Организация учёта в бюджетном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 21:03, отчет по практике

Описание работы

Бюджетное учреждение создается органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и других функций некоммерческого характера [1, п. 1, ст. 161]. Деятельность бюджетного учреждения финансируется федерального, субъекта Федерации или местного бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Работа содержит 1 файл

Бюджетное учреждение создается органами государственной власти РФ (Автосохраненный).docx

— 58.89 Кб (Скачать)
 

     Приоритет в сфере нормативного регулирования  принадлежит БК РФ, в котором закреплены права и обязанности бюджетных  учреждений в бюджетном процессе.

     Документы первого уровня регламентируют учет доходов, источников финансирования дефицита и расходы бюджета, операции, осуществляемые в процессе его исполнения.

     Нормы БК РФ являются основой принятой Инструкции по бюджетному учету и Указаний по применению бюджетной классификации, относящихся ко второму уровню регулирования. Документы данного уровня регламентируют правила и принципы формирования учетной политики, учета фактов деятельности бюджетных учреждений, активов, обязательств, доходов и расходов.

     Методический  уровень составляют специализированные документы отраслевого характера, которые утверждаются федеральными органами, министерствами и ведомствами. Как правило, они содержат указания, рекомендации, возможные варианты учета, связанные с отраслевыми особенностями (методические указания, письма, обзор  практики разрешения споров Высшим Арбитражным  Судом РФ и т.п.).

     Документы четвертого уровня включают приказы, распоряжения руководства учреждений, должностные  инструкции, положения об оплате труда  и др.

     План  счетов бюджетного учета состоит  из пяти разделов (табл. 2). 

     Таблица 2. – Структура Плана счетов бюджетного учета

№ раздела Название раздела Состав бухгалтерских  счетов
I Нефинансовые  активы Основные средства, непроизведенные активы, амортизация, нематериальные активы, материальные запасы, капитальные вложения.
II Финансовые  активы Денежные средства всех видов, денежные документы, финансовые вложения, а также все виды дебиторской  задолженности, включая бюджетную.
III Обязательства Кредиторская  задолженность учреждения всех видов: работникам по оплате труда, поставщикам, подрядчикам, бюджету по налогам  и др.
IV Финансовый  результат Объединяет  счета, предназначенные для отражения  положительной либо отрицательной  разницы между доходами и расходами  учреждения: результат деятельности за текущий год, предыдущих лет, доходы будущих периодов, результат по кассовому  исполнению бюджета и др.
V Санкционирование  расходов бюджетов Лимиты полученных и переданных бюджетных обязательств, а также бюджетные ассигнования. Главным образом учет на счетах этого  раздела ведут распорядители  бюджетных средств и органы казначейства.
- Забалансовые счета Счета для учета  обеспечений исполнения обязательств, государственных и муниципальных  гарантий, арендованных основных средств, невыясненных поступлений в бюджет, расчетных  
документов, ожидающих исполнения и др.
 

       План счетов позволяет иметь информацию о финансовых результатах тех или иных программ и подпрограмм. Учетная информация по объемам активов и обязательств в разрезе кодов бюджетной классификации является основой для построения  среднесрочного бюджета в условиях планирования.

     План  счетов с интегрированной в него бюджетной классификацией позволяет  учитывать, например, запасы конкретного  вида активов на начало учетного периода, а также изменения в них, вызванные  операциями в том или ином отчетном периоде (в ходе исполнения бюджета) и, таким образом, обеспечить данные о запасах соответствующих активов  на конец отчетного периода. Данная система учета предопределяет информационную базу для составления отчетов  об исполнении бюджета, об операциях  сектора государственного управления и др. Такой подход позволяет составлять отчетность как в соответствии с  действующим законодательством  РФ об исполнении бюджета, так и отчеты в соответствии с МСФО государственного (общественного) сектора.

     Структуры государственной власти, управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных  внебюджетных фондов, органы местного самоуправления вправе дополнить код  аналитического счета Плана счетов разрядами для получения дополнительной, более детальной, информации, необходимой  внутренним пользователям.

     Нужно заметить, что при отсутствии в  Инструкции по бюджетному учету типовой  корреспонденции счетов бюджетного учета по операциям обычной деятельности учреждений главные распорядители  могут формировать схемы необходимой  корреспонденции счетов, не противоречащие законодательству.

     Бюджетный учет представляет собой упорядоченную  систему сбора, регистрации, группировки  и обобщения информации в денежном выражении о состоянии и движении финансовых и нефинансовых активов  и обязательств органов государственной  власти, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных  учреждений.

     Конечным  звеном в технологической цепочке  бюджетного бухгалтерского учета является бухгалтерская отчетность.

     Бюджетный бухгалтерский учет получателей  средств основан на методе начисления. Все хозяйственные факты движения бюджетных средств отражаются в  том отчетном периоде, в котором  они имели место, независимо от даты (момента) оплаты.

     Основные  функции бюджетного бухгалтерского учета, так же, как и в бухгалтерском  учете коммерческих организаций, представлены контрольной, информационной и аналитической  функцией.

     Главные распорядители, распорядители и  получатели бюджетных средств по данным бюджетного бухгалтерского учета  формируют информацию, которая служит средством внутренней и внешней  связи между ними, обеспечивает согласованность  отдельных видов деятельности в  достижении цели, поставленной перед  ними государством. Учетная информационная система подчинена потребностям структуры бюджетной системы  РФ.

     Качество  учетной информации является сферой интересов ее потребителей. Многочисленные хозяйственные факты документируются, группируются, оцениваются по определенным признакам и обобщаются на счетах бюджетного бухгалтерского учета в  учетных регистрах и в определенном порядке включаются в бухгалтерскую  отчетность.

