Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей бухгалтерского учета в некоммерческих организациях.
Для реализации этой цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть характеристику некоммерческих организаций в РФ.
2. Изучить бухгалтерский учет в некоммерческих организациях.
3. Выявить особенности его ведения.
4. Исследовать бухгалтерскую отчётность некоммерческих организаций.
5. Разобраться с налоговой и статистической отчётностью некоммерческих организаций.
Введение 2
1.ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ с ведением бухгалтерского учета 4
1.1 Основные понятия и принципы деятельности некоммерческих организаций в РФ 4
1.2 Нормативная база и общие организационные вопросы бухгалтерского учета некоммерческих организаций 8
2. ОСобенности бухгалтерского учета в некоммерческих организациях 15
2.1 Учет уставного капитала 15
2.2 Доходы и расходы некоммерческих организаций 17
2.3 Учет наличных денежных средств и операций на расчетном и валютном
счетах 19
2.4 Особенности учета расчетов по заработной плате 27
3. Формирование учетной политики в некоммерческих организациях 30
3.1 Выбор формы бухгалтерского учета и план счетов некоммерческих организаций 30
3.2 Порядок учета доходов и расходов и проведения инвентаризации имущества и обязательств 32
4. Отчетность некоммерческих организаций 34
Заключение 37
Список использованных источников. 42
Приложения 44
К счету 52 могут быть открыты субсчета [19]:
- 52-1 «Валютные счета внутри страны»;
- 52-2 «Валютные средства за рубежом»;
Дополнительно к этому по каждой иностранной валюте нужно вести аналитический учет.
Запись операций на валютном счете производится с применением тех же первичных документов, что и на расчетном счете: выписок банка с приложенными к ним платежными поручениями и другими документами в валюте и ее рублевом эквиваленте.
Поскольку курсы иностранных валют по отношению к рублю постоянно меняются, средства на валютном счете подлежат переоценке по курсу ЦБ РФ, действующему на последнее число отчетного периода или на дату совершения операции в иностранной валюте. Полученная разница относится на счет 98 «Доходы будущих периодов» или на счет 99 «Прибыли и убытки». Удобнее использовать счет 98 со списанием остатка по нему на счет 99 в конце года. Эти остатки, как уже было отмечено выше, не подлежат обложению налогом на прибыль.
Одновременно подлежат переоценке соответствующие остатки по счету 86 «Целевое финансирование».
Операции по продаже валюты должны быть отражены на счете 90 «Продажи» для расчета финансового результата и налога на прибыль.
Прибыль от реализации иностранной валюты является объектом обложения налогом на прибыль.
2.4 Особенности учета расчетов по заработной плате
Некоммерческие организации имеют, как правило, штатных работников, выполняющих функции управления этими организациями и ведущими финансово-бухгалтерские операции.
Оплата труда и другие взаимоотношения штатных работников, включая совместителей, регулируется Трудовым кодексом РФ.
Некоммерческая организация может также привлекать работников (на платной основе) для выполнения отдельных программ и мероприятий, заключая с ними договора гражданско-правового характера (возмездного оказания услуг, подряда, поручения и т.д.). Отношения с этими работниками регулируются ГК РФ.
Может быть использован также труд добровольцев. В своей основе этот труд не предполагает оплаты, но добровольцам могут быть возмещены расходы, в частности, в связи с их поездками.
При отсутствии предпринимательской деятельности затраты некоммерческой организации на заработную плату штатным и нештатным работникам отражаются на счете 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции с кредитом счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Обычно применяется повременная оплата труда штатных работников на основе окладов и с ведением табеля учета рабочего времени, но может быть в отдельных случаях применена и сдельная форма оплаты труда.
Особенностью бухгалтерского учета заработной платы в некоммерческих организациях, не ведущих предпринимательской деятельности, является отражение ее начисления по дебету счета 86 и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». По дебиту счета 86 отражаются также отчисления по этой заработной плате в государственные внебюджетные фонды социального страхования и обеспечения в корреспонденции со счетом 69.
