Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:53, реферат
Основные направления организации финансового учета на предприятии. Принципы и методы, формирующие учетную политику предприятия. Учетная политика определяет формы и методы бухгалтерского учета.
1. Основы организации учетной политики на предприятии 3
2. Основы организация бухгалтерского учета на предприятии 5
3. Выбор формы ведения бухгалтерского учета на предприятии и ответственность бухгалтера 6
4. Контрольные задания для проведения семинарского занятия 19
Задание 4.1 19
Задание 4.2 20
5. Задания для проведения семинарского занятия 22
Задание 5.1 22
Задание 5.2 22
В соответствии со ст. 148 КЗоТ СМ ______________________________
______________________________
В соответствии со ст. 149 КЗоТ СМ ______________________________
______________________________
Материальная ответственность.
Согласно ст. 132 КЗоТ СМ ______________________________
______________________________
Как следует из п. 2 ст. 133 КЗоТ СМ ______________________________
______________________________
Договор о полной материальной ответственности с главным бухгалтером (бухгалтером) заключить нельзя.
В соответствии со ст. 135 КЗоТ СМ ______________________________
______________________________
Перечень таких должностей и работ, а также типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности утверждается в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины. Однако на сегодняшний день действует Перечень, который утвержден еще постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.12.77 г. № 447/24. И в этом Перечне должность бухгалтера отсутствует, как нет и работ, связанных с организацией и ведением бухгалтерского учета.
Между тем нередки случаи, когда бухгалтер небольшого предприятия параллельно со своей основной работой выполняет функции кассира, кладовщика и т.п. Такому бухгалтеру следует знать, что согласно ст. 135 КЗоТ договор о полной материальной ответственности с ним могут заключить как с кассиром и ответственность он несет как кассир, выполняющий работу, непосредственно связанную с получением (приемом), хранением, обработкой, перевозкой и выдачей денежных средств и ценных бумаг. Это означает, что он не может нести ответственность за все находящиеся на предприятии материальные ценности.
Следовательно, с бухгалтерскими работниками (кроме кассира) договор о полной материальной ответственности заключать нельзя, поскольку если он и будет заключен, то суд признает его недействительным.
Административная ответственность.
Перечень правонарушений, размер штрафных санкций и органов, которые имеют право привлекать к административной ответственности, приведен ниже в таблице 2.
Таблица 2
Перечень правонарушений, размер штрафных санкций и органов, которые имеют право привлекать к административной ответственности
№ п/п |
Вид нарушения | Размер штрафа | Органы, налагающие штрафы | Норма документа и уполномоченные органы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Нарушение налогового законодательства | ||||
1. | Отсутствие налогового учета или ведение его с нарушением установленного порядка. Непредставление или несвоевременное представление аудиторских заключений, предусмотренных законом, а также платежных поручений на перечисление подлежащих уплате налогов, сборов (обязательных платежей) | От 5 до 10 НМДГ | Органы государственной налоговой службы | П 11. ст. 11 Закона Украины от 04.12.90 г. № 509 «О государственной налоговой службе» |
Повторное совершение в течение года перечисленных действий лицом, на которое было наложено административное взыскание за одно из вышеуказанных нарушений | От 10 до 15 НМДГ | |||
2. | Невыполнение требований должностных лиц органов государственной налоговой службы, предусмотренных в п. 2-4 ст. 11 Закона № 509 (отказ в представлении информации, препятствие работникам ГНС в обследовании помещений, неустранение выявленных нарушений и др.) | От 10 до 20 НМДГ |
|
|
3. | Неудержание, неперечисление в бюджет сумм налога на доходы физических лиц; перечисление налога за счет средств предприятия, учреждения, организации (кроме случаев, предусмотренных законодательством); неуведомление или несвоевременное уведомление налоговой инспекции по установленной форме о доходах граждан | 3 НМДГ |
|
|
Повторное совершение в течение года перечисленных действий лицом, на которое было наложено административное взыскание за одно из вышеуказанных нарушений | 5 НМДГ | |||
Нарушение законодательства по финансовым вопросам | ||||
4. | Сокрытие в учете валютных и других доходов, непроизводительных затрат и убытков. Отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка. Внесение ложных данных в финансовую отчетность, непредставление финансовой отчетности. Несвоевременное или некачественное проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей. Нарушение правил ведения кассовых операций. Препятствие работникам ГКРС в проведении ревизий и проверок. Непринятие мер по возмещению с виновных лиц ущерба от недостач, растрат, краж и бесхозяйственности | От 8 до 15 НМДГ | Органы ГКРС | Ч. 1 ст. 1642, ст. 2341 КУоАП[8] |
Повторное совершение в течение года перечисленных действий лицом, которое было подвержено административному наказанию за одно из вышеуказанных нарушений | От 10 до 20 НМДГ | Ч. 2 ст. 1642, 2341 КУоАП | ||
Нарушение законодательства по обращению наличности | ||||
