Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 14:17, дипломная работа
Цель дипломной работы – разработать направления совершенствования бухгалтерского и налогового учета основных средств на примере действующей системы учета в ОАО «Скопинский автоагрегатный завод».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить классификацию основных средств, особенности их аналитического и синтетического учета, нормативные документы, регламентирующие их учет;
2. Дать организационно-экономическую характеристику объекта исследования – ОАО «Скопинский автоагрегатный завод».
3. Изучить документальное оформление и учет поступления и вы-бытия основных средств, учет их ремонта и инвентаризации;
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы учета движения основных средств 7
1.1. Классификация и оценка основных средств 7
1.2. Синтетический учет наличия основных средств 13
1.3. Способы начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете 15
1.4. Аналитический учет движения основных средств 18
1.5. Ремонт основных средств 22
1.6. Инвентаризация основных средств 26
Глава 2. Оценка состояния учета основных средств на ОАО «Скопинский автоагрегатный завод» 29
2.1. Краткая характеристика объекта исследования 29
2.2. Организация документооборота по учету основных средств в ОАО «СААЗ» 36
2.3. Переоценка основных средств ОАО «СААЗ» 42
2.4. Налоговый учет основных средств ОАО «СААЗ» 48
2.5. Недостатки в учете основных средств ОАО «СААЗ» 61
Глава 3. Совершенствование учета основных средств 63
3.1. Сравнительная характеристика бухгалтерской и налоговой отчетности основных средств 63
3.2. Необходимость учета переоценки для целей налогообложения 68
Заключение 72
Список нормативно-правовых актов и использованной литературы 77
при способе списания
стоимости пропорционально
сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объема амортизируемого имущества определяется как произведение остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амортизации, определенной для данного объекта.
Следует также сказать о некоторых различиях, связанных с бухгалтерскими и налоговыми способами начислениями амортизации. 25 глава Налогового кодекса РФ предусматривает только два способа начисления амортизации – линейный и нелинейный.5 При этом срок полезного использования объектов основных средств в целях бухгалтерского и налогового учета, также может быть различным.
Для целей налогообложения эти объекты выделяются в отдельную амортизационную группу. Оцениваться они должны по остаточной стоимости, которая включается в состав расходов равномерно в течение срока, который не может быть менее 7 лет.
Различия в порядке начисления амортизационных отчислений по
объекта к учету. Поскольку сумма амортизации в бухгалтерском учете превышает амортизацию, начисленную в целях налогового учета, возникает вычитаемая временная разница и отложенный налоговый актив (ОНА).
Отложенное налоговое обязательство формируется по объектам основных средств, фактический срок использования которых по состоянию на 01.01.03 не превышает срок, установленный в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.01.02 N 1.
В бухгалтерском учете по этим объектам амортизация начисляется исходя из первоначальной или восстановительной стоимости и срока полезного использования, установленного при принятии объекта к учету. Для целей налогообложения по этим объектам основных средств по состоянию на 01.01.03 налогоплательщиком определяется новый срок полезного использования с учетом классификации основных средств, установленный Правительством РФ, и новая норма амортизации6.
Инвентарные карточки – учетные регистры типовой формы, предназначенные для объектного учета основных средств. Они заполняются на каждый объект во время его поступления.
В инвентарных карточках указывают инвентарный номер объекта и основные данные о нем (первоначальная или восстановительная стоимость, норма амортизационных отчислений, величина износа на момент оприходования и др.).
В организациях, имеющих небольшое количество основных средств, пообъектный учет организован в инвентарной книге учета (форма № ОС-11).
перемещения основных средств из одного структурного подразделения в другое, для оформления передачи основных средств со склада в эксплуатацию, а также для исключения из состава основных средств при передаче или продаже другой организации.
Для оформления основных средств, поступивших на склад, если у них не выявлены какие-либо дефекты в порядке наружного осмотра, служит Акт о приемке (поступлении) оборудования (форма № ОС-14).
Если происходит выявление дефектов у основных средств, то оформляется Акт о выявлении дефектов (форма № ОС-16).
При ликвидации объекта составляется Акт на списание основных средств (форма № ОС-4). На основании данного акта, утвержденного руководителем организации, бухгалтерия отмечает в инвентарной карточке дату выбытия объекта и номер акта.
Акт является основанием для сдачи на склад оставшихся в результате ликвидации запасных частей, материалов, металлолома и т.п. по рыночным ценам.
