Основы малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:08, контрольная работа

Описание работы

Основы малого предпринимательства в нашей стране были заложены в период 1987-1991 гг. после принятия Законов «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан СССР» (1987 г.), «О кооперации в СССР» (1987 г.) и постановления Совета Министров СССР от 08 августа 1990 г. № 790 «О мерах по созданию малых предприятий».

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 61.18 Кб (Скачать)

Капитал и резервы:                                                                                              Уставный капитал 80                                                                                           Добавочный капитал 83                                                                              Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 84                                                       Финансовые результаты и использование прибыли:                                                          Продажи 90                                                                                                                        Прочие доходы и расходы 91                                                                                Прибыли и убытки 99

Малое предприятие может  применять: простую форму бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия);форму бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.

Простая форма бухгалтерского учета. Малые предприятия, совершающие  незначительное количество хозяйственных  операций (не более 30 в месяц), не производящие продукцию и не выполняющие работы, связанные с большими затратами  материальных ресурсов, могут вести  учет всех операций путем их регистрации  только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (форма  № К-1). Форма книги (журнала) учета  фактов хозяйственной деятельности утверждена приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н.

Книга формы № К-1 является регистром аналитического и синтетического учета, по данным которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у  малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую  отчетность.                                   Наряду с этой книгой для учета расчетов по оплате труда с работниками и по НДФЛ с бюджетом малое предприятие должно вести ведомость учета заработной платы (форма № В-8). Форма ведомости также утверждена приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н.

Книга является комбинированным  регистром бухгалтерского учета, который  содержит все применяемые малым  предприятием бухгалтерские счета  и позволяет вести учет хозяйственных  операций на каждом из них. Записи в  книге должны быть достаточно детальными для обоснования содержания соответствующих  статей бухгалтерского баланса.

Малое предприятие может  вести книгу как ведомость, открывая ее на месяц (при необходимости используя  вкладные листы для учета операций по счетам), или именно как книгу, в которой учет операций осуществляется весь отчетный год. Во втором случае книга  должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета  на малом предприятии, а также  оттиском печати малого предприятия.                      Книга открывается записями сумм остатков на начало отчетного периода (начало деятельности малого предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются. Затем записывается месяц, и в хронологической последовательности позиционным способом на основании каждого первичного документа отражаются все хозяйственные операции этого месяца. При этом суммы по каждой операции, зарегистрированной в книге, отражаются методом двойной записи одновременно по графам «Дебет» и «Кредит» счетов учета соответствующих видов имущества и источников их приобретения.

В течение месяца по дебету счета 20 «Основное производство»  собираются данные о затратах на производство продукции (работ, услуг). По завершении месяца эти затраты в сумме, приходящейся на реализованную в течение месяца продукцию (работы, услуги), списываются  в дебет счета 90 «Продажи» с  кредита счета 20 «Основное производство».

Финансовый результат  от реализации продукции (работ, услуг) выявляется как разница между  оборотом но дебету и кредиту счета 90 «Продажи», нашедшим отражение в книге отдельной строкой.                                                                   По окончании месяца подсчитывают итоговые суммы оборотов по дебету и кредиту всех счетов учета средств и их источников, которые должны быть равны итогу средств. После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяц выводят сальдо по каждому их виду (счету) на 1-е число следующего месяца.

Форма бухгалтерского учета  с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия. Малое предприятие, производящее продукцию (выполняющее работы, оказывающее услуги), может применять для учета финансово- хозяйственных операций следующие регистры бухгалтерского учета: ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (форма № В-1);ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям (форма № В-2);ведомость учета затрат на производство (форма № В-3);ведомость учета денежных средств и фондов (форма № В-4);ведомость учета расчетов и прочих операций (форма № В-5);ведомость учета реализации (форма № В-6 (оплата));ведомость учета расчетов и прочих операций (форма № В-6 (отгрузка));ведомость учета расчетов с поставщиками (форма № В-7);ведомость учета оплаты труда (форма № В-8);ведомость (шахматная) (форма № В-9).

Каждая из перечисленных  ведомостей применяется для учета  операций по одному из используемых бухгалтерских  счетов.

Ведомость по форме №  В-1 является регистром аналитического и синтетического учета наличия  и движения основных средств (счет 01 «Основные средства»), а также  расчета сумм амортизационных отчислений (счет 02 «Амортизация основных средств»). При наличии у малого предприятия  значительного количества объектов основных средств оно может вести  их учет с использованием первичной  формы № ОС-6 «Инвентарная карточка учета основных средств». В соответствии с унифицированными формами первичной  учетной документации, утвержденными  постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7, для учета наличия  объектов основных средств, а также  их движения на малых предприятиях может применяться инвентарная  книга учета объектов основных средств  формы № ОС-бб. Выбор формы первичной документации должен быть закреплен в приложениях к учетной политике малого предприятия.