Страховой тариф в ПФР составляет 26% в качестве отчислений.
Для садоводческих и садово-огородных товариществ страховой тариф составляет 20,6%, поскольку они участвуют в производстве сельскохозяйственной продукции. Он устанавливается сроком на 1 год с последующим документальным подтверждением в органах ПФР правомерности его установления.
Страховые тарифы в Фонд социального страхования РФ и Фонды обязательного медицинского страхования составляют 2,1% и 5,9% соответственно.
При решении вопроса о том, с каких выплат производятся отчисления в Пенсионный фонд РФ следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 7 мая 1997 г. №546 «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации» и Разъяснениями по применению этого перечня, утвержденными постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15.09.1997 г. №73.
В отношении остальных фондов следует пользоваться соответствующими инструкциями.
Общественные организации инвалидов и пенсионеров имеют особые льготы.
Они освобождены от платы взносов в ПФР в части взносов с работодателя. С 1 января 1997 года эта льгота распространяется на другие организации, уставной капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и пенсионеров.
Общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия и учреждения, созданные для осуществления уставных целей этих организаций, освобождаются от уплаты страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования, в Фонды социального страхования РФ и в государственный фонд занятости населения РФ.
Расходы на цели социального страхования работников организаций, освобожденных от уплаты взносов в Фонд социального страхования РФ, производятся за счет средств региональных отделений Фонда. При этом расходы на выплату пособий возмещаются в полном объеме (по факту), а на санаторно-курортное лечение и оздоровление - в пределах норматива, рассчитанного исходя из условной суммы страховых взносов.
44
3 ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
3.1 Выбор формы бухгалтерского учета и план счетов некоммерческих организаций
Бухгалтерская служба некоммерческих организаций в своей деятельности должна руководствоваться учетной политикой, исходя из Приложения по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» от 28 июля 1994 года №100. При этом следует иметь в виду, что основные положения данного документа касаются в основном, коммерческих организаций. Однако избранные способы ведения учета должны отвечать общепринятым правилам и предельно точно отражать уставную и предпринимательскую деятельность организации, давая полную, объективную и достоверную информацию об их деятельности независимо от организационно-правовой формы [8].
Учетная политика формируется путем индивидуального выбора способов ведения бухгалтерского учета. Если стандартами не установлены такие способы ведения бухгалтерского учета для тех или иных форм некоммерческих организаций, то организация вправе самостоятельно разрабатывать соответствующие процедуры, исходя из требований законодательства и нормативных актов. На выбор варианта учетной политики, как правило влияют следующие факторы [16]:
- организационно-правовой статус организации;
- форма собственности;
- вид деятельности;
- масштабы деятельности;
- текущие и долгосрочные цели предпринимательства;
- уровень квалификации бухгалтерского персонала и т.д.
Учетная политика формируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил, исполнение которых представляется обязательным для некоммерческих организаций.
Учетная политика должна строится таким образом, чтобы бухгалтерский учет велся рационально и эффективно, сообразно размерам и возможностям организации.
Таким образом, учетная политика некоммерческих организаций представляет собой выбор конкурентных форм, методик, техники поведения и организации бухгалтерского учета, исходя из организационно-правовой формы и специфики деятельности.
Остановимся на наиболее существенных моментах формирования учетной политики, которые могут лечь в основу деятельности некоммерческой организации любой формы.
Распространенными формами, применяющимися в настоящее время на практике, являются автоматизированная, журнально-ордерная, мемориально-ордерные формы, а также ведомостная форма учета и форма учета с применением в качестве основного учетного регистра книги учета хозяйственных операций формы К-1. В понятие формы бухгалтерского учета включается также система документооборота.
В соответствии с п.3 Положения о бухгалтерском учете и отчетности каждое предприятие, организация и учреждение могут самостоятельно определять форму и методы бухгалтерского учета, исходя из конкретных условий своей деятельности и общих методологических принципов. Это же правило относится и к некоммерческим организациям.
