Основы малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:08, контрольная работа

Описание работы

Основы малого предпринимательства в нашей стране были заложены в период 1987-1991 гг. после принятия Законов «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан СССР» (1987 г.), «О кооперации в СССР» (1987 г.) и постановления Совета Министров СССР от 08 августа 1990 г. № 790 «О мерах по созданию малых предприятий».

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 61.18 Кб (Скачать)

малый биказнес DDtltybбухалтерскалоговый отчетность

Введение

  Основы малого предпринимательства в нашей стране были заложены в период 1987-1991 гг. после принятия Законов «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан СССР» (1987 г.), «О кооперации в СССР» (1987 г.) и постановления Совета Министров СССР от 08 августа 1990 г. № 790 «О мерах по созданию малых предприятий».

Малые предприятия в соответствии с указанными актами призваны:

  • активизировать структурную перестройку экономики;
  • усилить конкурентоспособность;
  • предоставить дополнительные рабочие места;
  • удовлетворить потребности населения в товарах и услугах;
  • оперативно реагировать на изменения потребительского спроса;
  • обеспечить быструю окупаемость затрат.

Большое значение для развития малого и среднего предпринимательства  в России имеет Федеральный закон  от 24 июля 2007 г. № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации», в котором  впервые в нашей стране был  узаконен статус среднего и малого предприятия.

В развитие и поддержку  малого бизнеса законом в целях  реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными и иными  правовыми актами РФ могут предусматриваться  следующие меры:

  • специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
  • упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
  • упрощенный порядок составления малыми и средними предприятиями статистической отчетности;
  • льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;
  • меры по обеспечению прав и законных интересов малых и средних предприятий и их финансовых интересов;
  • кредитование малого бизнеса;
  • а также другие мероприятия.

Кстати в наиболее развитых странах Запада (США, Великобритании, Германии и др.) доля малого бизнеса  в валовом внутреннем продукте составляет более 50%. В России этот показатель находиться на уровне 10-12%.

Поскольку организации малого бизнеса не требуют больших площадей, и основной деятельностью таких  предприятий является сфера обслуживания, то государственная политика России направлена на поддержку и развитие малого бизнеса. Так как малые  предприятия имеют одну или две  основные сферы деятельности, они  могут предоставлять более качественную продукцию и оказывать более  качественный уровень услуг.

Кроме того, данные предприятия  оказывают положительную роль в  предоставлении рабочих мест довольно значительной части населения нашей  страны.

Учитывая изложенные выше положения, правильная организация  бухгалтерского учета малых предприятий  позволяет им наращивать объемы деятельности и развиваться в сфере производства.

 

        1. Сущность и значение малого предпринимательства

В соответствии со ст. 34 Конституции  РФ «каждый имеет право на свободное  использование своих способностей и имущества для предпринимательской  и иной, не запрещенной законом  экономической деятельности». В  ст. 18 ГК РФ тоже предусматривается  возможность для граждан заниматься предпринимательской и любой  иной, не запрещенной законом деятельностью, а также создавать юридические  лица самостоятельно или совместно  с другими гражданами и юридическими лицами.  Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).                                                                        Согласно ГК РФ (ст. 23,50) каждый человек может заниматься предпринимательской деятельностью путем создания юридического лица или без образования такового с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.                                                        Вне зависимости от формы собственности в случае удовлетворения соответствующим законодательно установленным критериям численности занятых работников, оборота хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства.                                                           Нормативно-правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в РФ осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».                                                                                          К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся коммерческие юридические лица, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, внесенные в Единый государственный реестр и соответствующие следующим условиям:  1. в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц суммарная доля участия РФ, ее субъектов, муници­пальных образований, иностранных юридических или физических лиц, общественных и религиозных организаций и объединений, благотворительных и иных фондов не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов);

2. в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% процентов;                                                                                                 3. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:      средние предприятия — от 100 до 250 человек включительно;                             малые предприят ия — до 100 человек включительно;                          микропредприятия — до 15 человек (выделяются в составе малых).                                 4. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий год для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства не должна быть больше: средних предприятий — 1000 млн руб.;                                                       малых предприятий — 400 млн руб.;                                                                     микропредприятий — 60 млн руб.                                                                           При этом принимается наибольшее значение указанных условий для отнесения хозяйствующего субъекта к малому или сред­нему предпринимательству.                                                                                    Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если значения выручки от реализации (без НДС) или балансовой стоимости активов выше или ниже предельных в течение двух календарных лет, следующих один за другим.                                                Малое предпринимательство играет существенную роль в экономике разных стран. Оно оказывает большое влияние на ее развитие в силу следующих основных преимуществ: массовости явления, вызванной стремлением людей улучшить свое материальное положение; возможности полного проявления своих индивидуальных способностей, реализации идей и стремлений; определенной независимости действий субъектов малого                              предпринимател ьства; низкой потребности в первоначальных и последующих капиталовложениях; высокой способности реагировать на постоянное качественное изменение спроса, развитие технологий, науки и техники; высокого уровня адаптации к изменяющимся условиям хозяйствования; гибкости и оперативности принятия и выполнения принимаемых решений; возможности создания условий для увеличения числа рабочих мест.

