Отчетность по сегментам

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

В современной экономике, как за рубежом, так и в России все больший интерес для пользователей бухгалтерской отчетности приобретают данные сегментарной отчетности. Необходимость составления и представления такой отчетности обусловлена процессами очевидной интеграции производства и капитала. В связи с развитием рынков сбыта производство и продажа разных видов (групп) товаров (работ, услуг), составляющих предмет деятельности крупных компаний, может осуществляться в различных географических регионах. Деятельность, осуществляемая в различных регионах, как и обычная деятельность, может быть сопряжена с различными рисками и прибылями. При подготовке финансовых отчетов необходимо, наряду с прочими данными формировать дополнительную информацию в отраслевом разрезе (по хозяйственным сегментам бизнеса) и с учетом географического местонахождения рынков сбыта (по географическим сегментам). Обособленное представление такой информации необходимо, поскольку её может быть невозможно, получить из другой информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВААААЯ !!!!!!!!!!!!!! БФО.docx

— 92.80 Кб (Скачать)

Введение 

   Сегмент – это часть деятельности  организации в определенных условиях. В переводе с латинского слово  «сегмент» (segmentum) означает отрезок либо часть круга.

     В современной экономике, как за рубежом, так и в России все больший  интерес для пользователей бухгалтерской  отчетности приобретают данные сегментарной отчетности. Необходимость составления  и представления такой отчетности обусловлена процессами очевидной  интеграции производства и капитала. В связи с развитием рынков сбыта производство и продажа разных видов (групп) товаров (работ, услуг), составляющих предмет деятельности  крупных компаний, может осуществляться в различных географических регионах. Деятельность, осуществляемая в различных регионах, как и обычная деятельность, может быть сопряжена с различными рисками и прибылями. При подготовке финансовых отчетов необходимо, наряду с прочими данными формировать дополнительную информацию в отраслевом разрезе (по хозяйственным сегментам бизнеса) и с учетом географического местонахождения рынков сбыта (по географическим сегментам).  Обособленное представление такой информации необходимо, поскольку её может быть невозможно, получить из другой информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности.

     Многие  крупные компании производят разнообразные товары, оказывают широкий спектр услуг, которые различаются по своему техническому уровню, рентабельности и другим условиям. Кроме того, продажа товаров, продукции, работ, услуг совершается в различных географических регионах, которые также имеют свои особенности (уровень спроса, доход потребителей, социально-экономические и другие условия).

     Информация  об этом представляет значительный интерес  для пользователей финансовой отчетности, так как она позволяет:

    • лучше понять результаты прошлой деятельности организации;
    • точнее оценить риски и прибыли организации;
    • принять более обоснованные решения в отношении организации в будущем.
     В связи с этим возникает потребность  в формировании сегментарной отчетности, с помощью которой можно оценить  качество работы каждого сегмента бизнеса
     Актуальность  темы состоит в том, что изучение данных вопросов необходимо для всех фирм и предприятий, перед которыми стоит вопрос представления сегментарной отчетности.

     Цель  раскрытия информации по сегментам  в составе бухгалтерской отчетности – помочь пользователям составить  более полное представление об организации  путем предоставления дополнительных данных о производстве различных видов товаров (работ, услуг), которые являются предметом деятельности организации, и различных географических регионах, в которых организация ведет свою финансово-хозяйственную деятельность. Такая информация позволяет заинтересованному пользователю принимать более взвешенные и обоснованные решения.

     Как правило, в информации по сегментам  заинтересованы, прежде всего, внешние  пользователи. Особую важность представление  информации по сегментам имеет для  организаций, ценные бумаги которых  свободно обращаются, например, через организаторов торговли (фондовые биржи).

     Целью данной курсовой работы является изучение методики составления сегментарной отчетности.

     Исходя  из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

    • дать точное и полное понятие сегмента;
    • определить сферу и порядок применения ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»;
    • формирование информации по операционным и географическим сегментам;
    • раскрытие информации по отчетному сегменту;
    • определить принципы и условия построения внутренней сегментарной отчетности;
    • отметить правила построения сегментарной отчетности для внешних пользователей;
    • перечислить и охарактеризовать каждый из этапов построения сегментарной отчетности организации.

     Предмет исследования – сегментарная отчетность организации: цели, состав и методы составления.

     Объектом  исследования является ОАО «Спасское молоко»

     В качестве информационной базы при написании  курсовой работы были использованы законодательные  и нормативные документы, периодические издания (журналы с приложениями), а также работы российских авторов, посвященные проблемам и практике сегментарной отчетности.

 

     1 Сущность и назначение сегментарной отчетности

1.1 Понятие сегмента. Сфера и порядок применения ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» 

     Многие  компании как российские, так и  международные производят широкий  спектр услуг и товаров или  осуществляют деятельность в различных  географических регионах с разными  условиями роста, уровнями рентабельности и риска. Такую информацию называют информацией по сегментам.

     Дословный перевод латинского слова segmentum означает отрезок либо часть круга. Применительно к бухгалтерскому учету и аудиту понятие означает, что в бухгалтерской отчетности сведения о разных частях (сегментах) деятельности организации необходимо указывать отдельно. Такими частями (сегментами) могут быть данные о производстве и продаже разных товаров, работ, услуг либо данные о продажах товаров одного вида в разных регионах и т.д.

