Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:49, курсовая работа
Развитие малого предпринимательства является неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования, соответствующей цели экономических реформ в России – созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения.
Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора.
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Терминология и общие теоретические вопросы аудита 5
1.2 Нормативно-правовая база аудита малых предприятий 8
2 . МЕТОДОЛОГИЯ АУДИТА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Особенности системы бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства 10 2.2 Особенности планирования аудита малых предприятий 16
2.3 Особенности получения аудиторских доказательств в ходе аудита малых предприятий 19
3. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО « МЕБЕЛЬ»)
3.1 Проверка ведения бухгалтерского и налогового учета 23
3.2 Результаты аудиторской проверки 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ
Во время аудита малого предприятия особое внимание необходимо уделить следующим факторам риска:
1) учетные записи могут вестись нерегулярно, без последовательного соблюдения формальных требований, могут не отражать реального положения дел, что повышает риск искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности;
2) руководители предприятия малого бизнеса могут ошибочно предполагать, что в ходе аудита, предусматривающего выдачу аудиторского заключения, аудиторская организация или индивидуальный аудитор дополнительно окажет услуги по восстановлению учета, исправлению допущенных ошибок, подготовке бухгалтерской отчетности;
3) на малых предприятиях вследствие меньшего, чем в иных экономических субъектах, количества учетных работников по объективным причинам невозможно обеспечить надлежащее разделение их ответственности и полномочий;
4) в условиях предприятия малого бизнеса возможна ситуация, когда сотрудники, ведущие бухгалтерский учет, одновременно имеют доступ к таким активам экономического субъекта, которые легко могут быть сокрыты, изъяты или реализованы, что может способствовать возникновению злоупотреблений;
5) если малое предприятие осуществляет большое количество операций за наличные деньги возможна ситуация, когда выручка не фиксируется или занижается (с целью нарушения требований налогового законодательства), а расходы - завышаются (с целью провести как производственные затраты средства, направленные на личное потребление руководящих работников;
Как правило, предприятия малого бизнеса привлекают малочисленный штат бухгалтеров либо не содержат бухгалтерского персонала вообще. В результате функции ведения учетных записей и бухгалтерских проводок зачастую упрощены. Упрощенная система ведения бухгалтерского учета повышает риск подготовки недостоверной финансовой отчетности. Многие предприятия малого бизнеса обращаются в специализированные организации, предоставляющие услуги в области бухгалтерского учета.
Рассмотрим указанные особенности аудита малого предприятия подробнее.
На предприятиях малого бизнеса дополнительный риск средств контроля возникает в области использования систем компьютерной обработки данных: если на предприятии используется единичный компьютер с упрощенной программой учета, для единичного бухгалтера или ограниченного числа учетных работников, появляется возможность вводить несогласованные данные в систему учета, произвольным образом менять программную оболочку и базы данных, вносить в систему операции "задним числом", проводить операции, не получившие одобрения или утверждения в установленном порядке.
Кроме того, фактор преобладающего влияния владельца и (или) единоначального руководителя на все стороны деятельности малого предприятия может иметь как положительное, так и отрицательное воздействие на систему внутреннего контроля и достоверность бухгалтерской отчетности такого предприятия:
1) положительное воздействие - персональный контроль руководителя может способствовать повышению надежности учета предприятия в ситуации, когда альтернативные средства внутреннего контроля по объективным причинам затруднены или невозможны.
2) отрицательное воздействие - преобладающее влияние руководителя может способствовать нарушению общеустановленных контрольных процедур, повышать риск нарушения законодательства, способствовать появлению преднамеренных существенных искажений бухгалтерской отчетности.
Поскольку документирование
изучения и оценки системы
бухгалтерского учета
и системы внутреннего
контроля должно соответствовать
масштабу проверяемого экономического
субъекта, при аудите малого предприятия
такое документирование может проводиться
в упрощенном виде и позволяет
аудитору использовать в проверках
ограниченное число сотрудников.
2.2 Особенности планирования аудита малых предприятий
Планирование аудита является
начальной стадией
Уже на стадии предварительного планирования сотрудникам аудиторской организации следует ознакомиться с системами бухгалтерского учета и внутреннего контроля малого предприятия. В том случае, если из-за недостатков этих систем получение надлежащих аудиторских доказательств, необходимых для подготовки полноценного аудиторского заключения, не представляется возможным, аудиторской организации целесообразно отказаться от работы с данным предприятием. Если соответствующие обстоятельства были выяснены сотрудникам аудиторской организации уже в ходе проведения аудита, целесообразно приостановить работу с данным предприятием, либо подготовить по результатам аудита аудиторское заключение с выражением модофицированного мнения с оговоркой.
Перед началом аудита предприятия
малого бизнеса особенно важным
является согласовать в договоре
или письме-обязательстве условия проведения
аудита, права и обязанности
аудиторской организации и экономического
субъекта. При этом необходимо руководствоваться
требованиями правил (стандартов)
аудиторской деятельности "Планирование
аудита", "Права и обязанности аудиторских
организаций и проверяемых
экономических субъектов",
"Письмо-обязательство аудиторской
организации о согласии на проведение
аудита" и "Порядок заключения
договоров на оказание аудиторских услуг".
