Основы бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций

Описание работы

Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)

Работа содержит 1 файл

Основы бухучета.doc

— 5.29 Мб (Скачать)

|39|Сбор  за  участие  в  бегах  на|                                 |  |

|  |ипподроме                      |                                 |  |

|——|———————————————————————————————|                                 |  |

|40|Сбор за выигрыш на бегах       |                                 |  |

|——|———————————————————————————————|                                 |  |

|41|Сбор с лиц, участвующих в  игре|                                 |  |

|  |на тотализаторе                |                                 |  |

|——|———————————————————————————————|                                 |  |

|42|Сбор со сделок,  совершаемых на|                                 |  |

|  |биржах                         |                                 |  |

|——|———————————————————————————————|                                 |  |

|43|Сбор за право проведения  кино-|                                 |  |

|  |и телесъемок                   |                                 |  |

|——|———————————————————————————————|                                 |  |

|44|Сбор за уборку территорий насе-|                                 |  |

|  |ленных пунктов                 |                                 |  |

|——|———————————————————————————————|                                 |  |

|45|Сбор   за   открытие   игорного|                                 |  |

|  |бизнеса                        |                                 |  |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Примечания к табл.16.1.

1. До настоящего времени не приняты законодательные акты федерального значения, регламентирующие условия начисления и уплаты налога на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне.

2. С введением на территории субъекта Федерации налога с продаж не взимаются налоги, представленные в левой части таблицы под номерами 17, 27, 29, 32-45. В настоящее время не используют в своем налоговом законодательстве налог с продаж следующие субъекты: Республика Ингушетия, Красноярский край, Архангельская, Калужская, Ленинградская, Пермская, Рязанская, Томская области, Агинский Бурятский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа. Согласно действующим нормативным актам налог с продаж будет взиматься до 01.01.2004 г.

3. Согласно Федеральному закону от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ при начислении налогов, сборов (и штрафов за их уплату), величина которых установлена кратной минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), в качестве базовой суммы принимается МРОТ = 100 руб.

В соответствии с НК РФ, налог или сбор считается установленным, если определены следующие его составляющие:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты.

Особое место в Налоговом кодексе занимают статьи, определяющие права и обязанности налогоплательщиков и контролирующих их налоговых органов. Они устанавливают юридические основы взаимоотношений обеих сторон.

Права налогоплательщиков заключаются в следующем:

получать от налоговых органов информацию и письменные разъяснения о налогах;

использовать налоговые льготы при наличии оснований на них;

получать отсрочки платежей в законном порядке и осуществлять своевременный зачет или возврат излишне уплаченных сумм;

представлять свои интересы в налоговых правоотношениях;

давать налоговым органам пояснения по начислению налогов;

присутствовать при выездных проверках со стороны налоговых органов и получать копии актов об этих проверках;

требовать от налоговых органов соблюдения законодательства, не выполнять неправомерные указания должностных лиц и налоговых органов и обжаловать их действия;

требовать соблюдения налоговых тайн и возмещения причиненного ущерба в результате незаконных действиями налоговых органов.

Обязанности налогоплательщиков состоят в следующем:

вставать на учет в налоговых органах и уплачивать законно установленные налоги;

вести учет доходов и расходов;

предоставлять в налоговые органы налоговые декларации и другую требуемую документацию;

выполнять законные требования налоговых органов по устранению нарушений;

сохранять в течение четырех лет документацию по начислению и уплате налогов.

Права налоговых органов заключаются в следующем:

требовать от налогоплательщиков отчетные документы и пояснения к ним;

проводить налоговые проверки и письменно вызывать налогоплательщиков для объяснений;

изымать по акту документы, свидетельствующие о наличии нарушений;

приостанавливать операции по банковским счетам налогоплательщиков и накладывать арест на их имущество;

обследовать любые помещения налогоплательщиков, используемые для извлечения доходов;

определять суммы налогов расчетным путем, требовать устранения нарушений, взыскивать недоимки и пени, а также предоставлять отсрочки по платежам;

требовать от банков документы, подтверждающие перечисления налоговых платежей;

привлекать для налоговых проверок различных специалистов и вызывать свидетелей;

ходатайствовать перед соответствующими органами об аннулировании лицензий налогоплательщиков на определенные виды деятельности;

предъявлять иски в арбитражные суды и суды общей юрисдикции по поводу взыскания налогов, о признании недействительной регистрации предприятия, о признании сделок недействительными, о взыскании в доход государства имущества по недействительным сделкам и о досрочном расторжении договоров о налоговом кредите.

Обязанности налоговых органов состоят в следующем.

соблюдать законодательство о налогах и сборах;

осуществлять контроль поступления налогов;

вести учет налогоплательщиков и проводить разъяснительную работу с ними;

возвращать налогоплательщикам излишне уплаченные ими суммы налогов;

соблюдать налоговую тайну;

направлять налогоплательщикам акты о проверках.

Как было сказано выше, в настоящее время наметилась тенденция снижения суммарных налоговых платежей предприятий, и появились некоторые дополнительные льготы по налогообложению фирм, занимающихся изготовлением и продажей отечественных товаров. Одновременно ухудшилось положение с получением лицензий на право заниматься различными видами деятельности.

 

16.2. Общее представление о действующей налоговой системе

 

Налогом называется обязательный взнос, осуществляемый плательщиком в бюджет определенного уровня или во внебюджетные фонды. Порядок внесения и размер суммы взноса устанавливается законодательством.

