Организация учета основных средств и его совершенствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 14:17, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – разработать направления совершенствования бухгалтерского и налогового учета основных средств на примере действующей системы учета в ОАО «Скопинский автоагрегатный завод».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить классификацию основных средств, особенности их аналитического и синтетического учета, нормативные документы, регламентирующие их учет;
2. Дать организационно-экономическую характеристику объекта исследования – ОАО «Скопинский автоагрегатный завод».
3. Изучить документальное оформление и учет поступления и вы-бытия основных средств, учет их ремонта и инвентаризации;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы учета движения основных средств 7
1.1. Классификация и оценка основных средств 7
1.2. Синтетический учет наличия основных средств 13
1.3. Способы начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете 15
1.4. Аналитический учет движения основных средств 18
1.5. Ремонт основных средств 22
1.6. Инвентаризация основных средств 26
Глава 2. Оценка состояния учета основных средств на ОАО «Скопинский автоагрегатный завод» 29
2.1. Краткая характеристика объекта исследования 29
2.2. Организация документооборота по учету основных средств в ОАО «СААЗ» 36
2.3. Переоценка основных средств ОАО «СААЗ» 42
2.4. Налоговый учет основных средств ОАО «СААЗ» 48
2.5. Недостатки в учете основных средств ОАО «СААЗ» 61
Глава 3. Совершенствование учета основных средств 63
3.1. Сравнительная характеристика бухгалтерской и налоговой отчетности основных средств 63
3.2. Необходимость учета переоценки для целей налогообложения 68
Заключение 72
Список нормативно-правовых актов и использованной литературы 77

Работа содержит 1 файл

Учет основных средств диплом.doc

— 341.50 Кб (Скачать)

 

Начиная с 01.01.03 г., по компьютеру в бухгалтерском учете установлен больший срок полезного использования, чем для целей налогообложения. В бухгалтерском учете с 01.01.03 амортизация будет

 

 

 

 

 

 

.

Начиная с 01.01.2005 г., ежемесячно организация производит погашение отложенного налогового обязательства следующей бухгалтерской записью:

Дебет 77 Кредит 68 – 100 руб. (1 200 руб. : 12 мес.).

Таблица 8

руб.

Расчет суммы  списания отложенного налогового обязательства

Показатели

Годы

 

Итого

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2009

Годовая сумма амортизации для целей бухгалтерского учета

                 

Годовая сумма амортизации для целей налогообложения

                 

Налогооблагаемые временные разницы

                 

Отложенное налоговое обязательство

                 

Списание отложенного налогового обязательства

                 

 

Для аналитического учета  отложенных налоговых обязательств с целью их своевременного погашения используется соответствующий

 

 

 

 

 

 

Величина списанного отложенного налогового обязательства  не увеличивает налогооблагаемую прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов.

Этот доход (величина списанного ОНО) участвует в формировании бухгалтерской прибыли, но не учитывается при расчете налогооблагаемой прибыли как в отчетном, так и в последующих периодах.

Таблица 9

Регистр учета  отложенных налоговых обязательств

Наименование ОНА

Дата записи в бухгалтерском  учете, руб.

Сумма ОНА в месяц, руб.

Сумма ОНА с начала отражения в бухгалтерском учете, руб.

Срок погашения ОНА, мес.

Период погашения ОНА

Сумма погашения в месяц, руб.

Сумма ОНА с начала отражения в бухгалтерском учете, руб.

Сумма непогашенного ОНА

ОНА по Pentium II

           

100

6000

5900

         

200

5800

         

..

..

Декабрь 2005 г.

166,67

6000

Декабрь 2008 г.

100

6000

-


 

В декабре 2005 г. компьютер списывается по причине невозможности дальнейшего использования. Это отражается следующими бухгалтерскими

 

 

 

 

 

 

величины отложенного налогового обязательства, начислен постоянный налоговый актив.

