Основы бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций

Описание работы

Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)

Работа содержит 1 файл

Основы бухучета.doc

— 5.29 Мб (Скачать)

В России эта проблема в настоящее время стоит очень остро. Количество коммерческих мошенничеств и преступлений из года в год нарастает. Так, по данным МВД РФ, 217, наиболее распространенными способами коммерческих мошенничеств являются действия, связанные с получением и не возвратом кредитов. Эти данные за 1993-96 гг. представлены ниже на рис.2.1.

Осуществляются эти мошенничества чаще всего одним из двух традиционных способов: путем создания фиктивных предприятий или путем фальсификации документов.

 

См. графический объект "Рис.2.1. Рост количества коммерческих мошенничеств (КМ) в России в 1993-1996 гг."

 

Рис.2.1. Рост количества коммерческих мошенничеств (КМ) в России в 1993-1996 гг.

 

К сожалению, в России коммерческие банки практически не оказывают предприятиям информационной помощи о финансовом состоянии партнеров по бизнесу. При этом они и сами нередко становятся жертвами коммерческих мошенничеств. Поэтому руководителю и главному бухгалтеру предприятия приходится в настоящее время вести себя осторожно не только с коммерческими предприятиями, но и с банками, страховыми компаниями и другими финансовыми институтами. Приходится полагаться, чаще всего, на свой опыт, свои знания и принимать решения исходя из неполной информации. Правда, государство обязывает банки и страховые компании проходить аудиторскую проверку и регулярно публиковать свои балансы и отчеты по доходам и расходам в открытой печати. Кроме того, в средствах информации нередко публикуются также разного рода оценки (рейтинги) этих финансовых организаций. Однако на практике часто встречаются случаи, когда предприятие попадает в чрезвычайно затруднительное положение из-за приостановления банками платежей с их расчетного счета вследствие собственной неплатежеспособности. Бухгалтеру целесообразно научиться разбираться в публикуемых оценках и использовать их для своей ориентации.

Для практического применения предложим простую методику выбора надежного партнера по бизнесу на основе публикуемых рейтингов.

 

2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу

 

В бухгалтерском учете, как и во многих областях человеческой деятельности, можно добиться реального уменьшения сроков и стоимости проведения работ за счет применения различных упрощенных методик, подходов и приемов, которые иногда бывают даже более эффективными и точными, нежели сложные и многодельные методы. В данном параграфе демонстрируется одна из таких методик. Она предназначена для рейтинговой оценки организации при принятии решения о заключении договора сотрудничества с ней.

Пусть опубликована рейтинговая таблица по показателям для организаций. По каждому из этих показателей конкретной организации присвоено определенное место . Поскольку у каждой организации по каждому конкретному показателю места могут быть совершенно разными, то выбрать оптимальный вариант не представляется возможным.

В оценке деятельности организации мы будем исходить не из конкретных показателей, а из цифр их ранжирования (расстановки) по каждому из показателей таблицы. Считая конкретное место каждой организации (среди организаций) по тому или иному показателю объективным значением, будем определять ее расстановку по всей совокупности показателей исходя из среднего значения мест, по формуле:

 

                                  N

                                сумма M

                                 i=1   i

                          КМО = ——————————                   (2.1)

                                    N

 

     где:

    КМО - коэффициент места (объективный);

    М - место организации в ранжировании по i-тому показателю.

     i

     Если по какому-либо (i-тому) показателю для конкретной организации в

таблице стоит прочерк (нет данных), то принимаем, М = T что (последнее место).

                                                   i

Очевидно, что чем меньше полученный по формуле (2.1) усредненный коэффициент места, тем партнер предпочтительнее для сотрудничества.

Для руководителей и главных бухгалтеров предприятий, которые разбираются в особенностях и тонкостях бизнеса того или иного типа финансовых организаций и имеющих свое субъективное суждение о степени важности того или иного показателя, можно предложить другой вариант расчета по следующей формуле:

 

                           N

                         сумма M  х K

                          i=1   i    i                  (2.2)

                KMC =  —————————————————

                              N

                            сумма K

                             i=1   i

 

     где:

     KMC - коэффициент места (субъективный);

     K - коэффициент  важности  для  субъекта  того  или  иного   показателя,

      i

оцениваемый им в пределах значений 0 1,0.

Рассмотрим практический пример.

Пусть предприятию необходимо выбрать обслуживающий банк для открытия в нем расчетного счета. После просмотра рейтинговой таблицы, приведенной в средствах массовой информации для 100 крупнейших банков, оно наметило для анализа 8 следующих: Сбербанк России, Внешторгбанк, Газпромбанк, Альфа-банк, Башкредитбанк, НРБ, Гута-банк, АКБ "Ак барс". Каждому банку по каждому из 9-ти показателей (см. табл.2.1) присвоено соответствующее место. По формулам (2.1) и/или (2.2) определяются коэффициенты места данных банков, и предпочтение отдается тому, у которого этот коэффициент наименьший (см. табл.2.2).

 

Таблица. 2.1. Показатели коммерческого банка

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

| N |             Наименование показателя                   |Обозначение|

|———|———————————————————————————————————————————————————————|———————————|

| 1 |Активы баланса-нетто                                   |    М1     |

|———|———————————————————————————————————————————————————————|———————————|

| 2 |Капитал (собственные средства банка)                   |    М2     |

|———|———————————————————————————————————————————————————————|———————————|

| 3 |Прибыль                                                |    М3     |

|———|———————————————————————————————————————————————————————|———————————|

| 4 |Общая сумма выданных кредитов                          |    М4     |

|———|———————————————————————————————————————————————————————|———————————|

| 5 |Вложения в государственные ценные бумаги               |    М5     |

|———|———————————————————————————————————————————————————————|———————————|

| 6 |Среднемесячный  объем  привлеченных  средств и выданных|    М6     |

|   |долговых обязательств                                  |           |

|———|———————————————————————————————————————————————————————|———————————|

| 7 |Доходы                                                 |    М7     |

|———|———————————————————————————————————————————————————————|———————————|

| 8 |Количество филиалов и отделений банков                 |    М8     |

|———|———————————————————————————————————————————————————————|———————————|

| 9 |Число сотрудников банка, включая филиалы и отделения   |    М9     |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Примечание. Коэффициенты важности для субъекта выбраны произвольно.

