Основы бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций

Описание работы

Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)

Работа содержит 1 файл

Основы бухучета.doc

— 5.29 Мб (Скачать)

|  70  |      |  113 |     |     |  17 |      |      |     |     | 130  |

|——————|——————|——————|—————|—————|—————|——————|——————|—————|—————|——————|

|  76  |      |  15  |  16 |     |     |      |      |     |     |  44  |

|      |      |  13  |     |     |     |      |      |     |     |      |

|——————|——————|——————|—————|—————|—————|——————|——————|—————|—————|——————|

|  90  |  42  |      |     |     |     |      |      |     |  6  |  48  |

|——————|——————|——————|—————|—————|—————|——————|——————|—————|—————|——————|

|Итого:|  42  |  153 | 178 |  20 |  17 |  130 |  14  |  48 |  6  | 608  |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Проблема повышения качества и уменьшения сроков ведения упрощенного бухгалтерского учета на малом предприятии до настоящего времени не решена. В сфере малого бизнеса по статистическим данным в настоящее время насчитывает 737 тыс. предприятий с числом работников чуть более 7-ми миллионов человек (см. главу 21). Два года тому назад их было 879 тыс., с количеством сотрудников около 9-ти миллионов человек. Такое существенное сокращение обусловлено значительными трудностями ведения этого вида предпринимательской деятельности и большим временем, которое затрачивается на ведение учета, составление и защиту финансовой отчетности.

Автор хорошо знаком с малым бизнесом, будучи директором и главным бухгалтером нескольких торговых и строительных фирм. Основные трудности его осуществления:

1) отсутствие значительного первоначального капитала и низкие темпы его формирования;

2) сложные условия поиска поставщиков материальных запасов и (или) товаров, ограниченный выбор квалифицированных подрядчиков и трудности сохранения налаженных связей с ними;

3) мощный криминальный пресс, особенно со стороны ряда этнических диаспор, прилагающих нешуточные усилия для установления монополий на прибыльные виды бизнеса;

4) необходимость расчетов только наличными деньгами по причинам нестабильности, тотальной подозрительности и непорядочности, в том числе работников банковской сферы;

5) тупиковые взаимодействия с органами государственной власти при попытках получения лицензий на право ведения торговли различными видами товаров или выполнения отдельных видов работ;

6) полное отсутствие возможностей защиты имущества и собственной жизни (а также безопасности подчиненных) по причине абсолютной халатности правоохранительных органов при исполнении вмененных им обязанностей и неосуществимости права обладания личным оружием самозащиты;

7) непомерная жесткость налоговой системы.

Последний фактор, регулярно разоряющий большое количество малых предприятий, с 01.01.2003 г. несколько смягчен введением в действие более щадящих режимов налогообложения: с единым налогом на отдельные виды деятельности (см. п.16.22) и упрощенной системой налогообложения (см. п.16.25).

 

4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета

 

Особое место в бухгалтерских расчетах занимает автоматизированная форма учета. По существу, это не одна конкретная учетная форма, а целая совокупность разнообразных видов учета. Более того, она олицетворяет современный характер деятельности бухгалтера, позволяющий вывести эту профессию на качественно новый уровень.

 

                          —————————————————————

                         | Первичные документы |

                          —————————————————————

                     —— —— —— —— —— |— —— —— —— —— —— —— —— —— —— —

                                    |

                   |      ———————————————————————                  |

                         | Технические носители ———————————————

                   |      —————————————————————|               |   |

                                    |          |    Компьютер  |

                   |      —————————————————————|               |   |

                         |      Алгоритмы       ———————————————

                   |      ———————————————————————                  |

                    —— —— —— —— —— —|— —— —— —— —— —— —— —— —— —— —

                                    |

                     ————————————————————————————————

                    |   Промежуточные результаты,    |

                    |  кассовая книга, ведомости...  |

                     ————————————————————————————————

                                    |

                                    |

                          —————————————————————

                         | Баланс и отчетность |

                          —————————————————————

 

Рис.4.5. Схема автоматизированной формы

 

В автоматизированной форме главным звеном является алгоритм обработки исходных данных, получения промежуточной информации, составления баланса и отчетности, а также анализа экономической деятельности. В алгоритм может быть заложена любая из представленных выше форм учета, в том числе их комбинации. Автоматизированная форма имеет целый ряд преимуществ перед остальными, так как обеспечивает высокую скорость, высокую надежность и всеобъемлющий сервис. Разработчики программ, вкладывая в алгоритм лучшие достижения бухгалтерского учета, постепенно поднимают уровень рядового бухгалтера до степени работника высокой квалификации. Внедрение систем оптимизации налогообложения сделает применение автоматизированной формы еще более привлекательной.

Однако эта форма имеет некоторые недостатки. Так, высокая скорость обработки сведений находится в противоречии с несовершенным вводом информации, а действующая пока сдача баланса и отчетности в налоговую инспекцию традиционным способом (а не через компьютерную сеть) существенно уменьшает эффект выигрыша во времени.

