Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:49, курсовая работа
Развитие малого предпринимательства является неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования, соответствующей цели экономических реформ в России – созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения.
Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора.
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Терминология и общие теоретические вопросы аудита 5
1.2 Нормативно-правовая база аудита малых предприятий 8
2 . МЕТОДОЛОГИЯ АУДИТА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Особенности системы бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства 10 2.2 Особенности планирования аудита малых предприятий 16
2.3 Особенности получения аудиторских доказательств в ходе аудита малых предприятий 19
3. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО « МЕБЕЛЬ»)
3.1 Проверка ведения бухгалтерского и налогового учета 23
3.2 Результаты аудиторской проверки 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ
населения -
деятельности –
Таким, образом, для отнесения предприятия к малому для целей бухгалтерского учета нужно принимать во внимание два критерия:
- численность работников;
- участие других организаций в уставном капитале предприятия.
В международной практике для отнесения предприятия к малым используют три показателя: численность работников ( обычно до 50 человек), объем реализованной продукции и балансовая стоимость имущества.
Под субъектами малого
1.2 Нормативно-правовая база аудита малых предприятий
В РФ система нормативного регулирования аудита малых предприятий имеет многоуровневое строение.
Первый уровень – законодательный:
- Гражданский кодекс РФ, в части общих понятий о юридических лицах;
- Налоговый кодекс РФ, в части применения малыми предприятиями гл.26.2 « Упрощенная система налогообложения»
- Федеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. № 307-ФЗ (с изменениями от 01.июля 2010г), который определяет место, цель и задачи аудита в финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", который дает определение предприятия малого бизнеса, раскрывает особенности их правового положения;
-
Федеральный закон «О
Второй уровень – нормативный:
- включает федеральные стандарты аудиторской деятельности (по мере разработки и принятия Правительством РФ) и ныне действующие российские правила (стандарты) аудиторской деятельности. Правила (стандарты) определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг. Основным стандартом аудита предприятий малого бизнеса является Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Особенности аудита малых экономических субъектов" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г., протокол N 1);
Третий уровень - методический:
- Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утв. приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. N 64н), в части ведения бухгалтерского учета малым предприятием;
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94 н (в редакции Приказа Минфина РФ от 07.05.2003г № 38н), на основе которого малым предприятиям рекомендуется составлять рабочий план счетов;
Четвертый уровень составляют внутренние аудиторские стандарты, которые разрабатываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами самостоятельно, и используются при проведении аудита и сопутствующих услуг.
2 . МЕТОДОЛОГИЯ АУДИТА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Особенности
системы бухгалтерского учета
Основным методическим документом для проведения аудита предприятий малого бизнеса Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Особенности аудита малых экономических субъектов" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г., протокол N 1).
Согласно постановлению Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 80 до утверждения Правительством Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам следует руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.
Целью указанного Правила (стандарта) является описание особенностей действий аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, в случае аудита предприятия малого бизнеса.
Задачами указанного Правила (стандарта) являются:
1) описание особенностей систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля предприятия малого бизнеса, оказывающих влияние на проведение аудита таких субъектов;
2) формулировка требований, которые следует выполнять при планировании аудита предприятия малого бизнеса;
3) указание на особенности
порядка получения аудиторских доказательств
в ходе аудита предприятия малого бизнеса.
Требования данного Правила (стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер. Кроме того, требования данного Правила (стандарта) носят рекомендательный характер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг. В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного Правила (стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете руководству экономического субъекта, заказавшего аудит и (или) сопутствующие ему услуги.
Далее остановимся на особенностях ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях, которые необходимо учитывать при проведении аудита.
Малое предприятие ведет бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители малых предприятиях.
В то же время малое предприятие само выбирает конкретную форму бухгалтерского учета, исходя из потребности своего производства и управления, их сложности и численности работающих.
«Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства», утвержденные приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998г. № 64н, рекомендуют малому предприятию вести бухгалтерский учет с применением следующих систем регистров бухгалтерского учета:
При этом малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы.
Бухгалтерский учет упрощенной формы малое предприятие может вести в двух разновидностях:
- по простой форме, без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия (Книга учета фактов хозяйственной деятельности – форма № К-1);
-
по форме бухгалтерского
учета с использованием регистров
бухгалтерского учета
От ведения бухгалтерского учета за некоторым исключением освобождаются малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. При этом для них сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.
Для осуществления контроля соответствия критериям, установленным Налоговым кодексом для перехода на упрощенную систему налогообложения, организации обязаны вести бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов (п.3 ст.4 Федерального закона « О бухгалтерском учете»).
Малое предприятие составляет и представляет бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) г. № 34н.
Малые предприятия, не подлежащие обязательному аудиту, могут не представлять формы № 3,4, 5 годовой бухгалтерской отчетности и пояснительную записку, т.е. отчетность в сокращенном варианте.
В ходе аудита предприятия малого бизнеса аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам следует применять правила (стандарты) аудиторской деятельности в полном объеме. Вместе с тем для предприятия малого бизнеса характерен ряд специфических особенностей, которые оказывают влияние на порядок проведения аудита таких субъектов. Данные особенности, как правило, вызваны следующими факторами:
1) ограничены или отсутствуют разделения полномочий сотрудников,
отвечающих за ведение учета и подготовку отчетности;
2) преобладающее влияние владельца и (или) единоначального руководителя на все стороны деятельности малого предприятия.
Поэтому для целей Правила (стандарта) аудиторской деятельности "Особенности аудита малых экономических субъектов" и при планировании соответствующих аудиторских процедур аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам следует выбирать методику аудита, руководствуясь в первую очередь соображениями возможности разделения ответственности и полномочий сотрудников, отвечающих за ведение учета, особенностями организации системы бухгалтерского учета и документооборота таких экономических субъектов, а не только простыми критериями отнесения организации к субъектам малого предпринимательства, основанными на виде деятельности, структуре уставного капитала и средней численности работников, предусмотренными другими нормативными актами Российской Федерации.