Развитие малого предпринимательства  происходит под воздействием перечисленных  факторов, действующих иногда противоречиво. Например, развитие технологий, науки, с одной стороны, предполагает наличие  крупных предприятий, поскольку  требуются большие капиталовложения, с другой стороны, ведет к сокращению числа рабочих мест на этих крупных  предприятиях, поскольку большая  часть технологических процессов  производства автоматизируется. Увеличивающееся  число безработных порождает  сокращение потребительского спроса и  ведет к увеличению социальной напряженности.

Предприниматели как собственники малых предприятий всегда стремятся  к экономии ресурсов и инвестированию. Представители малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных рынках, постоянно меняющийся вследствие развития технологий, науки и техники. Крупные же предприятия не могут оперативно реагировать на быстрое изменение спроса в силу инертности производства из-за его громоздкости. Высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, гибкость и быстрота принятия решений всегда положительно сказываются на деятельности предприятия.

Малое предпринимательство  - как продукт перехода экономики в новое качество имеет и недостатки, среди которых можно выделить самые существенные: зависимость от крупных компаний, создание субъектов малого предпринимательства зачастую по инициативе крупных, которые поручают им заниматься отдельными видами производства или устанавливать тесные связи с рынком; высокий уровень риска и финансовой неустойчивости на рынке; недостатки управления малым бизнесом прежде всего из-за недостаточных знаний, опыта и квалификации руководителей- предпринимателей; трудности в получении дополнительных финансовых средств; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; негативное отношение определенной части населения, напрямую связывающей предпринимательство только с посредничеством, куплей-продажей и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основы организации бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства

Деятельность хозяйствующего субъекта, работающего в современных  экономических условиях, направлена на получение прибыли, обеспечение  рентабельности производства и продаж. Бухгалтерский учет как основной источник информации для управления организацией должен этому способствовать. Значит, основа эффективной деятельности организаций — грамотное построение системы бухгалтерского учета.

Все хозяйствующие субъекты любой организационно-правовой формы, в том числе малые предприятия, организуют и ведут бухгалтерский  учет, если это предусмотрено законодательством. Они самостоятельно выбирают форму  учета исходя из потребностей и масштаба финансово-хозяйственной деятельности, нужд управления, численности работников. Для предприятий малого бизнеса  особенно важно разнообразие режимов  налогообложения, которое влияет на постановку и ведение бухгалтерского учета.

Обязанность вести бухгалтерский  учет установлена Федеральным законом  «О бухгалтерском учете» (п. 1 ст. 4) только в отношении субъектов малого предпринимательства, имеющих статус юридического лица. Согласно п. 2 ст. 4 этого  Закона граждане, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым  законодательством РФ.              Индивидуальный предприниматель обязан платить фиксированные взносы в Пенсионный фонд РФ вне зависимости от факта получения выручки, т. е. фактически за сам статус предпринимателя.                                                           На 2009 г. фиксированный платеж составляет 7274 руб. 40 коп., его общий размер на 2009 г. был установлен постановлением Правительства РФ от 27 октября 2008 г. № 799, срок уплаты — до 31 декабря.                      Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении всех хозяйственных операций несет руководитель малого предприятия. В зависимости от объема учетной работы он может: ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; сам вести бухгалтерский учет.                                                                                                 Вся совокупность способов ведения бухгалтерского учета малого предприятия находит отражение в его учетной политике, которая формируется в соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» бухгалтером или иным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и утверждается руководителем.                                                           Малым предприятиям необходимо разработать и утвердить следующие основные приложения к учетной политике: рабочий план счетов с указанием синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; формы первичных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств предприятия; способы оценки активов и обязательств предприятия; прав ила документооборота и технологию обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями; другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.                                                               Учетная политика должна формироваться и теми субъектами малого предпринимательства, которые в соответствии с гл. 262 НК РФ работают на упрощенной системе налогообложения. Несмотря на то, что данная глава и п. 3 ст. 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете» содержат указание на освобождение от ведения бухгалтерского учета, не закреплена прямая обязанность для таких хозяйствующих субъектов разрабатывать и утверждать учетную политику. Отдельные нормы гл. 262 НК РФ предоставляют право выбора порядка учета определенных объектов: основных средств и нематериальных активов. Для реализации этого права учетная политика необходима. В ней нужно прописать, какой способ учета выбрала организация.

Информация о работе Основы малого предпринимательства