     Отчетная  информация, в свою очередь, помогает выявить определенные тенденции, например в социальной сфере, контролировать как целевую направленность расходования бюджетных средств, так и результативность их использования.

     Основными задачами бюджетного учета являются:

     – формирование полной и достоверной информации о состоянии и движении активов и обязательств учреждений, о финансовых результатах их деятельности, а также об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

     – обеспечение контроля за соответствием операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы, законодательству РФ, а также за состоянием и движением активов и выполнением обязательств учреждений;

     – обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетными данными о состоянии активов и обязательств учреждений.

     Предметом бюджетного бухгалтерского учета является поступление и использование  бюджетных средств в обычной  деятельности органов власти разного  уровня. Наличие и движение (изменение) объектов хозяйственной деятельности в основном предопределяет сущность предмета бухгалтерского учета. Все, что  попадает в сферу бюджетного учета, составляет его объекты.

     Объектами бюджетного бухгалтерского учета являются имущество (хозяйственные средства) и источники его формирования в стоимостном выражении, а также  их наличие и движение, обусловленные  хозяйственными процессами. К объектам бюджетного учета относятся активы и обязательства учреждения; хозяйственные  факты, приводящие к изменению активов  и обязательств учреждения в течение  финансового года; бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, принятые юридические обязательства; финансовые результаты деятельности учреждения.

     Метод бухгалтерского учета представляет собой совокупность способов и приемов, с помощью которых учитываются  объекты бюджетного бухгалтерского учета, обеспечиваются достоверные  учетные показатели, тем самым  достигаются приоритетные цели бухгалтерского учета в целом.

     Организация бюджетного бухгалтерского учета включает несколько направлений:

     – первичный учет и документооборот;

     – инвентаризация;

     – формы бухгалтерского учета;

     – формы организации учетно-вычислительных работ.

     В соответствии с Законом «О бухгалтерском  учете» ответственность за организацию  бухгалтерского учета в организациях и выполнение норм законодательства несут руководители учреждений.

     Функции по ведению бухгалтерского учета  в бюджетных учреждениях выполняет  самостоятельное структурное подразделение (бухгалтерия) либо централизованная бухгалтерия, возглавляемые главным бухгалтером.

     Главный бухгалтер подчиняется непосредственно  руководителю учреждения, несет ответственность  за ведение учета, а также своевременное  представление полной и достоверной  бухгалтерской отчетности.

     Структура бухгалтерии зависит от объема учетной  работы и предусматривает иерархию подчиненности и взаимосвязь  между бухгалтерами различных групп.

     В бухгалтериях, как правило, создаются  специализированные группы: финансовая, материальная, расчетов и т.д. На эти  группы может быть возложено оформление всей первичной документации по бюджетному бухгалтерскому учету операций данного  учреждения, контроль за сохранностью ценностей, находящихся в подотчете материально ответственных лиц, и выполнение других работ, предусмотренных распределением обязанностей.

     Форма бухгалтерского учета определяет связь  между учетными регистрами, а также  порядок действий с первичными данными.

     Проверенные и принятые к учету данные первичных  учетных документов систематизируются  по датам совершения операций (в  хронологическом порядке) и учитываются  накопительным способом в журналах операций: по счету «Касса»; с безналичными денежными средствами; расчетов с  подотчетными лицами; поставщиками и  подрядчиками; дебиторами по доходам; расчетов по оплате труда; операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов и прочим операциям.

     Бухгалтерские проводки составляются и записываются в журналы операций по мере их документального  оформления, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа.

     Журналы операций подписываются главным  бухгалтером и исполнителем.

     По  истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций переносятся  в регистр синтетического учета  «Главная книга» с учетом определенных особенностей (иначе образуется повторный  счет).

     В Главной книге учет ведется в  хронологическом порядке записи по счетам бюджетного учета (балансовым счетам соответствующих бюджетов) в  порядке возрастания.

     В Главную книгу записываются суммы  остатков на бухгалтерских счетах на начало бюджетного года и на начало отчетного периода по данным заключительного  баланса за истекший год. В справочной таблице приводятся суммы по журналам операций. Подсчитывается общий итог оборотов за период с начала года. При  этом сумма оборотов за период должны быть равны.

     Учтенные  в Главной книге сальдо на счетах являются основанием для составления  бухгалтерского баланса и другой бухгалтерской отчетности.

     Бюджетные учреждения ведут Главную книгу  по месяцам отчетного года, а органы, осуществляющие кассовое обслуживание и организующие исполнение бюджетов, – ежедневно. 
 
 
 
 
 

  Сметное планирование  и финансирование 

     Согласно  БК РФ финансирование бюджетных учреждений производится по утвержденным сметам. Смета представляет документированный  план поступления и расходования денежных средств на финансирование затрат обычной деятельности  учреждения. Отсюда порядок планирования и финансирования расходов бюджетных учреждений называется сметным. Показатели смет находят отражение  в бюджетном бухгалтерском учете, по ним бухгалтерия учреждения контролирует целевое и нормативное использование  бюджетных средств.

     Смета является частью финансовых планов и  по форме представляет собой особый вид плана, определяющего объем, целевое направление и поквартальное  распределение средств, отпускаемых  на содержание бюджетных учреждений и осуществление централизованных мероприятий в течение бюджетного года. Сметы бюджетных учреждений, не имеющих других доходов кроме  бюджетного финансирования, предусматривают  только расходы, тем самым выражая  односторонний характер их отношений  с бюджетом.

Информация о работе Организация учёта в бюджетном учреждении