Ведомость по форме №  В-2 предназначена для аналитического и синтетического учета производственных запасов, готовой продукции и  товаров, отражаемых на счетах 10 «Материалы»  и 41 «Товары», а также сумм НДС (счет 19 «Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям»). Стоимость  ценностей определяют и отражают в ведомости исходя из затрат по цене приобретения, транспортных расходов, надбавок, указанных в расчетных документах поставщиков.

Ведомость по форме №  В-3 применяется для аналитического и синтетического учета затрат по производству продукции (выполнению работ, оказанию услуг) и затрат по капитальным  вложениям, отражаемых соответственно на счетах 20 «Основное производство»  и 08 «Вложения во внеоборотные активы» (для учета капитальных вложений открывается отдельная ведомость по форме № В-3).

Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) организуют по производствам в разрезе выпускаемой  продукции (работ, услуг).

Затраты по дебету счета 20 «Основное  производство» собираются с кредита  разных счетов на основе данных, содержащихся в других ведомостях (формы №  В-2, № В-4, № В-5 и проч.), и непосредственно  из отдельных первичных документов.                                                                                                                             В одной ведомости можно вести раздельный учет затрат на производство продукции (работ, услуг) по видам и на управление производством (накладные расходы). По окончании месяца и подсчета всех затрат итоговая сумма затрат на управление может быть распределена по видам произведенной продукции или полностью списана на затраты реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).                                                      При списании затрат на реализованную продукцию (работы, услуги) их относят в дебет счета 90 «Продажи».

После определения затрат на законченную производством продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) выявляется фактическая их себестоимость, которую списывают с кредита  счета 20 «Основное производство»  в дебет соответствующих счетов по направлениям использования продукции (работ, услуг): на склад (счет 41 «Товары»), реализацию (счет 90 «Продажи») и др.

Затраты, приходящиеся на незаконченную  продукцию, числятся на счете 20 «Основное  производство» по производствам (видам  продукции) как незавершенное производство. Его остатки на начало месяца показывают в ведомости согласно соответствующим  данным ведомости по форме № В-3 за прошлый месяц, а остаток на конец месяца определяют по актам  инвентаризации незавершенного производства или учетным данным.

Ведомость по форме №  В-4 предназначена для отражения  денежных средств и фондов, учет которых ведут на счетах 02 «Амортизация основных средств», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 99 «Прибыли и убытки», 80 «Уставный капитал» и 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Ведомость по форме №  В-5 используется для отражения операций на счетах бухгалтерского учета, подразделяющихся на субсчета и требующих учета  нарастающим итогом остатков средств  или задолженности по субсчетам  и видам: 55 «Специальные счета в  банках», 58 «Финансовые вложения», 76 «Расчеты с разными дебиторами и  кредиторами», 68 «Расчеты по налогам  и сборам», 69 «Расчеты по единому  социальному налогу», 66 «Расчеты по кредитам и займам».