В соответствии с п.5 Положения о бухгалтерском учете и отчетности учет имущества и хозяйственных операций ведется способом двойной записи в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н с последующими изменениями. В связи с этим основной методологической базой учета в некоммерческих организациях является «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению». Совершенно недопустимо использование в учете некоммерческих организаций плана счетов бюджетных организаций, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета [5,6].
Некоммерческим организациям можно порекомендовать утверждать свой рабочий план счетов с учетом специфики организационно-правовой формы и сферы деятельности. Для составления рабочего плана счетов из Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций выбирают те счета, которые может использовать данная некоммерческая организация. При необходимости можно ввести дополнительные субсчета.
Например, для некоторых форм некоммерческих организаций целесообразно ввести учет доходов и расходов с использованием счета 86 «Целевое финансирование» с открытием соответствующих субсчетов. Выбранный и утвержденный учетной политикой план счетов должен адекватно отражать финансовое положение экономического субъекта [20].
3.2 Порядок учета доходов и расходов и проведения инвентаризации имущества и обязательств
Действующей учетной методологией предусмотрено два подхода к учету и распределению доходов некоммерческих организаций. В тех случаях, когда некоммерческие организации не занимаются предпринимательской деятельностью, а действуют только в рамках уставной деятельности, ведется обязательный раздельный учет доходов и расходов на счете 86 «Целевое финансирование». Практикой российского учета некоммерческих организаций рекомендуется также ведение субсчетов по всем источникам финансирования и направлениям использования полученных средств.
Для некоммерческих организаций, ведущих предпринимательскую деятельность, предусмотренную уставными документам, нормативными и законодательными актами, для обобщения информации о формировании конечного финансового результата, предусмотрен счет 99 «Прибыли и убытки».
Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств
В соответствии с п. 16 Положения о бухгалтерском учете и отчетности, количество инвентаризаций, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации, устанавливается организацией самостоятельно и утверждается приказом руководства с соответствующим отображением в учетной политике некоммерческой организации [6].
Приведенный перечень возможных элементов учетной политики не является исчерпывающим. Он должен адаптироваться к конкретной организационно-правовой форме некоммерческой организации с учетом специфики ее деятельности.
Следует помнить, что приказ по учетной политике издается не позднее 90 дней с момента государственной регистрации и приобретения некоммерческой организацией прав юридического лица.
Изменения в учетной политике некоммерческих организаций могут иметь место в случае реорганизации, смены собственников, изменений законодательства РФ в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и разработки новых методов бухгалтерского учета [19].
4 ОТЧЕТНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В основной своей части некоммерческие организации заполняют бухгалтерскую (финансовую) отчетность общеустановленных форм и представляют ее в Государственную налоговую инспекцию в общеустановленные сроки.
При этом расчеты по налогам и другим платежам в бюджет представляются только в случае возникновения объекта налогообложения.
Для отдельных некоммерческих организаций установлен особый порядок составления и представления отчетности.
Так, религиозные организации не составляют ее при отсутствии объектов обложения налогами. (Разъяснения ГНС РФ от 22 мая 1995 г. № ВГ-6-01/286). Первичные профсоюзные организации при отсутствии объекта налогообложения, в том числе фонда заработной платы, могут не становиться на налоговый учет. Садоводческие товарищества, начиная с отчетности 1996 г., предоставляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность 1 раз в год.
За несвоевременное представление, и (или) непредставление бухгалтерской отчетности на руководителя некоммерческой организации накладывается штраф в размере от 2 до 5-кратного установленного законом размера минимальной оплаты труда, при повторном нарушении в течение года - в размере от 5 до 10-кратногоустановленного законом размера минимальной оплаты труда.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется, помимо Государственной налоговой инспекции, в местный орган статистики. Она может быть направлена также учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества и другим заинтересованным пользователям [17].
Бухгалтерская (финансовая) отчетность благотворительных и иных (не инвестиционных) фондов, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами, подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке. Аудиторское заключение представляется вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью [14].
Информация о работе Особенности бухгалтерского учета в некоммерческих организациях