Рекомендуется привлечь внимание
руководителей экономического субъекта
к тому, что именно руководство несет
ответственность за подготовку и своевременное
представление достоверной бухгалтерской
отчетности субъекта, а аудиторская организация
в свою очередь несет ответственность
за формирование и выражение
профессионального мнения о
достоверности финансовой (бухгалтерской)
отчетности аудируемого лица во
всех существенных отношениях. При этом
аудит финансовой
Как и в случае аудита любых экономических субъектов, в ходе аудита малых предприятия следует тщательно планировать работу, анализировать специфику деятельности данного субъекта, изучать системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Аудит малого предприятия необязательно требует много времени, не всегда представляет собой сложный процесс и не связан с подготовкой огромного количества документов. Так, если размеры и характер деятельности малого предприятия позволяют адекватно отразить содержание общего плана аудита в программе аудита, отдельная документация по плану и программе может не потребоваться. При использовании типовых программ они соответствующим образом корректируются и адаптируются исходя из специфики конкретного клиента.
Аудитор малого предприятия готовит документацию в объеме, достаточном для надлежащего планирования аудита, обеспечения работы в условиях, когда в аудиторской организации изменяется распределение обязанностей. Такая документация, как правило, отличается простой формой и краткостью.
Также сотрудникам аудиторской организации необходимо оценить, позволяют ли системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля собрать аудиторские доказательства, необходимые для подготовки мнения аудитора. Также при планировании необходимо оценить уровень существенности в аудите.
Оценить неотъемлемый риск малого предприятия достаточно сложно, например риск может увеличиваться в результате концентрации права собственности и управления. Однако оценка неотъемлемого риска малого предприятия зависит от его конкретных характеристик. Аудитор сможет осуществить проверку гораздо эффективнее и лучше, если он не просто примет допущение о высокой степени риска, а проведет тщательную оценку неотъемлемого риска в отношении существенных утверждений, на основе которых подготовлена финансовая отчетность.
Получив представление о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, аудитор проводит предварительную оценку риска системы контроля на уровне утверждений по каждому существенному сальдо счета или классу операций. Объем процедур проверки по существу можно сократить, если после обследования и тестирования средств контроля выясняется, что они достаточно надежны. Однако многие средства внутреннего контроля, приемлемые для крупных субъектов, нецелесообразно применять на малом предприятии. В связи с этим нельзя полностью полагаться на то, что система внутреннего контроля выявляет факты мошенничества или ошибки.
На основе своего представления о системе бухгалтерского учета и среде контроля аудитор малого предприятия может сделать допущение о высоком риске системы контроля, не планируя и не выполняя детальных процедур проверки (таких, как тестирование средств контроля) для обоснования своей оценки. Даже когда на первый взгляд средства контроля представляются эффективными, аудитору может быть целесообразнее ограничиться выполнением процедур проверки по существу.
На основе оценки неотъемлемого риска и риска системы контроля аудитор определяет процедуры проверок по существу, которые проводятся с целью снижения риска необнаружения и, следовательно, аудиторского риска до приемлемого уровня. Для малых предприятий значение риска необнаружения обычно должно быть ниже, чем для средних и крупных экономических субъектов. Исходя из задачи минимизации риска необнаружения аудиторской организации, рекомендуется предусмотреть необходимое увеличение объема аудиторских выборок.
2.3 Особенности
получения аудиторских
В процессе проверки аудитор должен получить достоверную и достаточную информацию (доказательства, свидетельства), подтверждающую, что финансовая (бухгалтерская) отчетность клиента составлена в соответствии с действующем законодательством РФ и отражает фактически сложившееся финансовое положение на предприятии.
В процессе аудита малых предприятий могут возникнуть особые проблемы при получении аудиторских доказательств, на основе которых делается утверждение о полноте информации. Это обусловлено двумя основными причинами: собственник-менеджер играет доминирующую роль и может воспрепятствовать отражению отдельных хозяйственных операций в учете; на предприятии отсутствуют процедуры внутреннего контроля, документально подтверждающие учет всех хозяйственных операций.
В таких случаях предлагается планировать и проводить аудит с определенной долей скептицизма, а при отсутствии фактов, свидетельствующих об обратном, рассматривать получаемые заявления и анализируемые и учетные записи как достоверные.
С учетом особенностей аудиторского риска на малых предприятиях аудиторской организации следует исходить из того, что ее мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности должно в преобладающей мере определяться аудиторскими доказательствами, получаемыми при проведении аудиторских процедур по существу. Такие процедуры могут включать в себя сопоставление сумм, отраженных в бухгалтерском учете, с показателями, рассчитанными на основе данных из других источников (например, выбытие товаров, отраженное в документации по материально-производственным запасам, дает представление о доходах от реализации), сверку общего количества купленных и проданных товаров; аналитические процедуры; подтверждение от третьих лиц; анализ событий после отчетной даты.
Аудиторская организация при сборе аудиторских доказательств должна соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности "Аудиторские доказательства" и "Аналитические процедуры".
В соответствии с ранее изложенными причинами, в ходе аудита малого предприятия следует уделять большое внимание получению официальных письменных разъяснений от его руководства, в котором эти руководители подтвердили бы понимание своей ответственности за организацию надлежащего ведения бухгалтерского учета и подготовку достоверной и полной бухгалтерской отчетности, а также в необходимых случаях привели бы свои аргументы и высказали бы аудиторской организации свою позицию по возникшим в ходе аудита спорным вопросам бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения. При этом следует руководствоваться требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности "Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта". Необходимо отметить, что письменные разъяснения, предоставляемые руководством малого предприятия , являются одной из форм аудиторских доказательств, которой специалисты аудиторской организации не должны доверять абсолютно.