В настоящее время в России определены три уровня бюджетов: государственный, региональный (республиканский) и местный. Они соответствуют административному делению страны.

Как определено в главе 11, под бюджетом понимается централизованный фонд государства, края, области, города и т.п. Он формируется сроком на один год в виде финансового плана, в котором расписаны доходы и расходы государства или соответствующего субъекта. Важнейшим источником доходов бюджета является совокупные поступления в виде налогов, сборов, пошлин и т.п. Контроль исполнения бюджета России осуществляет Государственная Дума. Ответственность за исполнение бюджетов других уровней несут местные органы власти. Учет расчетов с бюджетом ведется на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам".

К внебюджетным фондам относятся экономические и социальные фонды федеральных и местных органов власти: дорожные, экологические, социального страхования и обеспечения. Расчеты с дорожными и экологическими фондами тоже осуществляются с применением счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Фонды социальной поддержки населения включают следующие фонды:

1) социального страхования;

2) пенсионного обеспечения;

3) обязательного медицинского страхования.

Кроме того, в стране действует система негосударственного пенсионного страхования и обязательного страхования работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Отчисления в фонды социальной поддержки объединены в единый социальный налог. Расчеты по данному налогу и взаимодействие со службой страхования от несчастных случаев ведутся с использованием счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".

Налоги выполняют 5 следующих функций:

1) регулируют товарно-денежные отношения;

2) стимулируют экономическое развитие;

3) усиливают научно-технический прогресс;

4) распределяют доходы;

5) обеспечивают содержание государственного аппарата (фискальная функция).

По налогам могут устанавливаться следующие виды льгот:

необлагаемый минимум;

изъятие из обложения отдельных элементов объекта налога;

освобождение от уплаты отдельных лиц или категорий плательщиков;

понижение налоговых ставок;

вычеты из налогового оклада;

отсрочки платежей;

целевые налоговые льготы.

Для правильного начисления налога бухгалтеру необходимо знать, как минимум, три его основные характеристики:

1) источник платежа, т.е. статью, на которую списываются затраты на данный налог и которая определяет бухгалтерскую проводку;

2) базу платежа, т.е. количественную величину объекта налогообложения;

3) ставку налога, т.е. долю изъятия объекта налогообложения.

Как следует из таблицы 16.1, налоги России делятся на:

федеральные;

региональные (налоги республик, краев, областей и т.п.);

местные.

Федеральные налоги в действующей налоговой системе устанавливаются органами федеральной власти и действуют на всей территории страны. Суммы налогов в определенных пропорциях могут зачисляться в бюджеты разных уровней.

Региональные (республиканские, краевые, областные) налоги тоже устанавливаются федеральными органами власти, конкретные ставки определяют региональные (республиканские) органы власти. Их суммы могут в определенной пропорции зачисляться как в региональный, так и федеральный бюджет.

Местные налоги устанавливаются местными органами власти. Их суммы могут в определенной пропорции зачисляться в бюджеты всех уровней.

С введением в действие окончательного варианта второй части НК РФ должен быть зафиксирован объем налогов, представленный правым перечнем в табл.16.1. Однако следует обратить внимание на следующие строки этого перечня: N 16, 23 и 28. Они допускают расширенное толкование. Поэтому не исключено, что органы власти различных уровней будут пользоваться неопределенностью этих формулировок.

Ниже представлены краткие сведения об основных параметрах каждого конкретного налога и показаны бухгалтерские проводки, с помощью которых он может быть начислен для уплаты в бюджет (бюджеты) соответствующего уровня.

Действующие в настоящее время нормативные акты позволяют для некоторых типов организаций и видов налогов осуществлять по выбору самой организации один из двух видов их учета:

по методу начисления, т.е. определять суммы и осуществлять платеж по мере реализации товаров (работ, услуг);

по кассовому методу, т.е. начислять налоги по мере поступления выручки за реализованные товары (работы, услуги).

Для налогов, играющих ведущие роли в формировании доходной части бюджетов всех уровней, установлен особый режим взыскания, характеризующийся обязательными внесениями налогоплательщиками авансовых платежей. Это касается НДС, акцизов, налога на прибыль, единого социального налога, налога на добычу полезных ископаемых, налога на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей и граждан, занимающихся частной практикой) и единого налога в упрощенной системе налогообложения. При подведении итогов налогового периода авансовые платежи идут в зачет налогоплательщикам.

 

16.3. Налог на добавленную стоимость

 

Условия применения налога на добавленную стоимость (НДС) определены главой 21 НК РФ (в редакции от 24.07.2002 г.). Некоторые важные аспекты по учету данного налога изложены в предыдущих главах, например 6 и 15.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость являются:

предприятия и организации;

индивидуальные предприниматели;

лица, признаваемые налогоплательщиками (согласно Таможенному кодексу РФ) в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Объектом налогообложения по НДС служат следующие операции.

1. Реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе предметов залога.

2. Передача товаров (работ и услуг) по соглашениям о предоставлении отступного или новации. Под отступным в данном случае понимается прекращение обязательств должника по соответствующему договору путем передачи товаров (работ, услуг), а под новацией их замена на передачу товаров (работ, услуг).

Информация о работе Основы бухгалтерского учета