Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 12:53, курсовая работа
В современной экономике, как за рубежом, так и в России все больший интерес для пользователей бухгалтерской отчетности приобретают данные сегментарной отчетности. Необходимость составления и представления такой отчетности обусловлена процессами очевидной интеграции производства и капитала. В связи с развитием рынков сбыта производство и продажа разных видов (групп) товаров (работ, услуг), составляющих предмет деятельности крупных компаний, может осуществляться в различных географических регионах. Деятельность, осуществляемая в различных регионах, как и обычная деятельность, может быть сопряжена с различными рисками и прибылями. При подготовке финансовых отчетов необходимо, наряду с прочими данными формировать дополнительную информацию в отраслевом разрезе (по хозяйственным сегментам бизнеса) и с учетом географического местонахождения рынков сбыта (по географическим сегментам). Обособленное представление такой информации необходимо, поскольку её может быть невозможно, получить из другой информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности.
Анализ
отчетной информации в разрезе операционных
сегментов деятельности ОАО «Спасское
молоко» проводится на основе учетных
данных о выручке от продаж, расходах,
финансовом результате, балансовой стоимости
активов, начисленной амортизации по основным
средствам и нематериальным активам, обязательствам
отдельных сегментов. Его следует начинать
с оценки обоснованности выделения отчетных
сегментов. Для этого необходимо проверить
полученную информацию по операционным
сегментам на соответствие всем требованиям,
предъявляемым к ним.
2.2
Формирование сегментарной
отчетности
По данным ОАО "Спасское молоко", следующие операционные сегменты: сливочное масло; кисломолочная продукция; сухое молоко; заменитель цельного молока..
Выделенные ранее сегменты по качественным критериям все соответствуют и количественным критериям (доля выручки от продаж и финансового результата каждого операционного сегмента превышает 10% от общей величины соответствующих показателей по организации в целом). Кроме того, на выделенные сегменты приходится более 75% всей выручки организации: в предыдущем году - 84,2%, в отчетном - более 89,6%. По данным комбината основная часть выручки каждого сегмента получена от продажи внешним покупателям. На прочие операции приходится, соответственно, 15,8 и 10,4%. Таким образом, есть все основания признать выделенные сегменты деятельности организации как отчетные.
Чаще
всего информация по операционным сегментам
признается первичным форматом сегментарной
отчетности. На анализируемом предприятии
имеется возможность
Таблица 2
Отчетная информация по операционным сегментам деятельности
ОАО «Спасское молоко» за предыдущий год, тыс. руб.
Показатель | Сливочное
масло |
Кисло-
молочная продукция |
Сухое
молоко |
Заменитель
цельного молока |
Прочие
операции |
Итого по
комбинату | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||
Информация о выручке и финансовых результатах | ||||||||||
Выручка
от
продаж внешним покупателям |
152 324 | 337 723 | 135 786 | 107 062 | 137 526 | 870 421 | ||||
Финансовый
результат (прибыль или убыток) |
32 963 | 87 902 | 35 979 | 29 301 | 29 301 | 215 446 | ||||
Информация об активах и обязательствах | ||||||||||
Балансовая
величина активов сегмента |
50 318 | 71 315 | 41 344 | 31 488 | 17 664 | 212 129 | ||||
Амортизационные
отчисления по основным средствам и нематериальным активам |
3 704 | 5 250 | 3 043 | 2 318 | 1 299 | 15 614 | ||||
Общая
величина
капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы |
9 448 | 13 175 | 8 351 | 5 310 | 18
122 |
54 406 | ||||
Нераспределенные
активы комбината |
153 611 | |||||||||
Суммарные
активы
комбината |
365 740 | |||||||||
Нераспределенные
суммарные обязательства комбината |
120 912 |
Таблица 3
Отчетная информация по операционным сегментам деятельности
ОАО «Спасское молоко» за отчетный год, тыс. руб.