 

Таблица 2.2. Результаты расчетов коэффициентов места банков

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

| N|      Название     |   Место банка в рейтинге средств   | КМО | КМС |

|  |       банка       |             информации             |     |     |

|  |                   |————————————————————————————————————|     |     |

|  |                   | М1| М2| М3| М4| М5 | М6| М7| М8| М9|     |     |

|——|———————————————————|———|———|———|———|————|———|———|———|———|—————|—————|

|1 |Сбербанк России    | 1 | 1 | 1 | 1 | 1  |100| 1 | 1 | 1 |12,0 | 1,0 |

|——|———————————————————|———|———|———|———|————|———|———|———|———|—————|—————|

|2 |Внешторгбанк       | 2 | 2 | 2 | 2 |  3 | 4 | 2 |38 |10 | 7,2 | 5,6 |

|——|———————————————————|———|———|———|———|————|———|———|———|———|—————|—————|

|3 |Газпромбанк        | 3 | 3 |18 | 3 | 45 | 1 | 7 |73 |33 |20,7 |18,5 |

|——|———————————————————|———|———|———|———|————|———|———|———|———|—————|—————|

|4 |Альфа-банк         | 4 | 6 | 4 | 4 |  5 | 2 | 3 |11 | 9 | 5,3 | 5,1 |

|——|———————————————————|———|———|———|———|————|———|———|———|———|—————|—————|

|5 |Башкредитбанк      |13 | 8 | 7 |11 | 26 | 7 | 9 |35 |24 |15,6 |14,5 |

|——|———————————————————|———|———|———|———|————|———|———|———|———|—————|—————|

|6 |НРБ                |14 |25 |35 | 8 | 48 |18 |14 |20 |22 |22,7 |25,2 |

|——|———————————————————|———|———|———|———|————|———|———|———|———|—————|—————|

|7 |Гута-банк          |23 |22 |20 |20 | 23 |11 |22 |26 |20 |20,8 |22,0 |

|——|———————————————————|———|———|———|———|————|———|———|———|———|—————|—————|

|8 |АКБ "Ак барс"      |27 |18 |10 |27 | 10 |41 |49 |100|100|42,4 |32,6 |

|——————————————————————|————————————————————————————————————|———————————|

|                      | Коэффициенты важности для субъекта |           |

|——————————————————————|————————————————————————————————————|———————————|

|                      |К1 |К2 |К3 |К4 | К5 |К6 |К7 |К8 |К9 |           |

|——————————————————————|———|———|———|———|————|———|———|———|———|———————————|

|                      |1,0|1,0|1,0|1,0|0,9 | 0 |1,0|0,6|0,2|           |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Как следует из табл.2.2, в первом варианте предпочтение может быть отдано Альфа-банку, а во втором - Сбербанку России.

 

2.5. Внутренняя среда предпринимательства

 

Устойчивая работа коммерческого предприятия во внешней среде должна быть подкреплена его четким функционированием в области внутренней среды, которую можно охарактеризовать как производственно-хозяйственную и управленческую деятельность.

Важнейшие составляющие этой среды:

управление предприятием (менеджмент);

материально-техническое обеспечение производства;

организация собственно производственного процесса и контроля качества производимой продукции, выполнимых работ и оказываемых услуг;

кадровая политика;

ценообразование;

изучение рыночного спроса и организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг;

организация бухгалтерского учета на предприятии.

Финансовый директор и (или) главный бухгалтер предприятия должны владеть в той или иной степени всеми вопросами, связанными с внутренней средой предприятия и оказывать на нее регулирующее и управляющее влияние. Некоторые задачи, например управление предприятием, организация сбыта, ценообразование и кадровая политика заслуживают отдельного рассмотрения. Другие проблемы органически вписываются в систему организации бухгалтерского учета и освещаются при ее описании.

 

2.6. Управление предприятием - менеджмент

 

Предприятие способно выполнять свои функции при условии, если оно грамотно управляется. Эта работа возлагается на специалистов по управлению - менеджеров.

Задачи менеджеров состоят в следующем:

подбор и наем кадров;

координация действий с внешними организациями;

поиск, сбор и анализ внешней информации;

организация производственного процесса и управление распределением ресурсов;

сбор, анализ и передача по управленческой сети внутренней информации;

управление персоналом.

Каждый конкретный менеджер в своей работе обязан руководствоваться следующими правилами:

направлять усилия на реализацию конечных целей и задач предприятия;

предусматривать рациональное использование структуры предприятия;

принимать решения в рамках использования имеющихся кадров, наличия основных и оборотных средств, а также информационных ресурсов;

проводить работы в рамках комплексной организации технологического процесса производства продукции (выполнения работ, оказания услуг);

осуществлять производственную деятельность одновременно с подбором, расстановкой и воспитанием кадров;

руководствоваться принципом принятия оптимальных решений.

Решение этих задач требует высокой профессиональной подготовки и значительного опыта работы. Поэтому назначение на данную должность - ответственное право учредителей и высших руководителей предприятия, в том числе главного бухгалтера.

Информация о работе Основы бухгалтерского учета