     К настоящему времени система нормативного регулирования сегментарной отчетности включает множество различных по юридической силе и содержанию документов.. В связи с принятием нового международного стандарта по представлению сегментной информации IFRS 8 "Операционные сегменты" в рамках существующей Концепции бухгалтерского учета в Российской Федерации и Программы его реформирования актуальными сегодня являются сравнительный анализ ПБУ 12/2010 с его требованиями и разработка возможных путей трансформации российского положения.

     Краткая характеристика основных позиций стандартов представленная в приложении А позволяет сделать вывод: ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам" концептуально отличается от МСФО (IFRS) 8 "Операционные сегменты" практически по всем исследованным критериям. Это позволяет охарактеризовать существующую на данный момент в России систему нормативного обеспечения процесса формирования и представления сегментарной отчетности как далекую от требуемого для применения в практической деятельности уровня качества и не соответствующую международно - признанным стандартам.

     Понятие «информация по сегментам» представляет собой информацию, раскрывающую часть  деятельности организации в определенных хозяйственных условиях.

     Приказом  Министерства финансов РФ от 08.11.2010 было утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010). Нормы, установленные в ПБУ 12/2010 практически полностью соответствуют нормам МСФО 14 «Сегментарная отчетность».

     ПБУ 12/2010 "Операционные сегменты". Положение  будет обязательно для организаций - эмитентов публично размещаемых  ценных бумаг. Они должны раскрывать в пояснениях к бухгалтерской  отчетности информацию по сегментам. Другие организации будут применять  ПБУ 12/2010 только в случае принятия ими  решения о раскрытии информации.

     ПБУ 12/2010 используется также коммерческими организациями при составлении сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности. Субъекты малого предпринимательства могут не применять правила, устанавливаемые ПБУ 12/2010.

     Производство  одного вида продукции (товара), выполнение одного вида работ или оказание одного вида услуг в рамках одной организации, но при наличии различных условий  хозяйствования приводит к разным показателям  рентабельности производства. Рентабельность производства различных видов продукции (товаров, работ, услуг) в рамках деятельности одной организации также различна. Действительно имеются существенные различия, например, между производством  шариковых ручек и канцелярских кнопок, скрепок, между условиями  продажи товаров в Москве и  районах Сибири или за рубежом. Основными  факторами, которые влияют на рентабельность производства, являются условия производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг) на конкретной территории осуществления деятельности организации, а также виды продукции и условия их продажи в тех случаях, когда территория производства и территория продажи не совпадают.

     Многие  предприятия производят несколько  видов продукции (товаров), оказывают  разнообразные услуги, выполняют  различные виды работ или ведут  свою деятельность в нескольких географических регионах. Поэтому они могут иметь  различные нормы рентабельности, перспективы развития, могут быть подвержены разным рискам.

     Информация  о разных видах товаров (работ, услуг), а также о деятельности организации  в различных географических регионах, полученная в результате оценки соответствующих  рисков и прибылей, называется сегментной информацией, или информацией по сегментам. Такая информация является основой анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и имеет большое значение для принятия управленческих решений. Ее раскрытие в составе годовой бухгалтерской отчетности направлено на удовлетворение в первую очередь интересов внешних пользователей (инвесторов, партнеров по бизнесу, работников контролирующих органов и т.д.). Внешним пользователям она позволяет не только более глубоко проанализировать деятельность организации за ряд лет, но и сопоставить результаты производства одинаковых видов продукции (оказания услуг, выполнения работ) у разных организаций. А руководство организации получает дополнительные возможности для сравнения и анализа результатов деятельности конкурентов, а также отрасли в целом.

     Вместе  с тем применение данного Положения  позволяет более полно реализовать  требования достоверности и полноты  бухгалтерской отчетности организации, установленные ПБУ 4/99. Необходимо также  отметить, что именно в п. 27 ПБУ 4/99 впервые было определено обязательное раскрытие дополнительных данных об объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта (деятельности) в пояснениях к бухгалтерскому балансу  и отчету о прибылях и убытках.

     ПБУ 12/2010 ввело в практику российских бухгалтеров такое непривычное для них понятие, как «риск», причем риск получения не только убытка от деятельности организации, но и риск получения прибыли (минимальной, сверхприбыли). Риски бывают самые разнообразные: общеэкономические, валютные, кредитные, ценовые, политические и др. При выделении информации по сегментам должны приниматься во внимание риски, которым может быть подвержена деятельность организации, но при этом при проведении оценки рисков для выделения информации по сегментам не предполагается их точное количественное измерение и выражение. Оценка рисков предполагает определенную условность, за основу которой могут быть взяты профессиональное суждение, данные за ряд лет, прогнозирование. Например, не вызывает сомнения, что риск получения убытка от продажи товаров организации, расположенной на территории, где идут военные действия, будет очень велик по сравнению с продажей аналогичной партии товаров организации, которая работает в стране с развитой экономикой.

     В то же время источник рисков и прибылей для большинства организаций  определяет то, как организация организована и управляется. Поэтому в п. 6 Положения  определено, что перечень сегментов, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности, устанавливается  организацией самостоятельно в учетной  политике исходя из ее организационной  и управленческой структуры.

     Поскольку сегмент — это часть чего-либо, то процедура определения (выделения) сегментов заключается в условном разделении всей деятельности организации на части, которые и называются сегментами. Применительно к комментируемому Положению сегмент - это часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях, информация о которой подлежит раскрытию посредством представления установленного перечня показателей в бухгалтерской отчетности. Выделяют два вида сегментов: операционные и географические.

     Операционный  сегмент – часть деятельности организации по производству определенного  товара или однородных групп товаров, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам или другим однородным группам товаров.

Информация о работе Отчетность по сегментам