Отчетность по сегментам

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

В современной экономике, как за рубежом, так и в России все больший интерес для пользователей бухгалтерской отчетности приобретают данные сегментарной отчетности. Необходимость составления и представления такой отчетности обусловлена процессами очевидной интеграции производства и капитала. В связи с развитием рынков сбыта производство и продажа разных видов (групп) товаров (работ, услуг), составляющих предмет деятельности крупных компаний, может осуществляться в различных географических регионах. Деятельность, осуществляемая в различных регионах, как и обычная деятельность, может быть сопряжена с различными рисками и прибылями. При подготовке финансовых отчетов необходимо, наряду с прочими данными формировать дополнительную информацию в отраслевом разрезе (по хозяйственным сегментам бизнеса) и с учетом географического местонахождения рынков сбыта (по географическим сегментам). Обособленное представление такой информации необходимо, поскольку её может быть невозможно, получить из другой информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВААААЯ !!!!!!!!!!!!!! БФО.docx

— 92.80 Кб (Скачать)

     Прежде  всего, необходимо провести количественный расчет показателей для признания выделенных географических сегментов отчетными (табл. 6).

     Из  данных табл. 6 следует, что количественному  критерию 10% не соответствуют два сегмента (Волго-Вятский район и страны Европы). Данные сегменты можно исключить из списка отчетных, так как при этом будет выполняться "правило 75%". Таким образом, отчетными географическими сегментами по рынкам сбыта выпускаемой продукции для ОАО «Спасское молоко» признаны: Центрально-Черноземный район; Центральный район; Северо-Западный район; страны СНГ.

Таблица 6

     Расчет  количественных критериев для идентификации

     отчетных  географических сегментов по рынкам сбыта

Географический 

сегмент

Выручка сегмента от

продажи, %

Соответствие 10%-му

критерию  отбора

Предыдущий 

год

Отчетный 

год

Предыдущий 

год

Отчетный 

год

Центрально-

Черноземный

район

51,2 54,1 + +
Центральный

район

11,5 10,3 + +
Волго-Вятский

район

5,1 2,8 - -
Северо-Западный

район

12,0 11,1 + +
Страны  Европы 4,2 3,7 - -
Страны  СНГ 16,0 18,0 + +
Итого по

выделенным

сегментам

100,0 100,0 Набранный итог

соответствует 75%-му

порогу

 

     Так как все активы ОАО «Спасское молоко» расположены в одном географическом регионе, то выделение географических сегментов по местам расположения активов неприемлемо.

     Ранее отмечалось, что информация по географическим сегментам чаще всего признается вторичным форматом сегментарной отчетности, где отражается:

  • величина выручки от внешних покупателей каждого сегмента, выделенного по местам расположения рынков сбыта;
  • балансовая величина активов и величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы отчетного сегмента, выделенного по местам расположения активов.

     В каждом случае анализ сводится к оценке следующих показателей:

    • динамика названных показателей;
  • структура выручки или активов (удельных весов показателей сегмента в общей величине выручки от продаж или активов организации в целом, соответственно).

     Такой анализ позволяет оценить тенденции  изменения в объемах продаж на различных рынках сбыта, вклад каждого  сегмента в общие результаты деятельности организации.

     В случае, когда информация по географическим сегментам признана в качестве первичного формата сегментарной отчетности, анализ проводится по схеме, описанной ранее  по операционным сегментам.

     На  исследуемом предприятии информация по географическим сегментам деятельности признана вторичным форматом сегментарной отчетности. Географические сегменты выделены по местам расположения рынков сбыта, поэтому целесообразно проанализировать динамику и структуру выручки  от продаж продукции (табл. 7). 

     Таблица 7

     Анализ  выручки от продаж по географическим сегментам

     деятельности  ОАО «Спасское молоко»

Географический 

сегмент

Выручка от продажи,

тыс. руб.

Доля  сегмента в

общей сумме

выручки, %

Изменения

(+, -)

Предыдущий год Отчетный

год

Предыдущий год Отчетный год Тыс.

