Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 12:53, курсовая работа
В современной экономике, как за рубежом, так и в России все больший интерес для пользователей бухгалтерской отчетности приобретают данные сегментарной отчетности. Необходимость составления и представления такой отчетности обусловлена процессами очевидной интеграции производства и капитала. В связи с развитием рынков сбыта производство и продажа разных видов (групп) товаров (работ, услуг), составляющих предмет деятельности крупных компаний, может осуществляться в различных географических регионах. Деятельность, осуществляемая в различных регионах, как и обычная деятельность, может быть сопряжена с различными рисками и прибылями. При подготовке финансовых отчетов необходимо, наряду с прочими данными формировать дополнительную информацию в отраслевом разрезе (по хозяйственным сегментам бизнеса) и с учетом географического местонахождения рынков сбыта (по географическим сегментам). Обособленное представление такой информации необходимо, поскольку её может быть невозможно, получить из другой информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности.
При создании системы сегментарного учета и отчетности необходимо иметь в виду, что;
Постановка системы сегментарного учета предполагает прохождение предприятием следующих этапов.
Этап 1. Формирование децентрализованной структуры управления с выделением центров ответственности. Последние в свою очередь должны подразделяться на центры прибыли и центры затрат.
По
центрам ответственности (одновременно
являющимися и местами
Специалисты и директора отделов на основании управленческой информации принимают решения в рамках должностных полномочий. Вопросы, выходящие за пределы их компетенции, решаются генеральным директором самостоятельно или на совете директоров отделов.
Заседание совета директоров может проводиться в двух вариантах:
С
офисом ситуация выглядит иначе. Ответственность
за результаты работы этого центра
ответственности можно
Этап
2. Кодировка статей затрат центров
ответственности. Организация системы
сегментарного учета
Рассмотрим этот вопрос на примере организации учета затрат обращения.
Для контроля и оценки деятельности отдельных сегментов бизнеса необходимо провести:
В
соответствии с вышеизложенным целесообразно
внести следующие коррективы в рабочий
план счетов организации. Каждой статье
затрат присвоим два дополнительных
признака. Первый признак: 1 — переменные
затраты, 2 — постоянные затраты, 3 —
условно-постоянные затраты. Второй признак:
4 — регулируемые затраты, 5 — нерегулируемые
затраты. Это не усложнит существенно
работу бухгалтерии, но обеспечит бухгалтера-
Режим
работы бухгалтерии, обрабатывающей первичные
документы и формирующей
В сегментарном учете информация распределяется согласно признакам классификации затрат в автоматическом режиме.
Признаки 3 (условно-постоянные затраты) и 4 (регулируемые затраты) видны только бухгалтеру-аналитику.
Таким
образом, бухгалтер-аналитик, занимающийся
сегментарным учетом, работая на персональном
компьютере, имеет доступ ко всей бухгалтерской
информации. Для посторонних пользователей
в систему управленческого
Существует два пути повышения оперативности формирования сегментарной отчетности.
Первый, не капиталоемкий, состоит в том, чтобы повысить частоту представления центрами прибыли товарных и кассовых отчетов (как отмечалось, в настоящее время они представляются ежедекадно). В отношении кассовых отчетов проблемы не возникает, поскольку они в любом случае должны формироваться ежедневно.
По
товарным отчетам проблема состоит
в более частом их формировании и
занесении в бухгалтерскую
Второй возможный путь решения проблемы — глобальный, высоко капиталоемкий, но обладающий чрезвычайной эффективностью. Он состоит в полной автоматизации учетного процесса с использованием электронных сетей, что предполагает как формирование товарных и кассовых отчетов непосредственно в аптеках с передачей информации в центральный офис, так и формирование системы штрихового кодирования, позволяющей вести количественный учет товаропотока.
Этап 3. Организация плановой и отчетной работы по каждому сегменту. С вводом в действие системы управленческого учета появляется возможность планировать затраты и доходы центров ответственности и, как следствие, разрабатывать ценовую политику сегментов бизнеса, выявлять отклонения фактических показателей от плановых, устанавливать их причины. Одна из основных задач сегментарной отчетности — предоставление отчетов об отклонениях от принятых норм по сегментам бизнеса. При своевременном выявлении отклонений и причин их возникновения появляется возможность их оперативного устранения.
Разработка бюджетов и смет ведется бухгалтером-аналитиком в непосредственном контакте с директорами отделов с использованием таких приемов планирования, как анализ фактических показателей за прошлый период, разработка внутренних стандартов, прогнозирование. Система планирования сориентирована на организацию контроля затрат и получение прибыли центрами ответственности, а также на координацию их хозяйственной деятельности в интересах предприятия в целом. В системе сегментарного учета формируются бюджеты и сметы по всем направлениям хозяйственной деятельности структурных подразделений предприятия. Бюджеты и отчеты об их исполнении составляются по местам возникновения затрат в разрезе центров ответственности. По причинам возникновения отклонений лицами, несущими ответственность за возникшие отклонения, должны быть представлены объяснения. Далее в автоматическом режиме бухгалтер-аналитик формирует сводные отчеты для принятия руководством предприятия соответствующих управленческих решений.
Данный
отчет является одним из нескольких
по движению товарных потоков. В частности,
он помогает администрации предприятия
контролировать остатки товара в
аптеках и анализировать
2 Состав и методы составления сегментарной отчетности ОАО «Спасское молоко»
2.1
Краткая характеристика
ОАО «Спасское молоко»
Открытое акционерное общество «Спасское молоко» было создано в 2000 году. Основными видами деятельности предприятия являются: производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство и реализация цельномолочной, обезжиренной молочной продукции, торгово-закупочная деятельность.
Организационная
структура предприятия
Рис. 2.1 Организационная структура управления ОАО «Спасское молоко»
Бухгалтерский учет на предприятии ведется отдельным структурным подразделением. Помимо главного бухгалтера работает кассир и два бухгалтера.
Основные задачи бухгалтерского учета в ОАО «Спасское молоко», как на производственном предприятии следующие:
Согласно учетной политики ОАО «Спасское молоко» установлена журнально-ордерная форма учета с элементами автоматизированной системы управления «1С-Предприятие».
Учетная политика ОАО «Спасское молоко» содержит следующие документы:
Учетной политикой предусмотрено, что для целей налогообложения прибыли учет доходов и расходов на рассматриваемом предприятии ведется методом начисления.
Учетная политика ОАО «Спасское молоко» описана в приказе «Об учетной политике» и содержит следующие моменты: