Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:05, курсовая работа
В отличие от финансового (бухгалтерского) учета, который ведется на предприятиях в соответствии с законодательством, управленческий учет служит исключительно для принятия управленческих решений. Преимущества системы управленческого учета следующие:
создана конкретно «под предприятие»;
система гибкая, при необходимости легко адаптируется к новым процессам, возникающим в рамках осуществления основной деятельности;
включает в себя как натуральные, так и финансовые показатели;
при правильном внедрении системы все принципы учета понятны сотрудникам и руководителям структурных подразделений, а промежуточная отчетность используется для более эффективного решения повседневных задач
Введение.
Теоретические основы организации управленческого учета.
Система управленческого учета на предприятии: предпосылки создания, сущность и его значение.
Формы организации управленческого учета.
Основные аспекты организации управленческого учёта для предприятия.
Концепция организации (постановки) управленческого учета на предприятии – практическая система путей решения.
Особенности организации системы управленческого учета на производственном предприятии.
Система классификаторов.
Классификация затрат или система управления затратами.
Сущность затрат как объекта управления.
Классификация элементов и статей затрат.
Отчетный период.
Рабочий план счетов.
Аналитические разрезы учета.
Отчетные формы.
Заключение.
Список использованной литературы.
Данные управленческого учета позволяют выявить наиболее «узкие места» в деятельности предприятия, малоэффективные или убыточные виды продукции. Информация управленческого учета используется для определения наиболее рентабельного для данных условий ассортимента продукции и работ, цен и тарифов их продажи, пределов скидок при разных условиях сбыта и платежа; для оценки эффективности дополнительных затрат и рациональности капитальных вложений. Только по данным управленческого учета можно выбрать оптимальный вариант решения задач типа «произвести самим или покупать», «в каком количестве выгодно купить и продать», «по какой технологии следует производить продукцию» и т. д.
Управленческий учет ведут по правилам, установленным самим предприятием, учитывающим специфику его деятельности, особенности решения тех или иных управленческих задач. Администрация предприятия сама решает, как классифицировать затраты, насколько детализировать места возникновения затрат и как увязать их с центрами ответственности, каким образом вести учет фактических либо плановых (нормативных), полных либо частичных (переменных) затрат.
Многообразие хозяйствующих субъектов, определяемое формами собственности, экономики, юридическими, технико-технологическими и другими факторами, а также компетентность руководителей, потребность менеджмента в той или иной управленческой информации обусловливают разнообразие конкретных форм организации управленческого учета.
Опыт стран с развитой экономической системой организации управленческого учета свидетельствует о том, что он является забалансовым учетом. При этом в управленческом учете, детальный аналитический учет, может быть организован, как бухгалтерскими, так и оперативными методами.
Организация управленческого учета предоставляет определенную свободу в выборе метода системных записей на управленческих счетах внебалансового назначения, обеспечивая при этом возможность дополнительного производственно-финансового контроля процедур формирования данных о величине производственного результата, полученного за отчетный год.
На практике известны два варианта организации подсистемы управленческого учета, различаемые по типу связи между управленческой и финансовой бухгалтериями:
При интегрированном варианте связь управленческого и финансового учета осуществляется при помощи контрольных счетов (счетов расходов и доходов финансовой бухгалтерии), прямо корреспондирующих со счетами управленческой бухгалтерии.
При автономном варианте связи используются парные контрольные счета одного и того же наименования, известные как отраженные, зеркальные счета (счета-экраны).
По признаку оперативности в управленческом учете различают: учет фактических (прошлых) затрат и учет затрат по системе «стандарт-костинг».
По полноте включения затрат в себестоимость производства различают: Direct-costing - учет себестоимости продукции по прямым затратам, Absorption costing - учет себестоимости продукции с полным распределение всех затрат, AВС (Activity based costing) - система учета, измеряющая затраты и их изменения по объектам, процессам и ресурсам.
На организацию управленческого учета существенное влияние оказывают степень специализации предприятия и особенности технологии производства.