руб.

%
Центрально-

Черноземный

район

445 656 706 730 51,2 54,1 +261 074 +2,9
Центральный

район

100 098 134 553 11,5 10,3 +34 455 -1,2
Северо-Западный

район

104 451 145 004 12,0 11,1 +40 553 -0,9
Страны  СНГ 139 267 235 141 16,0 18,0 +95 874 +2,0
Прочие  регионы  80 949 84 913 9,3 6,5 +3 964 -2,8
Итого 870 421 1 306 341 100,0 100,0 +435 920 -
 

     Данные  табл. 7 свидетельствуют о том, что  более половины всей выручки комбинат получает от продажи производимой продукции  в Центрально-Черноземном районе РФ, что объясняется расположением  в этом регионе самого предприятия, а также отраслевой спецификой (приближением рынков сбыта к производственной базе из-за ограниченного срока хранения продукции). При этом доля продаж в Центрально-Черноземном районе в отчетном году по сравнению с предыдущим возросла с 51,2 до 54,1%. Вторым по значимости географическим сегментом является рынок сбыта в странах СНГ (удельный вес выручки в предыдущем году составил 16%, а в отчетном году - уже 18%). На сегменты, не признанные отчетными, приходится менее 10%. Положительным является увеличение выручки от продаж не только в целом по комбинату, но и в разрезе географических сегментов в абсолютном выражении. В то же время из данных табл. 6 было видно, что сократилась доля продаж в страны Европы и на таком сегменте внутреннего рынка, как Волго-Вятский район. Поэтому в дальнейшем необходимо выяснить причины наметившейся отрицательной динамики, а также принять меры по возможному расширению рынков сбыта производимой молочным комбинатом ОАО «Спасское молоко» продукции.

 

     Заключение 

     Многие  компании как российские, так и  международные производят широкий  спектр услуг и товаров или  осуществляют деятельность в различных  географических регионах с разными  условиями роста, уровнями рентабельности и риска. Такую информацию называют информацией по сегментам. Положение  по бухгалтерскому учету 12/2010 позволяет более полно реализовать требования достоверности и полноты бухгалтерской отчетности организации, установленные ПБУ 4/99.

     Применительно к ПБУ 12/2010, сегмент - это часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях, информация о которой подлежит раскрытию посредством представления установленного перечня показателей в бухгалтерской отчетности.

     Организация самостоятельно устанавливает перечень сегментов, информация о которых  должна раскрываться в бухгалтерской  отчетности. В качестве основы для  выделения сегментов используется организационная и управленческая структура организации. Как правило, именно организационная и управленческая структура организации, а также  система внутренней отчетности отражают основные источники рисков и получения  прибылей.

     Сегмент имеет два вида: операционный и  географический. Не все операционные и географические сегменты отражаются в бухгалтерской отчетности. Сегменты, информация о которых раскрывается в годовой бухгалтерской отчетности, называются отчетными сегментами. Каждый из определенных операционных или географических сегментов выделяется как отчетный в отдельности.

     При определении доходов, расходов, активов  и обязательств сегмента в расчет принимаются только те данные, которые  непосредственно относятся к  отчетному сегменту, либо которые  могут быть отнесены к нему путем  обоснованного распределения. Активы, используемые совместно в двух и  более отчетных сегментах, распределяются между этими сегментами в случае, когда распределяются соответствующие доходы и расходы. Организация должна последовательно применять избранную основу распределения доходов, расходов, активов и обязательств.

     Показатели, исчисленные по сегментам, бухгалтер  должен отразить в пояснительной  записке к годовой бухгалтерской  отчетности. Информация по сегментам  может раскрываться в отдельном  разделе пояснительной записки. В первую очередь раскрывается первичная  информация по сегментам, затем –  вторичная.

