Основы организации финансового учёта

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:53, реферат

Описание работы

Основные направления организации финансового учета на предприятии. Принципы и методы, формирующие учетную политику предприятия. Учетная политика определяет формы и методы бухгалтерского учета.

Содержание

1. Основы организации учетной политики на предприятии 3
2. Основы организация бухгалтерского учета на предприятии 5
3. Выбор формы ведения бухгалтерского учета на предприятии и ответственность бухгалтера 6
4. Контрольные задания для проведения семинарского занятия 19
Задание 4.1 19
Задание 4.2 20
5. Задания для проведения семинарского занятия 22
Задание 5.1 22
Задание 5.2 22

Работа содержит 1 файл

Тема 1. Основы организации финансового учета студ_ИМ_2012.doc

— 306.00 Кб (Скачать)

-          бухгалтерской службой во главе с главным бухгалтером;

-          частным предпринимателем – специалистом по бухгалтерском учету;

-          аудиторской фирмой или централизованной бухгалтерией, если нет главного бухгалтера или бухгалтерской службы;

-          самостоятельно собственником или руководителем.

Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности на основании приказа руководителя.

Руководитель предприятия обязан создать необходимые условия для правильного (своевременного и достоверного) ведения бухгалтерского учета и обеспечить выполнение всеми службами и работниками правомерных требований бухгалтера по оформлению и представлению в бухгалтерию первичных документов.

Предприятие самостоятельно:

-          определяет учетную политику предприятия;

-          выбирает форму учета с использованием регистров учета;

-          утверждает правила документооборота и порядок обработки учетной информации, решает другие вопросы.

Главный бухгалтер на предприятии:

1)       обеспечивает соблюдение установленных единых методологических основ бухгалтерского учета, определенных учетной политикой предприятия;

2)       обеспечивает своевременное составление и представление финансовой отчетности;

3)       контролирует отражение на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций;

4)       участвует в оформлении материалов, связанных с недостачами и злоупотреблениями материально ответственных и других лиц.

Главным бухгалтером также разрабатываются должностные инструкции для работников бухгалтерии. Для этого используются Квалификационные характеристики профессий работников бухгалтерского учета. Должностные инструкции утверждаются руководителем предприятия.

Положениями Справочника квалификационных характеристик работников (в том числе и бухгалтерских служб) предусмотрено, что работники, не имеющие профессионального образования или стажа работы по специальности, в исключительных случаях могут быть назначены на соответствующие должности, если имеют достаточный практический опыт, качественно и в полном объеме выполняют порученным им работы.

При разработке должностных инструкций учитываются конкретные задачи и обязанности, функции и права, ответственность работников и особенности штатного расписания предприятия.

Должностные инструкции состоят из следующих разделов:

-          «Общие положения»;

-          «Задачи и обязанности»;

-          «Права»;

-          «Ответственность»;

-          «Должен знать»;

-          «Квалификационные требования».

 

3. Выбор формы ведения бухгалтерского учета на предприятии и ответственность бухгалтера

 

Обязанность субъектов хозяйствования вести бухгалтерский учет закреплена законодательно, тогда как выбрать организационную форму ведения этого вида учета собственник или уполномоченный им орган может самостоятельно.

Так, согласно п. 4 ст. 8 Закона о бухучете[2] предприятие имеет право: СМ

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Поскольку обоснованный выбор одной из четырех организационных форм ведения бухгалтерского учета имеет для предприятия немаловажное значение, коротко остановимся на характеристике каждой из этих форм, а также на ответственности бухгалтера.

 

Бухгалтер предприятия – наемный работник

 

Отметим, что на сегодняшний день большинство предприятий пользуется традиционной формой организации ведения бухгалтерского учета, когда в утвержденной структуре и штатной численности предприятия предусмотрена бухгалтерская служба, а в штатном расписании – должность главного бухгалтера (бухгалтера).

