Отчетность по сегментам

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

В современной экономике, как за рубежом, так и в России все больший интерес для пользователей бухгалтерской отчетности приобретают данные сегментарной отчетности. Необходимость составления и представления такой отчетности обусловлена процессами очевидной интеграции производства и капитала. В связи с развитием рынков сбыта производство и продажа разных видов (групп) товаров (работ, услуг), составляющих предмет деятельности крупных компаний, может осуществляться в различных географических регионах. Деятельность, осуществляемая в различных регионах, как и обычная деятельность, может быть сопряжена с различными рисками и прибылями. При подготовке финансовых отчетов необходимо, наряду с прочими данными формировать дополнительную информацию в отраслевом разрезе (по хозяйственным сегментам бизнеса) и с учетом географического местонахождения рынков сбыта (по географическим сегментам). Обособленное представление такой информации необходимо, поскольку её может быть невозможно, получить из другой информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВААААЯ !!!!!!!!!!!!!! БФО.docx

— 92.80 Кб (Скачать)

     При создании системы сегментарного  учета и отчетности необходимо иметь  в виду, что;

  • затраты на внедрение и обслуживание системы должны быть меньше, чем получаемый от ее использования эффект;
  • система должна обеспечивать конфиденциальность информации;
  • система должна быть автоматизирована и универсальна.

     Постановка  системы сегментарного учета  предполагает прохождение предприятием следующих этапов.

     Этап 1. Формирование децентрализованной структуры  управления с выделением центров  ответственности. Последние в свою очередь должны подразделяться на центры прибыли и центры затрат.

     По  центрам ответственности (одновременно являющимися и местами возникновения  затрат) осуществляется управленческий учет и контроль (нормирование, планирование и учет затрат обращения). Ответственность  за результаты деятельности центров  ответственности возлагается на директоров аптек, пунктов и аптечного  склада. Работа сформированных центров  ответственности контролируется административными  службами (отделами) предприятия.

     Специалисты и директора отделов на основании  управленческой информации принимают  решения в рамках должностных  полномочий. Вопросы, выходящие за пределы  их компетенции, решаются генеральным  директором самостоятельно или на совете директоров отделов.

     Заседание совета директоров может проводиться  в двух вариантах:

    • открытое совещание директоров отделов в полном составе;
    • собрание директоров некоторых отделов.

     С офисом ситуация выглядит иначе. Ответственность  за результаты работы этого центра ответственности можно возложить  на главного бухгалтера предприятия. Он будет осуществлять непосредственный контроль за местами возникновения затрат в офисе, а поскольку каждый отдел будет являться местом возникновения затрат, все директора отделов по требованию главного бухгалтера должны будут предоставлять объяснения по причинам любых отклонений от установленных норм, которые закреплены в бюджете предприятия, утвержденном на совете директоров отделов. Сведения об отклонениях, выходящих за рамки допустимых, предоставляются генеральному директору. Границы допустимых отклонений могут устанавливаться в процессе формирования любого бюджета.

     Этап 2. Кодировка статей затрат центров  ответственности. Организация системы  сегментарного учета предполагает специальную кодировку затратных  и доходных статей центров ответственности  для их детального отражения в  системе управленческого учета  и для последующего составления  сегментарной отчетности.

     Рассмотрим  этот вопрос на примере организации  учета затрат обращения.

     Для контроля и оценки деятельности отдельных  сегментов бизнеса необходимо провести:

  • классификацию их расходов на переменные, постоянные, условно-постоянные. К переменным, как обычно, будем относить затраты, размер которых находится в прямой зависимости от объема продаж аптеки и аптечного пункта (от их деловой активности). К постоянным затратам, напротив, отнесем затраты, величина которых не зависит от изменения объема продаж. Затраты, которые нельзя однозначно отнести ни к переменным, ни к постоянным, будем рассматривать как условно-постоянные;
  • разделение затрат центров ответственности на регулируемые и нерегулируемые. Регулируемые — затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, величина которых зависит от деятельности руководителя центра ответственности. Другими словами, директора аптек и аптечных пунктов путем принятия тех или иных управленческих решений могут повлиять на размер регулируемых затрат. Нерегулируемые затраты, напротив, не подвержены такому влиянию.