Прием и выдача денежных средств, оформление приходных и  расходных документов, ведение кассовой книги, составление отчета о кассовых операциях осуществляются в общеустановленном  порядке.                               Записи в ведомость учета денежных средств операций по расчетному счету и другим счетам в банке выполняют на основании выписок банка и приложенных к ним документов. Совершение и оформление операций по расчетному счету проводят в порядке, установленном нормативными актами Банка России.                                                                                                            Записи в ведомости учета расчетов с подотчетными лицами и прочими дебиторами и кредиторами ведут позиционным способом с выведением на конец месяца развернутого сальдо по задолженности малому предприятию — дебету счета и задолженности малого предприятия — кредиту счета по каждому дебитору и кредитору на основе данных первичных документов.    Малое предприятие в зависимости от применяемого порядка определения финансового результата для целей налогообложения использует для учета реализации (расчетов с покупателями) разные варианты ведомости по форме № В-6:при использовании метода начисления (по мере отгрузки (выполнения) покупателям (заказчикам) продукции (работ, ус­луг) и сдачи платежных документов в учреждение банка) — форму № В-6 (отгрузка)]при использовании кассового метода (по мере оплаты расчетных документов покупателем (заказчиком) и поступления средств на расчетный счет) — форму № В-6 (оплата).                                                                                     Ведомость по форме № В-6 (отгрузка) предназначена для учета расчетов с покупателями (дебиторской задолженности) — счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и учета реализации продукции (работ, услуг) — счет 90 «Продажи».                                                                                        Ведомость по форме № В-7 применяется для учета расчетов с поставщиками, учитываемых на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». По дебету отражаются операции оплаты счетов поставщиков и подрядчиков (кредит счетов 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках» и др.).                                                                                                                      Ведомость по форме № В-8 служит для учета расчетов с работниками малого предприятия по оплате труда, учитываемых на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Ведомость является также платежным документом и предназначена для оформления выдачи заработной платы работникам малого предприятия. В разделе ведомости «Кредит (начислено)» отражают начисленные работникам малого предприятия (состоящим и не состоящим в штаге) суммы по оплате труда (включая премии) за выполненную работу, которые исчисляют исходя из принятых на предприятии систем и форм оплаты труда, надбавки, доплаты и другие выплаты, предусмотренные действующим законодательством. Оплату труда группируют в ведомости по категориям работников, объектам учета, видам производств.                                                                                                   Одновременно в разделе «Дебет (удержано)» проводят расчет всех удержаний из начисленных сумм по оплате труда работников в соответствии с действующим законодательством (налога на доходы, сумм выданных авансов, своевременно не возвращенных подотчетными лицами сумм, сумм по исполнительным листам в пользу организаций и других лиц) и определяют сумму, подлежащую выдаче работникам.                                                        В ведомости по форме № В-8 также определяют суммы отчислений на социальные нужды от сумм оплаты труда работников.                                             Сумму но любой операции записывают одновременно в двух ведомостях: в одной — по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета, в другой — по кредиту корреспондирующего счета с указанием номера дебетуемого счета.                                                                                                                                      В ведомостях в графах «Содержание операции» (или характеризующих операцию) на основе данных первичных документов делают запись о сути совершенной операции либо дают пояснения, шифры и др.                             Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).  Ежемесячные итоги финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, проставленные в ведомостях, обобщают в ведомости (шахматной) по форме № В-9, на основе которой составляют оборотную ведомость. Ведомость по форме № В-9 служит регистром синтетического учета и предназначена для обобщения данных текущего учета и взаимной проверки правильности записей по счетам бухгалтерского учета. Она является основанием для составления бухгалтерского баланса малого предприятия.                                                                                                            Во всех применяемых ведомостях указывают месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях — наименования синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости подписывают лица, выполнившие записи.                                                          Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся к прошлым периодам, отражают в регистрах бухгалтерского учета отчетного месяца способом дополнительной записи или «красное сторно».             Ошибки в ведомостях исправляют корректурным способом.                     Особенности учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей при общей системе налогообложения регулируются Порядком, предусмотренным приказом Минфина № 86н и МНС России № БГ-3-04/430 от 13 августа 2002 г.

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Особенности ведения бухгалтерского учета при упрощенной системе налогообложения

Право на применение и условия  перехода на упрощенную систему налогообложения (УСН) установлены гл. 26 «Упрощенная  система налогообложения» НК РФ, что  отмечается в письме Минфина России от 19 августа 2008 г. № 03-11-04/3/391.

Предприятие может быть признано малым в соответствии с Законом № 209-ФЗ, но не иметь права применять УСН в соответствии с главой 26 НК РФ.        Малое предприятие имеет право на постановку бухгалтерского учета согласно УСН, если по итогам девяти месяцев года, в котором оно подает заявление о переходе на УСН, доходы не превысили 15 млн руб. с учетом коэффициента-дефлятора. Если доходы субъекта малого предпринимательства превысили 20 млн руб. (с учетом коэффициента-дефлятора) в течение отчетного периода, то он теряет право на применение УСН. Размер коэффициента-дефлятора в 2009 г. (табл. 16.2) установлен приказом Минэкономразвития России от 12 ноября 2008 г. № 395 и письмом ФНС России от 18 декабря 2008 г. № ШС-6-3/943@/

Вести бухгалтерский учет по УСН имеют право малые предприятия, в которых доля участия других организаций составляет не более 25%, организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за отчетный период не превышает 100 человек, а остаточная стоимость  основных средств и нематериальных активов не превышает 100 млн руб. (табл. 16.3).

 Применение УСН малыми предприятиями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:                                                                           а)  налога на прибыль организаций, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, получаемых в виде дивидендов и по операциям с отдельными видами долговых обязательств;                                                                             б)  налога на имущество организаций;                                                                           в)  ЕСН;                                                                                                                           г)  НДС, за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением.

Применение УСН индивидуальными  предпринимателями предусматривает  их освобождение от обязанности по уплате:                                                            а)  НДФЛ, за исключением налога, уплачиваемого: с доходов в виде стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения — 4000 руб., с суммы экономии на процентах при получении заемных средств в рублях и иностранной валюте, с доходов от долевого участия в деятельности организаций, доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г., с доходов учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученных на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.                     б)  налога на имущество физических лиц — в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности;                                    в)  ЕСН;                                                                                                                     г)  НДС, за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением.                                                                       Малые предприятия и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, должны соблюдать действующий порядок осуществления кассовых операций, а также вести бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, начислять и уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в общем порядке.

Информация о работе Основы малого предпринимательства