Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 00:57, контрольная работа
Потребность вести учет возникла на ранних этапах развития человеческого общества. Именно хозяйственные потребности человека способствовали развитию учета. Объектами учета сначала были несложные операции, связанные с земледелием, скотоводством и т. п. Становление учета в хозяйстве способствовало развитию письменности и математики, так как нельзя вести хозяйство без измерения, взвешивания и счета. С развитием общества развивался и хозяйственный учет. Из учета отдельного хозяйства он превратился в сложную систему, которая пронизывает всю экономику страны.
Для проведения инвентаризации создается комиссия из представителей администрации, работников бухгалтерии и материально-ответственных лиц. По результатам инвентаризации составляется инвентаризационно-сличительная опись, где отражаются данные результатов инвентаризации. Выявленные недостачи или излишки относятся на виновных лиц, а в тех случаях, когда виновные не установлены, суммы недостачи и материального ущерба списывают на затраты производства или расходы.
Для отражения в бухгалтерском
учете результатов
активный счет 94 «Недостачи
и потери от порчи ценностей»;
активно-пассивный счет 73 «Расчеты с персоналом
по прочим операциям», который имеет субсчет
73.1 «Расчеты по возмещению материального
ущерба».
Основные проводки по учету результатов инвентаризации приведены в табл. 5.1.
Таблица 5.1
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
1 . Выявлены при инвентаризации: недостача готовой продукции; излишки материалов |
94 |
43 |
2. Списана сумма недостачи на виновное лицо |
73 |
94 |
3. Внесена виновным лицом сумма по возмещению ущерба в кассу |
50 |
73 |
4. Удержана сумма по
возмещению ущерба из |
70 |
73 |
5. Списана сумма недостачи при отсутствии виновных: на затраты производства; как прочие расходы |
20 |
94 |
Организация бухгалтерского учета на предприятии
Бухгалтерский учет в
обязательном порядке ведется на
любом предприятии независимо от
его организационно-правовой формы
и сферы деятельности. Основные правила
организации и ведения
Ведение бухгалтерского
учета регламентируется законами, нормативными
актами и положениями по бухгалтерскому
учету. Но устанавливаемые
Такие вопросы, как организация,
форма и техника ведения
В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ предусмотрено, что в зависимости от объема учетной работы бухгалтерский учет на предприятии может осуществляться:
На крупных предприятиях бухгалтерия разделена на несколько отделов, например, расчетный, материальный, производственный, отдел готовой продукции, учета капитальных вложений и т.д.
Расчетная группа выполняет все расчеты по заработной плате и удержаний из нее, а также осуществляет контроль за использованием фонда оплаты труда, ведет учет расчетов по единому социальному налогу.
Материальная группа ведет учет приобретения материальных ценностей, расчетов с поставщиками, хранение материалов и списание их в производство. На небольших предприятиях материальная группа ведет учет поступления основных средств, нематериальных активов и учет готовой продукции, на крупных предприятиях для этих целей создаются специальные группы.
Производственная группа ведет учет затрат на все виды производств, калькулирование себестоимости выпускаемой продукции, а также учет затрат незавершенного производства.
На крупных предприятиях выделяется финансовая группа, работники которой ведут учет денежных средств и расчеты предприятия с другими юридическими и физическими лицами.
Бухгалтерия предприятия обеспечивает обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских записей в учетных регистрах и на их основе составление отчетности. Аппарат бухгалтерии взаимодействует со всеми подразделениями предприятия, получает все необходимые сведения для осуществления учета и составления отчетности.
Главный бухгалтер подписывает
совместно с руководителем
Бухгалтеру запрещается принимать к исполнению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. О таких документах бухгалтер письменно извещает руководителя организации. При получении от руководителя письменного распоряжения о принятии указанных документов к учету бухгалтер исполняет его, но всю полноту ответственности за незаконность совершенных операций несет руководитель организации.
Формы ведения бухгалтерского учета
Под формой бухгалтерского учета понимается определенная система использования учетных регистров, которая устанавливает формы, последовательность и способы учетных записей.
Назначение всех форм ведения бухгалтерского учета одинаково, они предназначены для регистрации хозяйственных операций, группировки однородных данных и отражения их на счетах синтетического и аналитического учета, подсчета оборотов и сальдо на счетах, обобщения расчетов в балансе и отчетности. Поэтому признаками, отличающими одну форму бухгалтерского учета от другой, являются: содержание и форма применяемых регистров, взаимосвязь регистров синтетического и аналитического учета, последовательность и способы записей в учетные регистры. Форму ведения бухгалтерского учета предприятие выбирает самостоятельно.
