Автор: Виктория Абдулаева, 08 Ноября 2010 в 22:25, курсовая работа
Бухгалтерский учет: предмет, методы, принципы.
Введение………………………………………………………………….....3
Глава 1. Бухгалтерский учет. ………………………………………...…....5
1.1. Общая характеристика бухгалтерского учета.…….....5
1.2. Объекты бухгалтерского учета……………………………….7
1.3. Предмет и метод бухгалтерского учета………………….…...8
1.4. Методы бухгалтерского учета……………………………......10
Глава 2. Принципы бухгалтерского учета ………………………………..14
2.1. Принципы автономности и непрерывности деятельности…15
2.2. Принципы соизмеримости, периодичности…………………17
2.3. Принцип исторической себестоимости. Принципы начисления и соответствия…………………………………..18
2.4. Принцип осмотрительности и последовательности. Принцип полного освещения……………………………...…20
Заключение………………………………………………………………….22
Глоссарий …………………………………………………………………...24
Список использованной литературы ……………………………………..26
Приложение
Нематериальные активы – объекты долгосрочного вложения (более года), имеющие стоимостную оценку, но не являющиеся вещественными ценностями (право на пользование землей, водой и прочими природными ресурсами, патенты, изобретения, а также иные имущественные права, в том числе на промышленную и интеллектуальную собственность). Нематериальные активы, как и основные средства, переносят свою первоначальную стоимость на затрату производства в течении нормативного срока их службы путем начисления амортизации по установленным предприятием нормам;
Оборотные средства – сырье, материалы, комплектующие изделия, тара, топливо и другие используются в одном акте производства, и поэтому всю свою стоимость сразу передают на изготовленную из них продукцию. Это особенность требует со стороны предприятия постоянного возобновления, приобретения материальных ценностей. К группе оборотных средств относятся остатки незавершенного производства в цехах, стоимость готовой продукции, товаров и малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;
Денежные средства – сумма наличных денежных средств в кассе предприятия, свободные денежные средства, хранящиеся на расчетном, валютном и прочих счетах в банке, а также ценные бумаги (акции, облигации, сберегательные сертификаты, векселя) и прочие денежные средства предприятия;
Средства в расчетах (нам должны) – дебиторская задолженность за товары и услуги, продукцию, по выданным авансам, полученным векселям, суммы за подотчетными лицами и др.
Отвлеченные средства – возможны в
случае получения предприятием прибыли
как финансового результата работы. Это
начисленные налоги и прочие платежи от
прибыли в бюджет или прибыль, использованная
на образование фондов экономического
стимулирования и специального назначения.
Все виды хозяйственных средств предприятия
составят актив баланса. Зная примерный
состав хозяйственных средств предприятия
рассмотрим за счет каких источников они
могут быть образованы и получены.
1.4. Методы бухгалтерского учета.
Указанные задачи решаются при ведении бухгалтерского учета посредством использования различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета. Он включает отдельные элементы, из которых главными являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, баланс, отчетность, оценка и калькуляция. Использование каждого из данных элементов оговорено в соответствующих положениях, инструкциях, разработанных и утверждаемых в установленном законодательством порядке.
Кратко перечислим
Документация – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, предающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Первичные документы, в том числе на бумажных машиночитаемых носителях информации, обеспечивают бухгалтерскому учету сплошное непрерывное отражение хозяйственной деятельности предприятия. К учету принимается только правильно оформленный документ, а именно тот, в котором заполнены все реквизиты, предусмотренные стандартами1. Установлено, что такими реквизитами являются: наименование предприятия, наименование документа, его номер, дата, краткое содержание хозяйственной операции, ее количественное и денежное выражение, подписи лиц, отвечающих за данную хозяйственную операцию. Первоочередное к документам своевременность составления, полнота и достоверность информации, обеспечивающая возможность предварительного и текущего контроля за хозяйственной деятельностью предприятия и активного воздействия на результаты его работы.
Работники предприятия, на которых возложена обязанность составления документов, необходимых для бухгалтерского контроля и учета, несут ответственность за их некачественное оформление, задержки передачи в бухгалтерию, недостоверность содержащихся в них данных, а также за составление документов, отражающих незаконные операции.
Инвентаризация – как элемент метода бухгалтерского учета позволяет через проверку в натуре материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств выявить их фактическое состояние. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищение, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации контролируется сохранность материальных ценностей и денежных средств, проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности.
Счета и двойная запись – счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций. На каждый вид хозяйственных средств и их источников открывается отдельный счет. Различают два вида счетов: активные и пассивные. Свои название они получили от названия сторон баланса и отражают их содержание. Так активные счета предназначены для учета хозяйственных средств по их составу и размещению, пассивные – для учета источников хозяйственных средств по их целевому назначению. Строение счетов, независимо от их вида, одинаково – это таблица двусторонней формы, левая сторона которой есть дебет, а правая – кредит. Для большинства счетов характерно наличие остатков (сальдо) на начало месяца и на конец месяца и оборотов за месяц по дебету и кредиту. Необходимо помнить, что при одинаковом построении счетов назначение сторон (дебета и кредита2) в активных и пассивных счетах различно, что видно из приведенных ниже схем счетов.
Активные и пассивные счета3 (см. приложение 1,2) бухгалтерского учета по способу группировки и обобщения учетных данных делятся на синтетические и аналитические.