     Сегментарная  отчетность может и должна представляться организациями, не только имеющими дочерние и зависимые общества, но и составляющими  сводную отчетность. Подобно тому, как результаты финансового учета  обобщаются во внешней финансовой отчетности, заключительным этапом управленческого  учета является формирование внутренней (сегментарной) отчетности.

     В результате обработки информации управленческого  учета составляются внутренние (сегментарные) отчеты, которые создаются бухгалтером аналитиком и предъявляются как администрации предприятия, так и менеджерам всех уровней управления. Основной целью составления отчетности является обеспечение необходимой информацией всех заинтересованных внутренних пользователей. Периодичность составления внутренней отчетности, ее точность, подробность и сроки представления индивидуальны для каждого предприятия, зависят от объекта и целей управления.

     Цель  создания системы сегментарного  учета и отчетности в организации — это обеспечение собственников и менеджеров всех уровней управления полной, оперативной и достоверной информацией о деятельности структурных подразделений для анализа и принятия грамотных управленческих решении. Эту информацию не может предоставить система финансового учета. Постановка же сегментарного учета, кроме того, позволяет усовершенствовать существующий в настоящее время на предприятии документооборот, оптимизировать показатели деятельности, как отдельных центров ответственности, так и предприятия в целом.

 

     Библиографический список 

  1. Федеральный закон N 129-ФЗ "О бухгалтерском  учете" от 21.11.96 г. (с изменениями)
  2. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99 №43н (с изменениями)
  3. ПБУ 9/99 «Доходы организации», утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 №32н (с изменениями)
  4. ПБУ 10/99 «Расходы организации», утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 №33н (с изменениями)
  5. ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам», утверждено приказом Минфина РФ от 08.11.2010г. № 11н (с изменениями)
  6. Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»
  7. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. М.: Омега-Л. 2010 г.
  8. Заббарова О.А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации. М.: ИД ФБК-Пресс, 2010 г – 10с.
  9. Каморджанова Н. А. Бухгалтерский финансовый учет. СПб.: Питер, 2010г – 65с.
  10. Клинов Н.Н. Раскрытие информации в пояснениях к бухгалтерской отчетности. М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2008г – 50с.
  11. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт. М.: ИНФРА-М, 2008г – 200с.
  12. Королева Т.В. Информация по сегментам: практическое применение // Бухгалтерский учет. 2010. N 12 – 8с.
  13. Ложников И. Комментарии к Положению по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2010) // Консультант бухгалтера. 2011. N 1 – 256с.
  14. Мещеряков В. И. Годовой отчет 2010.М.: «Бератор», 2010г – 300с.
  15. Пучкова С.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. М.: ИД ФБК-Пресс, 2009г – 154с.
  16. Соколов А.А. Учет по сегментам деятельности коммерческой организации: формирование и анализ. М.: Финансы и статистика, 2010г – 458с.
  17. Соколов А.А. Как составить сегментарную отчетность // Учет в производстве N 1. 2011г. 68 – 76с.
  18. Соколов А.А. Обоснование содержания сегментарной отчетности // Аудитор N 1. 2011г. 16 – 24с.
  19. Титова С.Н. Актуальные изменения в подготовке сегментной информации по МСФО // Финансовые и бухгалтерские консультации. N 8.2010г. – 80с.
  20. Терехова В.А. Международные стандарты бухгалтерского учета в российской практике. М.: «Перспектива», 2010г. – 55с.
  21. Елманова Е.Н. Изменения в заполнении бухгалтерской отчетности за 2010г. // Все для бухгалтера. 2010г. – 80с.
  22. Курганова Е.Н. Формирование бухгалтерской отчетности по сегментам. // Все для бухгалтера. 2009г. – 115с.
  23. Мацкявичене Е. Российский учет и международные стандарты финансовой отчетности. // Бухгалтерский учет. – 2009г. – 96с.
  24. Бухгалтерский учет [Электронный ресурс] - сегментная отчетность http://www.accountingreform.ru.
  25. Консультант плюс [Электронный ресурс] -   http://www.consultant.ru/popular

Информация о работе Отчетность по сегментам