Также регистрами аналитического учета являются:
единицы налогового учета:
3. Регистры учета хозяйственных операций:
4. Регистры формирования отчетных данных:
На практике бухгалтеры используют далеко не все вышеуказанные регистры и не в той форме, которая предложена МНС РФ. Разработанные регистры могут быть расширены, дополнены, разделены или иным способом преобразованы организациями7.
Все основные средства в процессе своей эксплуатации изнашиваются и требуют ремонта.
Восстановление основных средств происходит посредством их ремонта. Это самый распространенный, наиболее частый и доступный по объему расходуемый ресурсов способ их восстановления. При
года. Основная его цель – поддержание объекта в рабочем состоянии.
При среднем ремонте производится частичная разборка ремонтируемого агрегата и восстановление или замена части деталей. Как и капитальный ремонт, он осуществляется с периодичностью более одного года.
Капитальным ремонтом оборудования и транспортных средств считается такой вид ремонта, при котором производится полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулировка и испытание агрегата.
Иначе капитальный ремонт зданий и сооружений – это ремонт, при котором производится смена изношенных конструкций или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов.
Основанием для ремонта основных средств служат годовые планы (с квартальной и месячной разбивкой), составляемые в денежном выражении и натуральных показателях (отдельных видов, объектов) в соответствии с системой планово-предупредительного ремонта, которая утверждается руководителем организации.
Стоимость работ по поддержанию основных производственных средств в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр, на проведение текущего, среднего и капитального ремонта) включаются в состав затрат на производство и расходов на продажу. Ремонт производится за счет себестоимости продукции, работ, услуг.
В нормативных документах по бухгалтерскому учету и отчетности предлагается на выбор один из нескольких методов отнесения затрат по капитальному ремонту на себестоимость продукции, работ, услуг.
Первый метод предполагает
создание на организации ремонтно-
Дебет 23 Кредит 10, 70 и др.
В дальнейшем их списывают на затраты производства или расходы на продажу:
Дебет 20,44 Кредит 23.
Можно также сразу расходы на ремонт отнести на себестоимость продукции или на расходы на продажу:
Дебет 20,44 Кредит 10,70 и др.
Этот метод применяется при небольших объемах ремонта и равномерных расходах в течение отчетного периода. Второй метод предполагает образование ремонтного фонда (резерва). Он создается ежемесячно с отнесением средств на счет 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Ремонтный фонд». Образование резерва отражается проводкой:
Дебет 20, 44 и др. Кредит 96
Затем фактически затраты на ремонт основных средств списываются за счет созданного резерва, т.е. составляются проводки:
Дебет 20,44 Кредит 97.
При капитальном ремонте, осуществляемым подрядным способом, все затраты по ремонту основных средств отражаются в бухгалтерском учете подрядчика. Работы осуществляются на основании договора подряда. По окончании ремонта объект принимается на основании акта приемки-сдачи отремонтированных объектов. Акт подписывается работником структурного подразделения организации, уполномоченного на приемку основных средств, и представителем организации, производившего работы и сдается в бухгалтерию организации. Затем акт подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. В технический паспорт соответствующего объекта основных средств вносятся необходимые изменения в характеристику объекта, связанные с выполнением видов работ.
С целью сопоставления фактического наличия имущества и финансовых обязательств с данными бухгалтерского учета проводят инвентаризацию основных средств8.
При проведении инвентаризации фактическое наличие основных средств определяется путем прямого подсчета объектов бухгалтерского учета и сравнение их с данными бухгалтерских документов. В ходе инвентаризации устанавливают соответствие между учетными данными и фактическим наличием основных средств, определяют их комплектность, техническое состояние, степень использования по назначению.
Для проведения этой работы по распоряжению руководителя предприятия создается инвентаризационная комиссия в составе четырех человек. В нее входит председатель комиссии и специалисты (работник бухгалтерии, механик, товаровед). Запрещается назначать в комиссию в качестве председателя инвентаризационной комиссии у одних и тех же
и фиксируют в инвентарных описях их фактическое наличие. В инвентарных описях указывают полное наименование объекта, его инвентарный номер и основные эксплуатационные показатели. Инвентарные описи представляют в бухгалтерию для внесения изменений или уточнений в инвентарные карточки, сводные ведомости. В итоге составляют сличительную ведомость результатов инвентаризации. В ней указывают наименование объектов по местам эксплуатации, перечень выявленных и неучтенных объектов и их стоимость.
Полная инвентаризация основных фондов проводится раз в три года.
Информация о работе Организация учета основных средств и его совершенствование