Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций
Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.
Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)
2. Принцип взаимосвязи событий и явлений гласит: бухгалтерская запись в виде проводки всегда затрагивает две статьи. Если какая-то сумма из одной статьи выбыла, то она обязательно появится в другой статье, записанной в этой проводке.
Например, оплачено поставщику за материальные ценности. Операция оформляется проводкой:
Д 60 - К 51.
Сумма со счета 51 "Расчетные счета" уходит поставщику и одновременно уменьшается кредиторская задолженность перед поставщиком, которая отражена ранее по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
3. Принцип сопоставления ценностей и явлений гласит: все записи производятся с использованием общепринятых единиц измерения: натуральных, трудовых, денежных.
Натуральные единицы: штуки, метры, килограммы, тонны, литры и т.п.
Трудовые единицы: часы, дни, сутки и т.п.
Денежные единицы: рубли, доллары, марки, фунты и т.п.
4. Принцип остановки гласит: в определенные моменты времени предприятию необходимо подвести итоги деятельности в виде баланса и отчетности, которые бухгалтерия обязана предоставить руководству, а также контролирующим органам. Отчетные периоды делятся на внутренние и внешние. Внутренние определяются административно-хозяйственным аппаратом и собственниками предприятия, а внешние устанавливаются государством. Внутренние отчетные периоды могут быть произвольными. Внешние отчетные периоды строго регламентированы законодательством - это: 1-й квартал финансового года, 1-е полугодие, 9 месяцев года и год. Финансовый год в России устанавливается в соответствии с календарным годом. Внешняя отчетность предоставляется следующим контролирующим органам:
налоговой инспекции;
органам статистики;
внебюджетным фондам;
банкам и другим кредитным организациям;
налоговой полиции (по требованию).
5. Принцип минимальности гласит: предприятие в лице главного бухгалтера имеет право применять минимальное количество показателей и измерителей при учете, например количество счетов, регистров, типовых бланков, единиц измерения и т.п. Единственное условие при этом заключается в том, чтобы по этим показателям можно было бы провести проверку финансовой деятельности предприятия.
Примечание. Представленный перечень основных принципов бухгалтерского учета будет расширен и дополнен в дальнейшем при рассмотрении российских и международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности (см. главу 22). К этому времени будет усвоен важный материал и накоплен определенный объем знаний.
3.3. Счета и двойная запись
Счета - это важный инструмент бухгалтерского учета. Они являются элементами азбуки специфического языка бухгалтерского учета, предназначенного для кодирования близких по виду хозяйственных средств и отражения смысла хозяйственных типовых операций и действий с ними. В этой азбуке каждому счету присвоен индивидуальный номер, которому поставлено в соответствие название определенных финансово-экономических понятий в виде имущества, денежных средств, обязательств и т.п. Для удобства составления бухгалтерских фраз (проводок) и определения результатов экономических действий каждый счет исполнен в виде таблицы, левая сторона которой называется "дебетом", а правая - "кредитом".
Счета бывают активными, пассивными и активно-пассивными. Их тип определяется предназначением. Активные счета используются для описания хозяйственных средств по составу и размещению. У них дебет означает приход, а кредит - расход. Пассивные счета применяются для описания источников и целевого назначения хозяйственных средств. У них дебет означает расход, а кредит - приход. Активно-пассивные счета выступают в одних случаях как активные, в других - как пассивные. Они предназначены в основном для расчетов и показывают либо долги поставщиков (подрядчиков), либо долги покупателей (заказчиков).
Активные счета подразделяются на следующие:
инвентарные, описывающие имущество предприятия;
денежные, учитывающие деньги в кассе, на расчетных, валютных и других счетах;
затратные (калькуляционные), отображающие затраты на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг;
собирательно-
отдельно регулирующие (контрарные), характеризующие использование собственных и заемных средств;
расчетные, фиксирующие расчеты, в том числе по авансам и претензиям.
Схема активного счета
——————————————————————————————
Дебет | Кредит
—————————————————|————————————
1. Сальдо (оста-|
ток) на начало|
периода (Сн) |
—————————————————|
2. Увеличение |3. Уменьшение
объема за отчет-|объема за отчет-
ный период (при-|ный период (рас-
ход). Оборот по|ход). Оборот по
дебету (Од) |кредиту (Ок)
—————————————————|
4. Сальдо (оста-|
ток) на конец|
периода (Ск) |
—————————————————|
Ск = Сн + Од - Ок|
Пассивные счета подразделяются на следующие:
фондовые, описывающие источники средств;
отдельно регулирующие, отражающие амортизацию активов;
ссудные, учитывающие кредиты и заемные средства.
Схема пассивного счета
——————————————————————————————
Дебет | Кредит
——————————————————|———————————
——————————————————|
2. Уменьшение |3. Увеличение
объема за отчет-|объема за отчет-
ный период (рас-|ный период (при-
ход). Оборот по |ход). Оборот по
по дебету (Од) |по кредиту (Ок)
——————————————————|
——————————————————|
Выявление вида счета (активного или пассивного) по его отношению к балансу во многом облегчает проведение бухгалтерского учета и потому является важным. Однако у опытных бухгалтеров это деление не считается существенным.