 

Таблица 10

Корреспонденция счетов по списанию ОНО

Содержание операции

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

Дт

Кт

Списана сумма амортизации (бухгалтерской)

 

02 «Амортизация основных средств»

01 «Основные средства»

Списана остаточная стоимость компьютера Pentium-II

     

Списано отложенное налоговое обязательство

     
   

68 «Расчеты по налогам и сборам»

99 «»Прибыли и убытки», субсч.  «Постоянный налоговый актив»

   

99 «»Прибыли и убытки»

91 «Прочие доходы и расходы»

Начислен условный доход по налогу на прибыль (25000-6000*24%)

 

68 «Расчеты по налогам и сборам»

99 «Прибыли и убытки», субсч.  «Условный доход по налогу  на прибыль»


 

Текущий налоговый убыток определяется по формуле:

-ТНУ = -УД - ПНА + ОНО,

где ТНУ – текущий налоговый убыток;

ПНА – постоянный налоговый актив;

ОНО – отложенное налоговое обязательство;

 

 

 

 

 

 

 

 

то, что первоначальная стоимость основного средства в бухучете может существенно отличаться от его же стоимости по данным налогового учета.

Это характерно и для  исследуемого объекта – ОАО «СААЗ», когда предприятие решило собственными силами построить производственный склад.

Согласно п 8 Положения  по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01) сказано, что в  первоначальную стоимость данного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в налоговом учете – это сумма, истраченная на приобретение, изготовление, сооружение объекта, а также средства, израсходованные на то, чтобы сделать его пригодным к эксплуатации.

И когда ОАО «СААЗ» самостоятельно изготавливает объект основных средств, то его расходы включают стоимость материалов и комплектующих, амортизацию основных средств, задействованных в данном производстве, зарплату рабочих, ИТР и управленцев, участвующих в изготовлении объекта,

 

 

 

 

 

 

 

 

таких расходов дан в статье 318 Налогового кодекса РФ. К ним относят: стоимость материалов и работ подрядчиков, зарплату персонала, участвующего в производстве, ЕСН, начисленный на эту зарплату, а также амортизацию по производственным основным средствам. Что же касается всех других затрат (арендных платежей, процентов по кредиту и т.д.), то на их сумму следует уменьшить налогооблагаемый доход того периода, в

 

 

 

 

 

 

 

продажу, а затем решило использовать в своей производственной деятельности. Такая позиция высказана в подпункте 3 пункта 5.3 Методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса РФ, которые утверждены приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. N БГ-

 

 

 

 

 

 

 

 

- 790 000 руб. – зарплата рабочих и их непосредственных руководителей, а также начисленный на их зарплату единый социальный налог;

- 8 000 руб. – взносы на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, начисленные на зарплату рабочих и управленцев;

- 2 000 руб. – сбор за регистрацию прав на недвижимое имущество.

Бухгалтер ОАО «СААЗ» сделал в учете такие записи:

Дебет 08 Кредит 10 – 1 860 000 руб. – списаны материалы,

 

 

 

 

 

 

 

 

Дебет 08 Кредит 70 (69) – 798 000 руб. (790 000 + 8 000) – начислена зарплата рабочих и менеджеров, а также ЕСН и взносы на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, начисленные на эту зарплату;

Дебет 08 Кредит 51 – 2 000 руб. – уплачен сбор за регистрацию прав на недвижимое имущество;

Дебет 01 Кредит 08 – 4 000 000 руб. (1 860 000 + 300 000 + 1 040 000 + 798 000 + 2 000) – принято к учету здание производственного склада.

 

 

 

 

 

 

 

 

на эту зарплату, – 790 000 руб. Таким образом, первоначальная стоимость здания склада в налоговом учете оказалась равна:

2 860 000 руб. + 300 000 руб. + 790 000 руб. = 3 950 000 руб.

Что же касается арендной платы, взносов на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний и сбора за регистрацию прав на недвижимое имущество, то их в налоговом учете списали на прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

 

 

 

 

 

000 руб. x 24% = 12 000 руб.

В бухгалтерском учете на сумму этого обязательства сделана такая проводка:

Дебет 68 субсчет "Расчеты  по налогу на прибыль" Кредит 77 – 12 000 руб. – отражено отложенное налоговое обязательство.

 

 

 

 

 

 

 

Существуют способы, которые  позволят сблизить бухгалтерскую и налоговую стоимость данного основного средства, чтобы избежать громоздкости учета, связанного с различным исчислением стоимости объектов в бухгалтерском и налоговом учете. Это будет рассмотрено в главе 3 (п.3.1).

2.5. Недостатки в учете основных средств ОАО «СААЗ»

Несмотря на то, что  в целом бухгалтерский учет основных средств ведется в соответствии с действующими правилами бухгалтерского учета, в учете отдельных операций встречаются некоторые недостатки.