Преимущество этой организационной формы заключается в том, что, с одной стороны, постоянно работающий на предприятии специалист досконально знает специфику предприятия, особенности организации производства и возникающие при этом проблемы, так как профессиональные обязанности обусловливают непосредственное участие главного бухгалтера (бухгалтера) во всех сферах деятельности предприятия. Такой бухгалтер, как правило, заинтересован в успешной деятельности предприятия и в ее конечном результате. С другой стороны, постоянное присутствие бухгалтера дает возможность руководству предприятия более оперативно решать возникающие вопросы, особенно если они связаны с налоговым законодательством, своевременно корректировать ранее принятые решения. Кроме того, работа бухгалтера (бухгалтерии) находится под постоянным контролем собственника или уполномоченного им органа, а это, в свою очередь, позволяет им быть в курсе всего бухгалтерского и налогового учета на предприятии, что очень важно для эффективного управления предприятием.

 

Ответственность штатного бухгалтера

 

В соответствии п. 7 ст. 8 Закона о бухучете[3]   СМ ______________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Обусловлено это тем, что главный бухгалтер (бухгалтер) относится к должностным лицам, ответственным за ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности.

Тем не менее, из-за того, что по закону к административной и уголовной ответственности привлекаются только должностные лица предприятия, у многих бухгалтеров возникает вопрос: Является ли бухгалтер должностным лицом предприятия, и чем это может быть подтверждено?

Определение понятия «должностное лицо» дано в ст. 2 Закона о государственной службе[4] для государственных служащих. СМ _________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

По определению, данному в п. 1 постановления пленума Верховного Суда Украины № 5[5] от 26.04.2002 г. «О судебной практике в делах о взяточничестве»:

- к организационно-распорядительным функциям относится __________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

- административно-хозяйственные функции – ________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Главный бухгалтер подпадает под понятие должностного лица, осуществляющего как организационно-распорядительную, так и административно-хозяйственную функции. Бухгалтер, работающий один, то есть на предприятии нет бухгалтерского отдела, подпадает под понятие должностного лица как исполняющий административно-хозяйственные функции.

Таким образом, исходя из приведенных определений, и главный бухгалтер, и рядовой бухгалтер являются должностными лицами предприятия.

За допущенные нарушения в профессиональной сфере бухгалтер как наемный работник может быть привлечен к различным видам юридической ответственности, предусмотренной действующим законодательством:

- дисциплинарной;

- материальной;

- административной;

- уголовной.

 

Дисциплинарная ответственность.

Являясь наемным работником, главный бухгалтер (бухгалтер) должен соблюдать трудовую дисциплину. Основные обязанности работников изложены в ст. 139 КЗоТ Украины[6]. (СМ)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Более подробно и точно обязанности работников конкретного предприятия приводятся в Правилах внутреннего трудового распорядка предприятия, в должностных инструкциях работников и в трудовых договорах (контрактах). Основой для составления должностных инструкций работников бухгалтерии предприятия являются Квалификационные характеристики работников бухгалтерского учета (Справочник квалификационных характеристик профессий работников, утвержденный приказом Минтруда и социальной политики Украины от 28.12.2001 г.).

 

Согласно ст. 147 КЗоТ СМ _________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Следовательно, работники бухгалтерии, нарушающие трудовую дисциплину либо не выполняющие или недобросовестно выполняющие возложенные на них должностной инструкцией трудовые обязанности, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Например, если бухгалтер систематически опаздывает на работу, прогуливает без уважительной причины, из-за небрежности и невнимательности допускает ошибки при оформлении документов бухгалтерского учета, другими словами – нарушает трудовую дисциплину или не выполняет или недобросовестно выполняет возложенные на него должностной инструкцией трудовые обязанности, ему может быть вынесено дисциплинарное взыскание в виде выговора или увольнения.

Уволить работника бухгалтерии могут также в случаях, предусмотренных п. 3, 4, 7 и 8 ст. 40, п. 1 (1-1) ст. 41 КЗоТ[7]. СМ

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Информация о работе Основы организации финансового учёта