Выбор того или иного подхода к учету зависит от его организаторов, которые обычно исходят из того, что выгода от учетной информации должна превышать затраты на содержание системы учета.
Задачей управленческого учета является контроль реального производственного результата, фактически полученного вследствие проведения предприятием собственной финансовой политики в отношении амортизации оборудования, формирования и использования части резервов предстоящих доходов, расходов и других операций. При этом записи в системе управленческого учета не рассматриваются в качестве бухгалтерских, но производятся под контролем и при участии бухгалтерии.
По характеру применения управленческий учет универсален. Его можно внедрять во всех хозяйствующих субъектах, имеющих затраты и зависящие от них финансовые результаты деятельности.
Процесс организации на предприятии управленческого учета требует соблюдения основных условий:
Первый шаг - создание рабочей группы. В нее должны входить руководители всех подразделений, которые затронет «перестройка». Лучше всего, если группу возглавит первое лицо компании, или, как минимум – его заместитель. Все участники рабочей группы обязаны часть своего времени посвящать работе над проектом, при принятии решений назначать ответственного за выполнение и устанавливать сроки окончания работы.
Далее происходит констатация сложившегося положения дел, изучения существующих на данный момент информационных потоков (кто, когда, кому и в каком виде передает управленческую информацию) и разработки того, что хотелось бы получить. Это этап диагностики и формулирования концепции построения управленческого учета. В разработку концепции могут входить формулирование учетной политики и создание управленческого плана счетов.
На следующем этапе, выделяются центры финансовой ответственности (ЦФО). Они делятся на центры затрат (менеджеры которых отвечают за то, чтобы затраты на этом участке не превысили какой-то установленный уровень; например, IT-служба), центры дохода (отвечающие только за принесенный доход; например, отдел сбыта), центры прибыли (отвечающие за свои доходы и расходы; например, филиал) и центры инвестиций. Этот этап требует внимательности: надо точно определить, где и по чьему решению возникают доходы и затраты, чтобы менеджер центра не отвечал, например, за неконтролируемые расходы. До менеджеров центров финансовой ответственности доводятся показатели, достижение которых они обязаны обеспечить.
Затраты на организацию управленческого учета должны соответствовать полезности. Возрастание затрат на управленческий учет является следствием разрастания дерева счетов управленческого учета.
Далее нужно обеспечить необходимое информационное поле, документооборот. Сюда входят разработка методологии (кто какую информацию в какую форму и ее графу вносит) и создание регламента (который определяет, какая информация в какой срок кому поступает, что он с ней делает, кому, когда и в каком виде передает). Все это оформляется в виде положения об управленческом учете. При этом параллельно с организацией управленческого учета необходимо проводить обучение работе с системой персонала, непосредственно вовлеченного в управленческий учет.
Оргструктура предприятия после внедрения системы управленческого учета практически не меняется. Активное участие высшего руководства компании - ключевой фактор успеха проекта, так как управленческий учет создается с целью удовлетворения информационных потребностей руководителей, принимающих решения, и в первую очередь - для высшего менеджмента компании. Это значит, для правильной организации управленческого учета специалист должен знать, о чем руководители компании хотят получить информацию и уже основываясь на этом, строить систему учета.
Для практической организации управленческого учета на предприятии необходимо разработать поэтапный проект (примерный план) работ, который даст представление о мероприятиях, которые необходимо провести, а так же о документах, которые необходимо разработать и внедрить на предприятии.
Разработка и согласование технического задания на постановку управленческого учета: четко прописанное техническое задание позволяет решить массу проблем, так как в нем обозначаются границы проекта. В техническом задании на постановку управленческого учета определяется состав отчетных документов, согласовываются объем и состав работ.