Синтетические счета предназначены для укрупненной, обобщающей группировки и учета состава и движения средств предприятия, их источников и хозяйственных процессов в едином денежном выражении. Учет, осуществляемый на этих счетах, называется синтетическим. Его данные используются при заполнении форм бухгалтерской отчетности, и прежде всего баланса, а значит, для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Однако для оперативного управления и руководства работы предприятия, контроля и планирования объема материально-технического снабжения, контроля за сохранностью всех видов собственности, учета затрат на производство, для организации расчетов с рабочими и служащими, с поставщиками, с бюджетом требуются детальные, частные сведения, характеризующие подробно все стороны деятельности предприятия. Счета, предназначенные для такого вида учета, называются аналитическими. Они открываются в развитии определенного синтетического счета в разрезе его видов, частей, статей, и где это требуется, с оценкой информации в натуральном, трудовом и денежном выражении.
Между синтетическим счетом и относящимися к нему аналитическими счетами существует определенная взаимосвязь: сальдо4 одного синтетического счета должно быть равно сумме сальдо всех аналитических счетов, к нему относящихся; суммы оборотов по дебету и кредиту одного синтетического счета должны быть равны суммам оборотов (соответственно) по дебету и кредиту всех аналитических счетов, к нему относящихся (см. приложение3 рис 1.). Понятно, что если синтетический счет активный, то и относящиеся к нему аналитические счета активные.
По способу регистрации хозяйственных операций в бухгалтерском учете различают записи в хронологическом и систематическом порядке.
Бухгалтерская отчетность как элемент
метода бухгалтерского учета является
завершающим этапом учетного процесса.
В ней отражаются имущественная и финансовое
положение предприятий, результаты хозяйственной
деятельности за отчетный период. Информация,
содержащаяся в бухгалтерских отчетах
и балансах, основывается на данных синтетического
и аналитического учетов.
Глава 2.
Принципы бухгалтерского
учета.
Правила регулирующие ту или иную сферу жизни общества, устанавливаются людьми или группами людей, а это значит, что на содержание таких правил влияет субъективный фактор. Однако это влияние не имеет решающего значения, ведь появление абсолютного большинства правил вызвано объективной необходимостью, а их содержание непосредственно связано с теми задачами, для решения которых эти правила предназначены. Правила дорожного движения предназначены для обеспечения безопасностей водителей и пешеходов, правила игры в футбол призваны сделать эту игру более привлекательной и понятной для зрителей. Значение одних и других правил для общества различно, цена их нарушения просто несоизмерима (в первом случае это может быть человеческая жизнь), но причина появления одинакова: они отвечают тем или иным потребностям общества и основаны на принципах, определенных этими потребностями.
Бухгалтерский учет с этой точки зрения не является исключением. Правила бухгалтерского учета, отвечая потребностям общества в получении финансовой информации, основываются на принципах, которые позволяют в большей или меньшей степени эту потребность удовлетворить.
Слово “принцип” произошло от латинского “principium”, что в переводе означает “основа, начало”.. Таким образом, принципы бухгалтерского учета – это основные, исходные положения теории бухгалтерского учета, на которых базируются применяемые в практической деятельности правила.
В историческом аспекте при развитии учета в различных странах имели некоторые особенности, под влиянием которых формировались и изменялись принципы бухгалтерского учета. К числу таких особенностей относятся:
Именно эти факторы наряду со многими другими, формируют среду, в которой функционирует учет. А поскольку и сегодня эта среда различна во многих странах, сохраняются и некоторые различия в определении принципов бухгалтерского учета. Вместе с тем. В процессе интернационализации экономики определились те принципы, которые можно назвать общепринятыми. К числу наиболее важных из них относятся:
Первые четыре принципа иногда
называют предположениями (
Согласно этому принципу предполагается, что каждое предприятие представляет собой самостоятельную хозяйственную единицу. Оно является независимым по отношению к другим предприятиям, так и к учредителю (собственнику) или учредителям (собственникам). Банковские счета предприятия и его учредителей, а так же их ответственность по обязательствам, должны быть разделены. Отношения между предприятиями и его учредителями (собственниками) в некоторых случаях регламентируются даже более жестоко, чем отношения между предприятием и другими и другими юридическими или физическими лицами. Учредители (собственники) рассматриваются как связанные с предприятием лица, которые могут оказывать значительное влияние на предприятие при принятии финансовых или хозяйственных решений. Поэтому одним из стандартов бухгалтерского учета предусмотрено раскрытие информации о связанных лицах. В нашей стране отношения предприятий со связанными лицами регламентируются на законодательном уровне. Вместе с тем, принцип автономности предприятия и его экономической обособленности от учредителей зачастую непонятен собственникам и руководителям. Именно поэтому иногда бухгалтерам приходится сталкиваться с попытками собственников воспользоваться средствами предприятия как своими собственными, не имея на то достаточных оснований и необходимого документального обеспечения. В других случаях, наоборот, собственник готов оплатить из собственного кармана любые расходы предприятия, не оформив это соответствующим образом. Бухгалтеру, знакомому с принципом автономности предприятия, легче будет объяснить собственники или руководителю, почему нельзя поступать таким образом, и как следует поступить, чтобы не нарушить правила бухгалтерского учета и налоговое законодательство.
ПБУ.1.5 требует от руководства предприятия осуществлять оценку его способности продолжать свою деятельность в необозримом будущем. Такой допуск является важным, поскольку в случае банкротства или ликвидации предприятия его финансовая отчетность составляется исходя из других принципов и требований относительно оценки статей, чем в условиях обычной деятельности.