Бухгалтерский учет с применением автоматизированной формы строится следующим образом. Первичные документы обрабатываются бухгалтером в течение двух дней с момента их поступления. А затем их показатели вводятся в персональный компьютер на технические носители информации. Ввод является узким местом автоматизированной формы. Как правило, он производится вручную с клавиатуры. Дальнейшие операции имеют самую разную степень автоматизации. Целый ряд программ предлагают бухгалтеру набор типичных проводок, из которых тот может выбрать наиболее подходящую, либо проигнорировать подсказку и ввести свою проводку. Так или иначе, большинство программ оперирует с закодированным журналом хозяйственных операций. Журнал достаточно легко может быть обработан, и на печать могут быть выведены всевозможные промежуточные данные, в том числе: журналы-ордера, мемориальные ордера, шахматная ведомость, оборотно-сальдовая ведомость.

Расчет баланса легко стыкуется в компьютере с программами анализа хозяйственной деятельности, а также с программами перевода баланса и отчетности на дискету с автоматической проверкой и сдачей их в налоговую инспекцию на техническом носителе.

Автоматизированная форма позволяет выйти на более высокий уровень организации бухгалтерского учета и реализовать идею создания централизованной бухгалтерии нескольких малых фирм.

Для совокупности малых предприятий можно предложить следующую концепцию комплексной системы бухгалтерского учета (см. схему на рис. 4.6).

Такая централизованная система бухгалтерского учета ряда малых предприятий дает возможность отказаться от необходимости иметь на каждом предприятии свою бухгалтерию, позволяет уменьшить затраты при одновременном повышении качества учета. Кроме того, она увеличивает полноту начисления и уплаты налогов, а также создает предпосылки для совершенствования условий кредитования малых предприятий.

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|<>||                      ||                      ||                 <>|

|  ||                      ||                      ||                   |

| ———   ———   ———   ———   ———   ———   ———   ———   ———   ———   ———   ——— |

|| П | |КБ | |НИ | | Ф | | П | |КБ | |НИ | | Ф | | П | |КБ | |НИ | | Ф ||

| ———   ———   ———   ———   ———   ———   ———   ———   ———   ———   ———   ——— |

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

|           |^                      |^                      |^          |

|           ||                      ||                      ||          |

|           |                       |                       |           |

|           ||                      ||                      ||          |

|           ||                      ||                      ||          |

|      ———————————             ————————————            ———————————      |

|^    | Бухгалтер-|           | Бухгалтер- |          | Бухгалтер-|    ^|

||    |  куратор  |           |  куратор   |          |  куратор  |    ||

|      ———————————             ————————————            ———————————      |

|           |^                      |^                      |^          |

|           ||                      ||                      ||          |

|           |                       |                       |           |

|           |                       |                       |           |

|   —————————————————————————————————————————————————————————————————   |

|  |  Центр обработки документации, оформления балансов и отчетности |  |

|   —————————————————————————————————————————————————————————————————   |

|                          |^                          |^               |

|                          ||                          ||               |

|                          |                           |                |

|                          ||                          ||               |

|                          ||                          ||               |

|                  —————————————————           ——————————————————       |

|<>               |     Научный     |         |     Научный      |    <>|

—————————————————|   консультант   |         |   консультант    |——————

                   —————————————————           ——————————————————

                           |^                          |^

                           ||                          ||

                           |                           |

                           ||                          ||

                           ||                          ||

               ——————————————————————————————————————————————————————

              |           Справочно-информационный центр             |

               ——————————————————————————————————————————————————————

 

П - предприятия, КБ - коммерческие банки, НИ - налоговые инспекции, Ф - фонды социального страхования и обеспечения.

 

Рис.4.6. Схема работы централизованной бухгалтерии

 

Примечание. Как было отмечено в предыдущей главе, МНС РФ с 01.01.2003 г. принимает на себя целый ряд согласующих и контролирующих функций, в том числе взаимодействие предприятий с социальными фондами. Это можно было бы приветствовать, если бы ни одно существенное обстоятельство. Данный государственный орган до сих пор сосредотачивал свое внимание только на максимальном изъятии денежных средств у организаций, создавая им большие затруднения в экономическом развитии. Наметившееся некоторое снижение налоговых ставок в настоящее время компенсируется ужесточением лицензионной политики, что требует от коммерческих фирм дополнительных затрат времени и средств.

Автоматизированная форма более детально рассмотрена в главе 21, посвященной бухгалтерскому учету на персональном компьютере.

 

4.8. План счетов бухгалтерского учета

 

Универсальным инструментом, позволяющим современному бухгалтеру с минимальными затратами времени и средств освоить все многообразие хозяйственных операций является их кодирование в виде систем проводок на основе Плана счетов.

Использование для отражения однородных хозяйственных операций, хозяйственных средств и денежных обязательств соответствующих бухгалтерских счетов дает возможность оперативно обрабатывать информацию о финансовом и имущественном состоянии предприятия и проводить экономический анализ его деятельности. Упорядоченная таблица счетов, при помощи которых проводится бухгалтерский учет, называется планом счетов. В настоящее время действует План счетов, утвержденный Приказом Минфина от 31.10.2000 г. N 94н. В нем из-за значительного сокращения учетных позиций фундаментальные бухгалтерские понятия "активный счет" и "пассивный счет" несколько утратили свою актуальность, однако сохранили важную экономическую сущность. План содержит 8 балансовых разделов и один забалансовый. В таблице, представленной ниже, введены следующие обозначения счетов: А - активный, П - пассивный, А-П - активно-пассивный.

 

Таблица 4.1. План счетов бухгалтерского учета

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|       Наименование счета      | N|Тип|  Номер и наименование субсчета |

Информация о работе Основы бухгалтерского учета