Отчетность по сегментам

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

В современной экономике, как за рубежом, так и в России все больший интерес для пользователей бухгалтерской отчетности приобретают данные сегментарной отчетности. Необходимость составления и представления такой отчетности обусловлена процессами очевидной интеграции производства и капитала. В связи с развитием рынков сбыта производство и продажа разных видов (групп) товаров (работ, услуг), составляющих предмет деятельности крупных компаний, может осуществляться в различных географических регионах. Деятельность, осуществляемая в различных регионах, как и обычная деятельность, может быть сопряжена с различными рисками и прибылями. При подготовке финансовых отчетов необходимо, наряду с прочими данными формировать дополнительную информацию в отраслевом разрезе (по хозяйственным сегментам бизнеса) и с учетом географического местонахождения рынков сбыта (по географическим сегментам). Обособленное представление такой информации необходимо, поскольку её может быть невозможно, получить из другой информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВААААЯ !!!!!!!!!!!!!! БФО.docx

— 92.80 Кб (Скачать)

     Анализ  отчетной информации в разрезе операционных сегментов деятельности ОАО «Спасское молоко» проводится на основе учетных данных о выручке от продаж, расходах, финансовом результате, балансовой стоимости активов, начисленной амортизации по основным средствам и нематериальным активам, обязательствам отдельных сегментов. Его следует начинать с оценки обоснованности выделения отчетных сегментов. Для этого необходимо проверить полученную информацию по операционным сегментам на соответствие всем требованиям, предъявляемым к ним. 

2.2 Формирование сегментарной отчетности 

     По  данным ОАО "Спасское молоко", следующие операционные сегменты: сливочное масло; кисломолочная продукция; сухое молоко; заменитель цельного молока..

     Выделенные ранее сегменты по качественным критериям все соответствуют и количественным критериям (доля выручки от продаж и финансового результата каждого операционного сегмента превышает 10% от общей величины соответствующих показателей по организации в целом). Кроме того, на выделенные сегменты приходится более 75% всей выручки организации: в предыдущем году - 84,2%, в отчетном - более 89,6%. По данным комбината основная часть выручки каждого сегмента получена от продажи внешним покупателям. На прочие операции приходится, соответственно, 15,8 и 10,4%. Таким образом, есть все основания признать выделенные сегменты деятельности организации как отчетные.

     Чаще  всего информация по операционным сегментам  признается первичным форматом сегментарной отчетности. На анализируемом предприятии  имеется возможность идентифицировать для каждого операционного сегмента не только выручку от продаж и финансовый результат, но и балансовую стоимость  активов, общую величину капитальных  вложений в основные средства и нематериальные активы, амортизационные отчисления по ним. Вместе с тем проблематичным является распределение между сегментами с достаточной точностью обязательств организации. В целом информация по операционным сегментам за предыдущий и отчетный год представлена в  табл. 2 и 3.

Таблица 2

     Отчетная  информация по операционным сегментам  деятельности

ОАО «Спасское молоко» за предыдущий год, тыс. руб.

Показатель Сливочное

масло

Кисло-

молочная

продукция

Сухое

молоко

Заменитель

цельного 

молока

Прочие 

операции

Итого по

комбинату

1 2 3 4 5 6 7
Информация  о выручке и финансовых результатах
Выручка от

продаж  внешним

покупателям

152 324 337 723 135 786 107 062 137 526 870 421
Финансовый

результат

(прибыль  или

убыток)

32 963 87 902 35 979 29 301 29 301 215 446
Информация  об активах и обязательствах
Балансовая

величина  активов

сегмента

50 318 71 315 41 344 31 488 17 664 212 129
Амортизационные

отчисления  по

основным

средствам и

нематериальным

активам

3 704 5 250 3 043 2 318 1 299 15 614
Общая величина

капитальных

вложений  в

основные

средства  и

нематериальные

активы

9 448 13 175 8 351 5 310 18

122

54 406
Нераспределенные

активы  комбината

153 611
Суммарные активы

комбината

365 740
Нераспределенные

суммарные

обязательства

комбината

120 912
 

     Таблица 3

     Отчетная  информация по операционным сегментам  деятельности

     ОАО «Спасское молоко» за отчетный год, тыс. руб.