Показатель | Сливочное
масло |
Кисло-
молочная продукция |
Сухое
молоко |
Заменитель
цельного молока |
Прочие
операции |
Итого по
комбинату |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Информация о выручке и финансовых результатах | ||||||
Выручка
от
продаж внешним покупателям |
219 465 | 521 230 | 245 592 | 184 195 | 135 859 | 1 306 341 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Финансовый
результат (прибыль или убыток) |
47 173 | 134 826 | 56 735 | 48 448 | 31 555 | 318 737 |
Информация об активах и обязательствах | ||||||
Балансовая
величина активов сегмента |
49 385 | 95 448 | 55 488 | 43 682 | 35 610 | 279 613 |
Амортизационные
отчисления по основным средствам и нематериальным активам |
3 854 | 7 449 | 4 330 | 3 410 | 2 779 | 21 822 |
Общая
величина
капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы |
5 877 | 9 310 | 6 344 | 4 949 | 11 684 | 38 164 |
Нераспределенные
активы комбината |
238 189 | |||||
Суммарные
активы
комбината |
517 802 | |||||
Нераспределенные
суммарные обязательства комбината |
206 443 |
Так
как менее проблематичным является
идентификация для выделенных операционных
сегментов выручки и
Расчет
названных показателей
Таблица 4
Динамика доходов, расходов и финансовых результатов
операционных сегментов ОАО «Спасское молоко»
|
Данные табл. 4 позволяют увидеть, что в отчетном году по сравнению с предыдущим произошло увеличение выручки от продаж по всем операционным сегментам. Наиболее значительный прирост был получен по производству сухого молока (в 1,8 раза) и заменителя цельного молока (в 1,7 раза). Вместе с тем по всем сегментам наблюдается опережающий рост расходов по сравнению с выручкой, что привело к более низким темпам увеличения прибыли (например, прибыль от производства сухого молока возросла на 57,7%, а заменителя цельного молока - на 65,3%). Положительным является то, что деятельность всех операционных сегментов была рентабельной.
Несмотря на снижение этого показателя в отчетном году по сравнению с предыдущим по всем сегментам бизнеса ОАО «Спасское молоко», рентабельность имеет достаточно высокие значения.
Самыми
рентабельными видами деятельности
комбината являются производство кисломолочной
продукции (25,9%) и выпуск заменителя
цельного молока (26,3%). Самым затратным
является производство сливочного масла
(расходы на один рубль выручки
составили 78,5 коп.).
3
Анализ отчетной информации
в разрезе операционных
сегментов
Для
оценки влияния результатов работы
операционных сегментов на общий
финансовый результат молочного
комбината ОАО «Спасское молоко» следует
провести структурный анализ доходов,
расходов и прибыли отдельных видов деятельности
организации (табл. 5).
Таблица 5
Динамика структуры доходов, расходов и финансовых
результатов операционных сегментов организации
|
Из данных табл. 5 следует, что наибольший удельный вес в общей величине выручки комбината в отчетном году занимает выручка от продажи кисломолочной продукции, т.е. 39,9%, при этом по сравнению с предыдущим периодом он увеличился на 1,1 пункта. Еще более значительным является влияние этого операционного сегмента на финансовый результат, так как доля прибыли от продаж кисломолочной продукции составила 42,3%. Положительным является ее увеличение по сравнению с предыдущим годом на 1,5 пункта. Самая маленькая по сравнению с другими сегментами деятельности комбината ОАО «Спасское молоко» доля влияния на его выручку и финансовый результат от продаж у производства заменителя цельного молока, хотя по сравнению с предыдущим периодом произошло увеличение структурных показателей. Одновременно снижается удельный вес выпуска сливочного масла, что не вызывает снижения общего уровня рентабельности деятельности комбината, так как этот вид продукции является самым затратоемким.
Если в отчетности по каждому операционному сегменту смогли выделить величину активов, обязательств и других показателей, то в дополнение к ранее перечисленным показателям можно рассчитать и проанализировать в динамике следующие:
В целом такой анализ позволяет оценить вклад каждого сегмента в общие результаты работы организации, определить эффективность отдельных видов ее деятельности и уровень рисков, что важно и для внутреннего управления, и для внешних пользователей бухгалтерской отчетности (собственников, потенциальных инвесторов и др.).
Анализ отчетной информации по географическим сегментам деятельности организации целесообразно также начинать с оценки обоснованности выделения отчетных географических сегментов.
По данным ОАО «Спасское молоко», исходя из сходства экономических и политических условий регионов, где компания продает свою продукцию, близости операций, сходства рисков можно выделить в качестве географических сегментов следующие: Центрально-Черноземный район; Центральный район; Волго-Вятский район; Северо-Западный район; Европа; страны СНГ.