деятельности, которые обеспечивают достижение этих целей. Сюда относятся: учет, поддержка процесса планирования, контроль за реализацией планов, оценка протекающих процессов, выявление отклонений, их причин и выработка рекомендаций для руководства по устранению причин, вызвавших эти отклонения.
Для этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций:
В обобщенном варианте основные функции и задачи контроллинга можно представить следующим образом.
Учет:
- сбор и обработка информации;
- разработка и ведение системы внутреннего учета;
- унификация методов и критериев оценки деятельности организации и ее подразделений.
Планирование:
- информационная поддержка при разработке базисных планов (продаж, производства, инвестиций, закупок);
- формирование и совершенствование всей «архитектуры» системы планирования;
- установление потребности в информации и времени для отдельных шагов процесса планирования;
- координация процесса обмена информацией;
- координация и агрегирование отдельных планов по времени и содержанию;
- проверка предлагаемых планов на полноту и реализуемость;
- составление сводного плана предприятия.
Контроль и регулирование:
- определение величин, контролируемых во временном и содержательном разрезах;
- сравнение плановых и фактических величин для измерения и
оценки степени достижения цели;
- определение допустимых границ отклонений величин;
- анализ отклонений, интерпретация причин отклонений плана от факта и выработка предложений для уменьшения отклонений плана от факта и выработка предложений для уменьшения отклонений.
Информационно-аналитическое обеспечение:
- разработка архитектуры информационной системы;
- стандартизация информационных носителей и каналов;
- предоставление цифровых материалов, которые позволили бы осуществить контроль и управление организацией;
- сбор и систематизация наиболее значимых для принятия решений данных;
- разработка инструментария для планирования, контроля и принятия решений;
- обеспечение экономичности функционирования информационной системы.
Специальные функции:
- сбор и анализ данных о внешней среде: рынки денег и капиталов, конъюнктура отрасли, правительственные экономические программы;
- сравнение с конкурентами;
- обоснование целесообразности слияния с другими фирмами или открытия (закрытия) филиалов;
- проведение калькуляции для особых заказов;
- расчеты эффективности инвестиционных проектов.
Объем реализуемых в организациях функций контроллинга зависит в основном от следующих факторов:
- экономического состояния организации;
- понимания руководством и/или собственниками организации важности и полезности внедрения функций контроллинга;
- размера организации (численность, объем производства);
- уровня диверсификации производства, номенклатуры выпус¬каемой продукции.
2. Стратегический
учет и стратегический
Стратегический контроллинг координирует функции стратегического планирования, контроля и системы стратегического информационного обеспечения.
Цель стратегического контроллинга - обеспечение выживаемости предприятия и «отслеживание» движения предприятия к намеченной цели развития (табл. 2.1). Для этого нужно формулировать и внедрять стратегии поиска, построения и сохранения потенциала успеха (доходности). Следует различать новые и существующие потенциалы успеха.
Если предприятие может обеспечить более эффективное, чем у конкурентов, решение имеющихся, изменяющихся или новых проблем клиентов, то это означает его способность генерировать новые потенциалы успеха. Под имеющимися потенциалами успеха понимают созданные и используемые на предприятии потенциалы.
Потенциалы успеха можно разделить также на внешние и внутренние. Внешние потенциалы зависят от успешной комбинации «продукт/рынок». Внутренние потенциалы могут быть следующих видов: информационные, структурные, технические, финансовые, кадровые и др.
Центральным пунктом стратегического планирования является разработка стратегий - возможных действий по достижению целей, стоящих перед предприятием.
Установление стратегических целей начинают с анализа информации о внешних и внутренних условиях работы предприятия. На этапе стратегического управления прогноз изменений внешних условий играет немаловажную роль, поэтому анализ внешних и внутренних факторов включает в себя направления, представленные на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Направления анализа в стратегическом контроллинге
Процесс стратегического планирования можно разбить на следующие фазы:
Стратегические цели. Это цели, которые выводятся из общих целей (миссии) предприятия и конкретизируются как новые и существующие (либо внутренние и внешние) потенциалы успеха. Одновременно вводятся ограничения в виде фиксированных и независимых переменных. Эти ограничения как экзогенного (внешнего), так и эндогенного (внутреннего) характера представляют собой исходные предпосылки процесса планирования. Сформулированные плановые цели и ограничения определяют процесс поиска альтернативных вариантов, а также оценку их реализуемости.
Оформление и оценка стратегии. В рамках стратегического анализа следует зафиксировать исходную ситуацию и стратегические потенциалы. Анализ исходной ситуации на предприятии позволяет выявить его сильные и слабые места. Кроме того, можно установить разницу между целью, как плановой величиной, и исходной ситуацией, как фактической величиной в настоящий момент времени.
На этом этапе разработки стратегии следует искать и конкретизировать возможные альтернативные решения, позволяющие достигнуть поставленных целей. Необходимо разрабатывать по возможности большее количество альтернативных стратегий на базе предложений, ожиданий и прогнозов с использованием соответствующего инструментария.
Из-за неполной количественной и качественной информации, а также вследствие открытого (неопределенного) горизонта планирования оценка генерируемых альтернатив в рамках стратегического планирования сильно затруднена.
Стратегическое решение. Это последняя фаза процесса планирования, на которой происходит осознанное установление целенаправленных действий.
Поскольку оценка включает в себя выявление однозначных приоритетов, то сокращается число наиболее важных выбранных альтернатив. Как правило, стратегические решения ведут к действиям, которые служат причиной эволюции, переструктурирования или создания новой структуры предприятия.
Ответственность за обоснованность стратегических планов несет стратегический контроль.
При формировании концепции
необходимо учитывать и решать следующие задачи:
путем сравнения плана и факта (т. е. по статистике за прошедший период) и сравнения плана с реально сложившимися (желаемыми) контролируемыми величинами, характеризующими актуальный потенциал успеха;
Реализация стратегического контроля сопряжена с большим числом проблем. Это прежде всего проблемы измерения, организационной структуры и взаимоотношений.
Проблемы измерения связаны с неопределенным временным горизонтом и высокой степенью абстрактности стратегического планирования, что затрудняет действия с контролируемыми величинами.
Организационная структура предприятия,
взаимоотношения между подразделениями
и сферами деятельности предприятия,
может способствовать расхождению
краткосрочных оперативных
Проблема взаимоотношений
проявляется в недостаточной
готовности руководства предприятия
делать общедоступным для контроля
принятые ими стратегические решения.
Основная задача стратегического контроля
заключается в поддержке
Процесс стратегического контроля состоит из трех фаз:
Формирование контролируемых величин. В качестве
контролируемых величин следует рассматривать объекты контроля. Такими объектами, а следовательно, и контролируемыми величинами могут быть: цели, стратегии, потенциалы успеха, факторы успеха, сильные и слабые стороны предприятия, шансы и риски, предположения- сценарии, рубежи и последствия.
Проведение контрольной оценки. Эта фаза стратегического контроля может рассматриваться как собственно контроль в узком смысле. Здесь определяются и оцениваются эффективность текущего процесса и созданной структуры, а также правильность поставленной цели. В частности, на этой фазе могут проводиться сравнение, анализ и оценка отклонений, а также обоснование причин, вызвавших выявленные отклонения.
Принятие решения по результатам стратегического контроля. По последней фазе процесса стратегического контроля по данным анализа отклонений между контролируемыми величинами генерируются и реализуются корректирующие мероприятия. Кроме того, стимулируется проведение самих корректировок.
Информация о работе Понятие, виды контроллинга и возможности его применения на предприятиях РФ