Основными формами ведения бухгалтерского учета являются:
Журнально-ордерная форма ведения учета
Журнально-ордерная форма
ведения бухгалтерского учета в
настоящее время является наиболее
прогрессивной и
Журнально-ордерная форма
сочетает хронологические и
Последовательность заполнения
учетных регистров при
Рис. 6.1. Журнально-ордерная форма ведения учета
1. На основании первичных документов хозяйственные операции записываются в накопительных ведомостях, т. е. регистрируются в журнале хозяйственных операций. Пример журнала хозяйственных операций организации за январь приведен в табл. 6.1.
Таблица 6.1
Содержание операции |
Сумма, р. |
Дебет |
Кредит |
1 . Получен краткосрочный кредит |
60000 |
51 |
66 |
2. Получены деньги в кассу с расчетного счета |
30000 |
50 |
51 |
3. Погашена задолженность подотчетного лица |
120 |
50 |
71 |
4. Оплачен счет за материалы |
34000 |
60 |
51 |
5. Получена выручка от реализации продукции |
42000 |
51 |
90 |
6. Выдана заработная плата |
28000 |
70 |
50 |
7. Погашена дебиторская задолженность в кассу |
1200 |
50 |
76 |
8. Выданы деньги на командировку |
2000 |
71 |
50 |
2. Затем данные хозяйственные
операции записываются в
В качестве примера приведены журналы-ордера и ведомости по счетам 50 и 51, составленные на основании данных журнала хозяйственных операций.
В журналы-ордера переносятся итоги хозяйственных операций по одному счету или группе счетов, поэтому журналы-ордера имеют определенные номера, например, журнал-ордер № 1 ведется по счету 50 «Касса» (табл. 6.2), журнал-ордер № 2 — по счету 51 «Расчетные счета» (табл. 6.3), журнал-ордер № 3 — по счетам 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути», журнал-ордер № 4 — по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и т.д. Журналы-ордера составляются по кредитовому признаку счетов, т.е. в них отражаются операции, которые прошли по кредиту данного счета в корреспонденции с дебетом других счетов.
К денежным счетам 50 и 51 дополнительно ведутся ведомости: ведомость № 1 по счету 50 (табл. 6.4) и ведомость № 2 по счету 51 (табл. 6.5). Ведомости составляются по дебетовому признаку счетов, т.е., в них отражаются операции, которые прошли по дебету данного счета в корреспонденции с кредитом других счетов.
3. Итоговые данные по каждому журналу-ордеру переносятся в Главную книгу, которая открывается на год и ведется по каждому счету, например по счету 50 «Касса» (табл. 6.6).
Таблица 6.2
№ операции |
В кредит счета 50 с дебета счетов |
Итого | ||||
70 |
71 |
76 |
... |
... | ||
6 |
28000 |
28000 | ||||
8 |
2000 |
2000 | ||||
Итого |
28000 |
2000 |
... |
30000 |
Таблица 6.3
№ операции |
|
В кредит счета 51 с дебета счетов |
Итого | |||
50 |
60 |
... |
... |
... |
||
2 |
30000 |
30000 | ||||
4 |
34000 |
34000 | ||||
Итого |
30000 |
34000 |
... |
... |
... |
64000 |
Таблица 6.4
Сальдо на начало месяца — 500 р. | ||||||
№ операции |
В дебет счета 50 с кредита счетов |
Итого | ||||
51 |
71 |
76 |
... |
... |
||
2 |
30000 |
30000 | ||||
3 |
120 |
120 | ||||
7 |
1200 |
1200 | ||||
Итого |
30000 |
120 |
1200 |
... |
... |
31320 |
Сальдо на конец месяца— 18200 р. |
Таблица 6.5
Сальдо на начало месяца — 25000 р. | ||||||
№ операции |
В дебет счета 51 с кредита счетов |
Итого | ||||
66 |
90 |
... |
... |
... | ||
1 |
60000 |
60000 | ||||
5 |
42000 |
42000 | ||||
Итого |
60000 |
42000 |
... |
... |
... |
102000 |
Сальдо на конец месяца — 63 000р. |
Таблица 6.6
Месяц |
Обороты по дебету |
Обороты по кредиту |
Сальдо | ||||
70 |
71 |
76 |
... |
Дебет |
Кредит | ||
На 01.01.20... |
500 |
||||||
Январь |
28000 |
2000 |
... |
... |
30000 |
18200 |
|
Февраль |
... |
||||||
Март |
|||||||
... |
|||||||
... |
|||||||
Итого |
... |
... |
... |
... |
... |
... |