Показатель Сливочное

масло

Кисло-

молочная

продукция

Сухое

молоко

Заменитель

цельного 

молока

Прочие 

операции

Итого по

комбинату

1 2 3 4 5 6 7
Информация  о выручке и финансовых результатах
Выручка от

продаж  внешним

покупателям

219 465 521 230 245 592 184 195 135 859 1 306 341
1 2 3 4 5 6 7
Финансовый

результат

(прибыль  или

убыток)

47 173 134 826 56 735 48 448 31 555 318 737
Информация  об активах и обязательствах
Балансовая

величина  активов

сегмента

49 385 95 448 55 488 43 682 35 610 279 613
Амортизационные

отчисления  по

основным

средствам и

нематериальным

активам

3 854 7 449 4 330 3 410 2 779 21 822
Общая величина

капитальных

вложений  в

основные

средства  и

нематериальные

активы

5 877 9 310 6 344 4 949 11 684 38 164
Нераспределенные

активы  комбината

238 189
Суммарные активы

комбината

517 802
Нераспределенные

суммарные

обязательства

комбината

206 443
 

     Так как менее проблематичным является идентификация для выделенных операционных сегментов выручки и финансового  результата, то становится возможным  рассчитать следующие основные показатели деятельности сегмента:

    • динамика выручки от продаж сегмента;
  • удельный вес выручки сегмента в общей величине выручки от продаж организации в целом;
  • динамика финансового результата сегмента;
  • удельный вес финансового результата сегмента в общей величине финансового результата деятельности организации в целом;
  • рентабельность сегмента (отношение финансового результата сегмента к его выручке) и ее динамика;
  • расходы сегмента на один рубль выручки сегмента и их изменение.

     Расчет  названных показателей представлен  в табл. 4.

Таблица 4

     Динамика  доходов, расходов и финансовых результатов

     операционных  сегментов ОАО «Спасское молоко»

Показатель Сегменты  деятельности
Сливочное

масло

Кисло-

молочная

продукция

Сухое

молоко 

Заменитель

цельного 

молока

Итого
Выручка от продаж сегмента, тыс. руб.
Предыдущий  год 152 324 337 723 135 786 107 062 732 895
Отчетный  год 219 465 521 230 245 592 184 195 1 170 482
Изменение

(+, -)

+67 141 +183 507 +109 806 77 132 +437 587
Темп  роста, % 144,1 151,7 180,9 172,0 159,7
Расходы сегмента,тыс. руб.
Предыдущий  год 119 361 249 821 99 807 77 761 546 750
Отчетный  год 172 292 386 404 188 857 135 747 883 300
Изменение

(+, -)

+52 931 +136 583 +89 050 +57 986 +336 550
Темп  роста, % 144,3 154,7 189,2 174,6 161,6
Прибыль от продаж сегмента, тыс. руб.
Предыдущий  год 32 963 87 902 35 979 29 301 186 145
Отчетный  год 47 173 134 826 56 735 48 448 287 182
Изменение

(+, -)

+14 210 +46 924 +20 756 +19 147 +101 037
Темп  роста, % 143,1 153,4 157,7 165,3 154,3
Рентабельность  сегмента, %
Предыдущий  год 21,6 26,0 26,5 27,4 25,4
Отчетный  год 21,5 25,9 23,1 26,3 24,5
Изменение

(+, -)

-0,1 -0,1 -3,4 -1,1 -0,9
Расходы на один рубль выручки от продаж, коп.
Предыдущий  год 78,4 74,0 73,5 72,6 74,6
Отчетный  год 78,5 74,1 76,9 73,7 75,5
Изменение

(+, -)

+0,1 +0,1 +3,4 +1,1 +0,9
 

     Данные  табл. 4 позволяют увидеть, что в  отчетном году по сравнению с предыдущим произошло увеличение выручки от продаж по всем операционным сегментам. Наиболее значительный прирост был  получен по производству сухого молока (в 1,8 раза) и заменителя цельного молока (в 1,7 раза). Вместе с тем по всем сегментам  наблюдается опережающий рост расходов по сравнению с выручкой, что привело  к более низким темпам увеличения прибыли (например, прибыль от производства сухого молока возросла на 57,7%, а заменителя цельного молока - на 65,3%). Положительным  является то, что деятельность всех операционных сегментов была рентабельной.

     Несмотря  на снижение этого показателя в отчетном году по сравнению с предыдущим по всем сегментам бизнеса ОАО «Спасское молоко», рентабельность имеет достаточно высокие значения.