     В соответствии с вышеизложенным целесообразно  внести следующие коррективы в рабочий  план счетов организации. Каждой статье затрат присвоим два дополнительных признака. Первый признак: 1 — переменные затраты, 2 — постоянные затраты, 3 —  условно-постоянные затраты. Второй признак: 4 — регулируемые затраты, 5 — нерегулируемые затраты. Это не усложнит существенно  работу бухгалтерии, но обеспечит бухгалтера-аналитика, занимающегося сегментарным учетом, всей необходимой для него информацией.

     Режим работы бухгалтерии, обрабатывающей первичные  документы и формирующей информацию об издержках обращения, с внедрением системы сегментарного учета  существенно не изменится. Сохранится ранее действовавший порядок  кодировки статей затрат в бухгалтерском  учете. Признаки статей затрат формируются  бухгалтером-аналитиком при постановке системы сегментарного учета.

     В сегментарном учете информация распределяется согласно признакам классификации  затрат в автоматическом режиме.

     Признаки 3 (условно-постоянные затраты) и 4 (регулируемые затраты) видны только бухгалтеру-аналитику.

     Таким образом, бухгалтер-аналитик, занимающийся сегментарным учетом, работая на персональном компьютере, имеет доступ ко всей бухгалтерской  информации. Для посторонних пользователей  в систему управленческого сегментарного  учета он закрыт. Возможности получения  сотрудниками бухгалтерской информации варьируются в зависимости от их должностных обязанностей.

     Существует  два пути повышения оперативности формирования сегментарной отчетности.

     Первый, не капиталоемкий, состоит в том, чтобы повысить частоту представления центрами прибыли товарных и кассовых отчетов (как отмечалось, в настоящее время они представляются ежедекадно). В отношении кассовых отчетов проблемы не возникает, поскольку они в любом случае должны формироваться ежедневно.

     По  товарным отчетам проблема состоит  в более частом их формировании и  занесении в бухгалтерскую систему. Однако при формировании трехдневного отчета обрабатывать и проверять  в бухгалтерии документов придется в 3 раза меньше, чем за десять дней. На складе формировать товарные отчеты можно ежедневно. Следовательно, при  сдаче товарных отчетов 2 раза в неделю (в четверг — за понедельник, вторник  и среду и в понедельник  — за оставшиеся дни недели) в  бухгалтерии не будут накапливаться  непроверенные документы. При применении такого варианта, документооборота в  системе управленческого учета  информация за первые три дня недели появляется уже в пятницу утром, что вполне оперативно.

     Второй  возможный путь решения проблемы — глобальный, высоко капиталоемкий, но обладающий чрезвычайной эффективностью. Он состоит в полной автоматизации учетного процесса с использованием электронных сетей, что предполагает как формирование товарных и кассовых отчетов непосредственно в аптеках с передачей информации в центральный офис, так и формирование системы штрихового кодирования, позволяющей вести количественный учет товаропотока.

     Этап 3. Организация плановой и отчетной работы по каждому сегменту. С вводом в действие системы управленческого  учета появляется возможность планировать  затраты и доходы центров ответственности  и, как следствие, разрабатывать  ценовую политику сегментов бизнеса, выявлять отклонения фактических показателей  от плановых, устанавливать их причины. Одна из основных задач сегментарной отчетности — предоставление отчетов об отклонениях от принятых норм по сегментам бизнеса. При своевременном выявлении отклонений и причин их возникновения появляется возможность их оперативного устранения.