5. | Сдача выручки торговыми предприятиями всех форм собственности, осуществляющими реализацию товаров за наличный расчет, с нарушением сроков, установленных правилами расчетов и ведения кассовых операций | От 17 до 88 НМДГ | Органы внутренних дел | Ч. 1 ст 1644 КУоАП |
Те же действия, совершенные лицом повторно в течение года после наложения административного взыскания | От 43 до 175 НМДГ | Ч. 2 ст. 1644 | ||
Нарушение законодательства о ценообразовании | ||||
6. | Нарушение порядка формирования, установления и применения цен и тарифов, а также скидок, наценок, доплат к ним | От 5 до 10 НМДГ | Органы государственного контроля за ценами | Ч. 1 ст. 1652 КУоАП, ст 2445 КУоАП |
Эти же действия, совершенные лицом, подвергшимся в течение года административному взысканию за одно из нарушений, указанных в части первой этой статьи | От 10 до 15 НМДГ | Ч. 2 ст. 1652 КУоАП | ||
7. | Невыполнение законных требований органа государственного контроля за ценами относительно устранения нарушений порядка формирования и применения цен и тарифов или приостановления операций по счетам в учреждениях банков и других финансово-кредитных учреждениях | От 9 до 18 НМДГ |
| Ст 1883 КУоАП |
Нарушение законодательства о пенсионном и социальном страховании | ||||
8. | Сокрытие (занижение) должностными лицами предприятий, учреждений, организаций фонда оплаты труда и доходов, из которых исчисляются взносы на социальное страхование. Нарушение установленного порядка использования средств на это страхование и сроков перечисления взносов в соответствующие фонды. Несвоевременное представление по установленной форме бухгалтерских отчетов и других документов о начислении и уплате взносов на социальное страхование | От 8 до 15 НМДГ | Органы Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования | Ч. 1 ст. 1651 КУоАП, ст. 2442 КУоАП |
Эти же действия, совершенные лицом, которое на протяжении года было подвергнуто административному взысканию за одно из правонарушений, определенных в части первой этой статьи | От 10 до 20 НМДГ | Ч. 2 ст. 1651 КУоАП |
Порядок наложения административного взыскания предусмотрен гл. 4 КУоАП. Статьей 33 КУоАП определено, что административное взыскание налагается в пределах, установленных нормативными актами. Это означает, что административное взыскание налагается на виновное лицо за конкретное правонарушение в пределах, установленных для этого нарушения. Например, п. 11 ст. 11 Закона о налоговой службе предусмотрена ответственность за отсутствие налогового учета либо ведение его с нарушением установленного порядка; за непредставление либо несвоевременное представление платежных поручений на перечисление подлежащих уплате налогов, сборов (обязательных платежей).
При наложении взыскания должны учитываться характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (ст. 34, 35 КУоАП).
Следует иметь в виду, что при совершении одним лицом двух и более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности.
Например, бухгалтер привлечен к административной ответственности двумя ведомствами: ГНИ по результатам документальной проверки – за неудержание, неперечисление в бюджет подоходного налога с граждан и Госинспекцией по ценам – за нарушение порядка формирования, установления и применения регулируемых цен и тарифов. В данном случае административный штраф будет взыскан с бухгалтера и за первое правонарушение, и за второе (ч. 1 ст. 36 КУоАП).
Но если, допустим, бухгалтер привлекается к административной ответственности за нарушение налогового законодательства по нескольким правонарушениям, дела о которых рассматриваются руководителем одного и того же налогового органа, то административное взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное правонарушение из числа совершенных (ч. 2 ст. 36 КУоАП).
Согласно ст. 38 КУоАП административное взыскание может быть наложено не позднее чем через два месяца со дня совершения правонарушения, а если оно продолжающееся – со дня его выявления. Продолжающимся считается правонарушение, которое происходит в течение определенного периода. По мнению ГНАУ, изложенному в письме от 22.03.94 г. № 04-115/10-1018, к продолжающимся правонарушениям относятся те, которые можно выявить только во время документальных проверок (например, отсутствие налогового учета или ведение его с нарушением установленного порядка, другие правонарушения, связанные с исчислением налогов, платежей, взносов).
Дело об административном правонарушении рассматривается в течение 15 календарных дней со дня получения протокола об административной правонарушении в присутствии лица, которое привлекается к ответственности.
В отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, дело может быть рассмотрено, только если имеются данные о своевременном извещении «виновника» о месте и времени рассмотрения дела (ст. 268, 277 КУоАП).
В соответствии со ст. 285 КУоАП постановление о привлечении к административной ответственности объявляется немедленно по завершении рассмотрения дела, копию постановления вручают лицу, привлеченному к административной ответственности, или высылают ему почтой в течение трех дней.
Лицо, не согласное с наложением на него административного взыскания, может обжаловать постановлением органа, наложившего на него административное взыскание, в его вышестоящем органе или в суде.
Уголовная ответственность.