     Самыми  рентабельными видами деятельности комбината являются производство кисломолочной  продукции (25,9%) и выпуск заменителя цельного молока (26,3%). Самым затратным  является производство сливочного масла (расходы на один рубль выручки  составили 78,5 коп.). 
 
 
 

3 Анализ отчетной информации в разрезе операционных сегментов 

     Для оценки влияния результатов работы операционных сегментов на общий  финансовый результат молочного  комбината ОАО «Спасское молоко» следует провести структурный анализ доходов, расходов и прибыли отдельных видов деятельности организации (табл. 5). 

     Таблица 5

     Динамика  структуры доходов, расходов и финансовых

     результатов операционных сегментов организации

Показатель  Удельный  вес, %
Сливочное

масло

Кисло-

молочная

продукция

Сухое

молоко

Заменитель

цельного 

молока

Прочие 

операции

Итого
1 2 3 4 5 6 7
Выручка от продаж сегмента, тыс. руб.
Предыдущий

год

17,5 38,8 15,6 12,3 15,8 100,0
1 2 3 4 5 6 7
Отчетный  год 16,8 39,9 18,8 14,1 10,4 100,0
Изменение

(+, -)

-0,7 +1,1 +3,2 +1,8 -5,4 -
Расходы сегмента, тыс. руб.
Предыдущий

год

18,2 38,1 15,2 11,9 16,6 100,0
Отчетный  год 17,4 39,1 19,1 13,7 10,7 100,0
Изменение

(+, -)

-0,8 +1,0 +3,9 +1,8 -5,9 -
Прибыль от продаж сегмента, тыс. руб.
Предыдущий

год

15,3 40,8 16,7 13,6 13,6 100,0
Отчетный  год 14,8 42,3 17,8 15,2 9,9 100,0
Изменение

(+, -)

-0,5 +1,5 +1,1 +1,6 -3,7 -
 

     Из  данных табл. 5 следует, что наибольший удельный вес в общей величине выручки комбината в отчетном году занимает выручка от продажи  кисломолочной продукции, т.е. 39,9%, при  этом по сравнению с предыдущим периодом он увеличился на 1,1 пункта. Еще более  значительным является влияние этого  операционного сегмента на финансовый результат, так как доля прибыли  от продаж кисломолочной продукции  составила 42,3%. Положительным является ее увеличение по сравнению с предыдущим годом на 1,5 пункта. Самая маленькая  по сравнению с другими сегментами деятельности комбината ОАО «Спасское молоко» доля влияния на его выручку и финансовый результат от продаж у производства заменителя цельного молока, хотя по сравнению с предыдущим периодом произошло увеличение структурных показателей. Одновременно снижается удельный вес выпуска сливочного масла, что не вызывает снижения общего уровня рентабельности деятельности комбината, так как этот вид продукции является самым затратоемким.

     Если  в отчетности по каждому операционному  сегменту смогли выделить величину активов, обязательств и других показателей, то в дополнение к ранее перечисленным показателям можно рассчитать и проанализировать в динамике следующие:

  • удельный вес активов сегмента в общей сумме распределенных между сегментами активов;
  • удельный вес активов сегмента в общей сумме активов организации;
  • аналогичные показатели по обязательствам, капитальным вложениям, амортизационным отчислениям по основным средствам и нематериальным активам;
  • оборачиваемость активов сегмента (отношение выручки сегмента к среднегодовой стоимости его активов);
  • рентабельность активов сегмента (отношение прибыли сегмента к среднегодовой стоимости его активов).

     В целом такой анализ позволяет  оценить вклад каждого сегмента в общие результаты работы организации, определить эффективность отдельных  видов ее деятельности и уровень  рисков, что важно и для внутреннего  управления, и для внешних пользователей  бухгалтерской отчетности (собственников, потенциальных инвесторов и др.).

     Анализ  отчетной информации по географическим сегментам деятельности организации  целесообразно также начинать с  оценки обоснованности выделения отчетных географических сегментов.

     По  данным ОАО «Спасское молоко», исходя из сходства экономических и политических условий регионов, где компания продает свою продукцию, близости операций, сходства рисков можно выделить в качестве географических сегментов следующие: Центрально-Черноземный район; Центральный район; Волго-Вятский район; Северо-Западный район; Европа; страны СНГ.

Информация о работе Отчетность по сегментам