     Разработка  бюджетов и смет ведется бухгалтером-аналитиком в непосредственном контакте с директорами  отделов с использованием таких  приемов планирования, как анализ фактических показателей за прошлый  период, разработка внутренних стандартов, прогнозирование. Система планирования сориентирована на организацию контроля затрат и получение прибыли центрами ответственности, а также на координацию  их хозяйственной деятельности в  интересах предприятия в целом. В системе сегментарного учета  формируются бюджеты и сметы  по всем направлениям хозяйственной  деятельности структурных подразделений  предприятия. Бюджеты и отчеты об их исполнении составляются по местам возникновения затрат в разрезе  центров ответственности. По причинам возникновения отклонений лицами, несущими ответственность за возникшие отклонения, должны быть представлены объяснения. Далее в автоматическом режиме бухгалтер-аналитик формирует сводные отчеты для  принятия руководством предприятия  соответствующих управленческих решений.

     Данный  отчет является одним из нескольких по движению товарных потоков. В частности, он помогает администрации предприятия  контролировать остатки товара в  аптеках и анализировать процессы товарооборота. В связи с тем, что остаток товара учитывается  при расчете налога на имущество  предприятий, составление такого отчета позволяет оптимизировать налоговые  платежи. 
 
 
 
 
 
 
 

2 Состав и методы составления сегментарной отчетности ОАО «Спасское молоко»

2.1 Краткая характеристика ОАО «Спасское молоко» 

     Открытое  акционерное общество «Спасское молоко» было создано в 2000 году. Основными видами деятельности предприятия являются: производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство и реализация цельномолочной, обезжиренной молочной продукции, торгово-закупочная деятельность.

     Организационная структура предприятия представлена на рис.2.1.

     

Рис. 2.1 Организационная структура управления ОАО «Спасское молоко»

     Бухгалтерский учет на предприятии ведется отдельным  структурным подразделением. Помимо главного бухгалтера работает кассир и два бухгалтера.

     Основные  задачи бухгалтерского учета в ОАО «Спасское молоко», как на производственном предприятии следующие:

  • своевременное и полное отражение в учете движения денежных средств и материальных ценностей, правильная их оценка;
  • своевременный и полный учет затрат на производство продукции и правильное исчисление ее себестоимости;
  • контроль выполнения плана выпуска и реализации готовой продукции;
  • контроль правильного использования оборудования, расхода сырья, топлива в соответствии с нормами.

     Согласно учетной политики ОАО «Спасское молоко» установлена журнально-ордерная форма учета с элементами автоматизированной системы управления «1С-Предприятие».

     Учетная политика ОАО «Спасское молоко» содержит следующие документы:

    • учетная политика для целей бухгалтерского учета;
    • учетная политика для целей налогового учета;
    • рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  • положение о порядке проведения инвентаризаций имущества и обязательств организации и осуществлении внутреннего контроля за хозяйственными операциями;
  • положение о постоянно действующей инвентаризационной комиссии;
  • формы первичных учетных документов;
  • график документооборота организации;
  • график ревизии готовой продукции и сырья и материалов.

     Учетной политикой предусмотрено, что для  целей налогообложения прибыли  учет доходов и расходов на рассматриваемом  предприятии ведется методом  начисления.

     Учетная политика ОАО «Спасское молоко» описана в приказе «Об учетной политике» и содержит следующие моменты:

  • начисление амортизации нематериальных активов производить линейным способом;
  • объекты основных средств, используемые в течение периода, превышающего 12 месяцев, имеющих стоимость не более 10000 рублей за единицу, списывать на затраты производства по мере отпуска их в производство или эксплуатацию;
  • мортизацию основных средств начислять линейным способом; учет процесса приобретения и заготовления материалов осуществлять в оценке по фактической себестоимости с применением счета 10 «Материалы»;
  • при отпуске материально – производственных запасов в производство и ином выбытии их оценка производится по методу ФИФО;
  • готовую продукцию учитывать по дебету счета 43 «Готовая продукция» по фактической производственной себестоимости;
  • не создавать резерв сомнительных долгов, резерв под снижение стоимости материальных ценностей;
  • не создавать резервы: на оплату отпусков, на выплату вознаграждения за выслугу лет;
  • момент определения налоговой базы по НДС - по мере оплаты;
  • доходы и расходы в целях налогообложения прибыли определяются методом начисления.

Информация о работе Отчетность по сегментам