В частности, имеют место недостатки, связанные с формированием

 

 

 

 

 

 

 

средств и т.п.), предусмотренные  п.8 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" и п.21, 25, 26 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (приказ Минфина России от 20.07.98 N 33н).

Такой учет приводит к завышению расходов и неправильному формированию финансового результата; занижению налогооблагаемой базы при расчете налога на имущество; неточному определению износа основных

 

 

 

 

 

 

 

 

Дебет 26 Кредит 60 – 10 000 руб. – отражена стоимость консультационных услуг;

Дебет 19 Кредит 60 – 2 000 руб. – отражена сумма НДС по консультационным услугам;

Дебет 01 Кредит 08 – 500 000 руб. – введены в эксплуатацию станки.

 

 

 

 

 

 

 

Дебет 08 Кредит 60 – 10 000 руб.;

Дебет 01 Кредит 08 – 510 000руб.

 

 

Глава 3. Совершенствование учета  
основных средств

3.1. Сравнительная характеристика бухгалтерской и налоговой отчетности основных средств

В проведенном исследовании дипломной работы (п.2.4) было показано, что бухгалтерский учет основных средств на ОАО «СААЗ» может отличаться от налогового. Это выражается в том, что, например, амортизация в бухгалтерском учете может сильно отличаться от амортизации в налоговом

 

 

 

 

 

 

отчетности – таково требование Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" (ПБУ 18/02). Из-за этого значительно возрастает объем учетной работы.

Существуют способы, позволяющие  сравнять «бухгалтерскую» и «налоговую» стоимость объекта основных средств. Очевидно, что есть только два способа сравнять первоначальную стоимость основного средства в бухгалтерском и налоговом учете: либо подогнать "налоговую" стоимость

 

 

 

 

 

бухгалтерской.

Для того, чтобы "налоговая" стоимость объекта стала такой же, как и в бухгалтерском учете, нужно просто включить в эту стоимость все косвенные расходы по материалам (работам, услугам), изготовленным (выполненным, оказанным) сотрудниками предприятия. Кроме того, в первоначальную стоимость объектов недвижимости нужно включить сумму, уплаченную за их государственную регистрацию. Правда, при этом будут нарушены

 

 

 

 

 

 

 

стоимостью объекта  невелико. В подобной ситуации есть вероятность того, что предприятию выгоднее заплатить чуть больше налогов, нежели, к примеру, оплачивать работу по ведению обособленного учета.

Понятно, что бухгалтер  не может самостоятельно принять  решение увеличить стоимость  основного средства вразрез с  требованиями Налогового

 

 

 

 

 

 

 

000 руб., то можно включить эту сумму в первоначальную стоимость здания цеха в налоговом учете и тем самым сравнять ее с "бухгалтерской" стоимостью.

В результате в бухгалтерском учете не будет образовано отложенного налогового обязательства.

Есть случаи, когда  бухгалтер вообще не может сделать "налоговую" стоимость основного  средства равной "бухгалтерской", т.к. Налоговый кодекс категорически запрещает уменьшать налогооблагаемую прибыль на

 

 

 

 

 

 

 

правонарушениях такой  штраф составляет от 20 до 30 МРОТ. А  взимают его, если налог был занижен не менее чем на 10 процентов.

2. "Бухгалтерскую" стоимость основного средства определять по правилам Налогового кодекса

Правила бухучета являются более гибкими, чем требования Налогового кодекса. И ничто не мешает уменьшить "бухгалтерскую" стоимость основного средства до "налоговой". Однако здесь основная проблема связана с налогом на имущество. Как известно, среди прочего им облагается остаточная стоимость основных средств. И данные об этой

 

 

 

 

 

 

 

не рискуя заплатить  высокие штрафы можно лишь в том  случае, когда разница между "бухгалтерской" и "налоговой" стоимостью небольшая. Дело в том, что среди требований, предъявляемых к бухучету и отчетности, немаловажное место отводится рациональности и существенности. Применительно к данной проблеме это означает следующее. Бухгалтер вправе отступить от тех правил бухучета, которые серьезно осложняют его работу, если это существенно не повлияет на бухгалтерскую отчетность и не введет

 

 

 

 

 

 

правонарушениях. Ведь установив  критерий существенности равным, например, 5 процентам, он не будет оштрафован даже в том случае, если стоимость основных средств, показанная в балансе, окажется на 14 процентов меньше их стоимости, рассчитанной по всем правилам бухгалтерско


Информация о работе Организация учета основных средств и его совершенствование