Будучи должностным лицом предприятия, главный бухгалтер (бухгалтер) может быть привлечен к уголовной ответственности. Как показывает практика, чаще всего дела против главных бухгалтеров (бухгалтеров) возбуждают по двум статьям Уголовного кодекса Украины: ст. 212 «Уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей» и ст. 367 «Должностная халатность».
О чем следует знать бухгалтеру, в отношении которого будет возбуждено уголовное дело?
По ст. 212 УК лицо можно привлечь к уголовной ответственности только за умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, которые входят в систему налогообложения и введены в действие Законом о системе налогообложения. Это значит, что субъект привлекается к уголовной ответственности не за сам факт неуплаты в установленные сроки налогов и сборов, а лишь тогда, когда он намеренно не уплачивает налоги и сборы, прибегая для этого к разного рода ухищрениям. Например, ведет «двойной» учет товарно-материальных ценностей, работает по поддельным документам со своими контрагентами, заключает фиктивные договоры и т.п. То есть в его деяниях должен быть прямой умысел.
Согласно ст. 24 УК прямым является умысел, когда лицо осознавало общественно опасный характер своего деяния (действия или бездействия), предвидело его общественно опасные последствия и желало их наступления.
Кроме того, лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности за умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов, обязательных платежей, которые не входят в систему налогообложения, не предусмотрены Законом о системе налогообложения.
Статьей 212 УК установлены пределы сумм, при уклонении от уплаты которых наступает головная ответственность. Нужно иметь в виду, что при определении этой величины следует исходить из суммы неуплаченного или недоплаченного налога, сбора, другого обязательного платежа без учета финансовой суммы санкций (пени, штрафов).
Для привлечения главного бухгалтера (бухгалтера) к уголовной ответственности по ст. 367 УК необходимо, чтобы им был причинен существенный вред предприятию или чтобы неисполнение либо ненадлежащее исполнение им своих служебных обязанностей (например, ненадлежащее ведение бухгалтерского и налогового учета, ошибки, допущенные при исчислении сумм налогов, сборов и т.п.) привело к тяжелым последствия для предприятия, на котором он работает.
В таблице 3 указаны основания для привлечения к уголовной ответственности и виды наказания.
Таблица 3
Основания для привлечения к уголовной ответственности и виды наказания
№ п/п |
Виды правонарушений | Размер средств, не поступивших в бюджет и государственные целевые фонды |
Ответственность |
1 | 2 | 3 | 4 |
Статья 212 УК | |||
1. | Умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, которые входят в систему налогообложения, служебным лицом предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности, или лицом, которое занимается предпринимательской деятельностью без создания юридического лица, или, каким-либо другим лицом, которое обязано их уплачивать, в случае, если такие действия привели к фактическому непоступлению в бюджеты или государственные целевые фонды средств в значительных размерах | Значительный размер средств – суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, которые в 1000 и более раз превышают установленный законодательством размер НМДГ (17000 грн. и более) | Штраф от 300 до 500 НМДГ (от 5100 до 8500 грн.) или лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
2. | Те же деяния, совершенные по предварительному сговору группой лиц, или если они стали причиной фактического непоступления в бюджеты либо государственные целевые фонды средств в крупных размерах | Крупный размер средств – суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, в 3000 и более раз превышающий установленный законодательством размер НМДГ (51000 грн. и более) | Штраф от 500 до 2000 НМДГ, или исправительные работы на срок до 2 лет, или ограничение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет
|
Лицо, впервые совершившее указанные деяния, освобождается от уголовной ответственности, если оно до привлечения к уголовной ответственности уплатило налоги, сборы (обязательные платежи), а также возместило ущерб, причиненный государству их несвоевременной уплатой (финансовые санкции, пеня). | |||
3. | Указанные выше деяния, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, или если они повлекли за собой фактическое непоступление в бюджеты либо государственные целевые фонды средств в особо крупных размерах | Особо крупный размер средств – суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, в 5000 и более раз превышающие установленный законодательством размер НМДГ (85000 грн. и более) | Лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет с конфискацией имущества |
Смягчение ответственности не предусмотрено. | |||
Статья 367 УК | |||
4. | Должностная халатность – это невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих служебных обязанностей в результате недобросовестного отношения к ним, если это причинило существенный вред охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан или государственным либо общественным интересам отдельного юридического лица | Существенным считается вред, если причиненный ущерб в 100 и больше раз превышает размер НМДГ (1700 грн. и более*) | Штраф от 50 до 100 НМДГ или исправительные работы на срок до 2 лет, либо ограничение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
* В соответствии с п. 3 примечания к ст. 364 УК Украины | |||
5. | Те же действия, если они привели к тяжелым последствиям | Тяжелыми последствиями считается причиненный материальный убыток, который в 250 и более раз превышает размер НМДГ* | Лишение свободы на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет и наложение штрафа – от 100 до 250 НМДГ или без него |
* В соответствии с п. 4 примечания к ст. 364 УК Украины |