По степени обобщения счета делятся на синтетические счета, субсчета и аналитические. Синтетические счета предназначены для укрупненной группировки активов и пассивов, например: 01 "Основные средства", 10 "Материалы", 41 "Товары", 68 "Расчеты по налогам и сборам" и т.п.
Субсчета (счета второго порядка) предназначены для обобщения однотипных средств и обязательств. Например, у синтетического счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" имеются следующие субсчета:
69-1 "Расчеты по социальному страхованию";
69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению";
69-3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию".
Аналитические счета (иногда называемые "субконто") предназначены для учета по единичным объектам и субъектам. Например: 71 "Иванов", 71 "Семенов", 71 "Гришин" и т.п. (счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами").
Рассмотрим пример определения сальдо (остатков) по счетам. Пусть на начало отчетного периода в учете по счетам были следующие остатки:
10 "Материалы" 20 "Основное 50 "Касса"
производство"
—————————————————— ———————————————————— ————————————————————
Дебет | Кредит Дебет | Кредит Дебет | Кредит
————————|————————— ——————————|————————— ——————————|—————————
Сн =600| Сн = 1600| Сн = 2000|
| | |
51 "Расчетные 60 "Расчеты с 71 "Расчеты с
счета" поставщиками и подотчетными
подрядчиками" лицами"
————————————————— —————————————————— ——————————————————
Дебет | Кредит Дебет | Кредит Дебет | Кредит
———————|————————— ————————|————————— ————————|—————————
Сн = | |Сн = 1000 Сн = 0 |Сн = 300
53 000| | |
| | |
(Первые четыре счета активные, пятый - пассивный, а шестой - активно-пассивный.)
Предположим, что мы уже владеем техникой кодирования хозяйственных операций и в процессе деятельности сделали следующие бухгалтерские проводки:
1. Д 50 - К 51 1 700 руб. - получено по чеку из банка в кассу на хозяйственные расходы;
2. Д 10 - К 60 2 500 руб. - получены материалы от поставщика;
3. Д 20 - К 10 1 400 руб. - материалы направлены в производство;
4. Д 60 - К 51 2 500 руб. - оплачено поставщику материалов с расчетного счета;
5. Д 60 - К 50 1 200 руб. - оплачено поставщику материалов из кассы;
6. Д 10 - К 60 1 000 руб. - получены материалы от поставщика;
7. Д 50 - К 51 3 000 руб. - получено по чеку из банка в кассу на заработную плату;
8. Д 71 - К 50 1 600 руб. - выдано подотчетному лицу на хозяйственные расходы;
9. Д 10 - К 71 600 руб. - получены материалы от подотчетного лица;
10. Д 50 - К 71 500 руб. - возвращено в кассу подотчетным лицом;
11. Д 51 - К 50 400 руб. - сдана наличная выручка в банк из кассы.
Разнесем эти проводки по соответствующим счетам.
Примечание. При разнесении бухгалтерских проводок по счетам, целесообразно записывать также номер хозяйственной операции. Это обеспечит эффективный контроль и обезопасит от ошибок и неточностей.
10 "Материалы" 20 "Основное 50 "Касса"
производство"
———————————————————— ———————————————————— ————————————————————
Дебет | Кредит Дебет |Кредит Дебет |Кредит
——————————|————————— ——————————|————————— ——————————|—————————
Сн = 600 | Сн = 1600| Сн = 2000|
|————————— |————————— ——————————|
2) 2500 |3) 1 400 3) 1400 | 1) 1700 |5) 1 200
|————————— ——————————|————————— ——————————|
6) 1000 | Од = 1400|Ок = 0 7) 3000 |8) 1 600
|————————— ——————————|————————— ——————————|
9) 600 | Ск = 3000| 10) 500 |11) 400
——————————|—————————
Од = 4100|Ок = 1400
——————————|—————————
Ск = 3300|
|
51 "Расчетные 60 "Расчеты с 71 "Расчеты с
счета" поставщиками и подотчетными
подрядчиками" лицами"
————————————————————— ———————————————————— ————————————————————
Дебет |Кредит Дебет |Кредит Дебет |Кредит
———————————|————————— ——————————|————————— ——————————|—————————
Сн = 53000| |Сн = 1000 Сн = 0 |Сн = 300
———————————| ——————————| ——————————|
11) 400 |4) 2 500 4) 2500 |2) 2 500 8) 1600 |9) 600
———————————| ——————————| ——————————|—————————
|1) 1 700 5) 1200 |6) 1 000 |10) 500
———————————|————————— ——————————|————————— ——————————|—————————
|7) 3 000 Од = 3700|Ок = 3500 Од = 1600|Ок = 1100
———————————|————————— ——————————|————————— ——————————|—————————
Од = 400 |Ок = 7200 |Ск = 800 Ск = 200 |
———————————|—————————
Ск = 46200|
Следует обратить внимание на сальдо по активно-пассивному счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами". Начальное сальдо было пассивное, а конечное стало активным. Это означает, что на начало периода предприятие было должно подотчетным лицам за полученные от них материальные ценности 300 руб. Т.е. при приобретении ценностей подотчетным лицам пришлось доплатить из собственных средств. В конце периода остался долг за подотчетными лицами в размере 200 руб. Они должны будут внести эту сумму в кассу.