Анализ и проектирование организационной и финансовой структур компании: на данном этапе проводится подробное изучение существующей системы организации производства и финансово-экономических взаимоотношений в структурах/подразделениях предприятия; анализ систем бухгалтерского учета, планирования, внутреннего контроля, мотивации персонала. Далее разрабатывается организационная структура компании: структуры административного и функционального подчинения; распределения областей ответственности и функциональных обязанностей между подразделениями и сотрудниками; основные и вспомогательные бизнес-процессы; информационное взаимодействие в рамках выполнения основных бизнес-процессов; наличие и качество стандартов выполнения работ; уровень регламентации и четкость формализованных процедур управления (документационное обеспечение управления). Затем на основании организационной структуры проводится разработка финансовой структуры предприятия: определяется состав и структура центров финансовой ответственности (ЦФО), проводится классификация ЦФО, готовится исходная информация для построения системы бюджетного управления.
Построение системы управленческого учета: создается нормативная база по управленческому учету (внутренний регламент предприятия). Основной документ - положение по управленческому учету, в котором определяется регламент сбора, регистрации, хранения и представления всей информации, необходимой для принятия управленческих решений. Положение по управленческому учету содержит описание системы управленческого учета, управленческую учетную политику, регламент работы центров финансовой ответственности, альбом форм документов, управленческий план счетов, реестр типовых проводок. Так же, описываются принципы взаимодействия управленческого и бухгалтерского учета: соответствие планов счетов, аналитических разрезов, принципы отражения операций в бухгалтерском и управленческом учете.
Построение системы управления затратами: т.е. разработка единой классификация статей затрат предприятия, включающая определение места возникновения затрат, выявление потребленного ресурса, определение выполненной работы или операции, классификацию объектов получения услуги или предметов, над которым совершена работа. Затем проводится классификация затрат для целей управленческого учета, разделение затрат на постоянные и переменные, прямые и косвенные, составляется матрица затрат, определяется возможность нормирования отдельных видов затрат, строится система отчетности по затратам (сметы, калькуляции, объекты учета затрат).
Построение системы управленческой отчетности: описываются структура и форматы управленческих отчетов, формируется альбом унифицированных форм отчетов, составляется реестр управленческих отчетов, разрабатываются финансовые модели формирования управленческих отчетов. Положение об управленческой отчетности содержит комплект согласованных регламентирующих документов, фиксирующих организационную и административную структуру предприятия и содержащих описания внутренних (предназначенных только для этого «конкретного» предприятия) стандартов деятельности, включая должностные обязанности сотрудников и правила выполнения бизнес-процессов. Положение по управленческому документообороту определяет регламент внесения информации в систему управленческого учета, альбомы форм документов для каждого подразделения предприятия, технологические карты формирования документов в подразделениях предприятия, технологические карты обработки информации входящей и исходящей информации, график документооборота, организацию хранения документов, номенклатуру дел и порядок текущего хранения документов.
Разработка технического задания для автоматизации управленческого учета и принятие работ по конфигурации системы: для комплексной автоматизации управленческого учета проводится разработка технического задания на автоматизацию, в котором производится описание структуры данных, их взаимосвязи.
Обучение персонала на этапе внедрения: на этапе внедрения разрабатывается программа подготовки и обучения, включающая практические семинары, тренинги сотрудников (деловые игры по новым бизнес-процессам) и т.д.
Фундаментом управленческого учета является система классификаторов. При построении систем управленческого учета и бюджетирования предприятия необходимо разработать классификаторы. В первую очередь классификатор затрат, т.к. изменение уже используемых классификаторов - длительный и трудоемкий процесс, поскольку зачастую сложно установить, в каких методологических документах и информационных системах они уже применяются. Основное внимание уделяют составлению бюджетных форм или форм отчетности, на основании которых затем разрабатывают систему классификаторов. Для нее в этом случае характерны следующие недостатки: односторонность: обеспечивает только одну функцию управления (планирование, учет, контроль или анализ); негибкость: основанная на конкретных формах отчетов, она не позволяет составлять другие отчеты с использованием тех же данных; недостаточная полнота и несогласованность: системы бюджетов и отчетов могут не полностью представлять все аспекты финансово-хозяйственной деятельности.