Организация учета на предприятиях малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в том, что бухгалтерский учет на малых предприятиях заслуживает особого внимания, т.к. он имеет некоторые особенности. В настоящее время для малого предприятия наиболее остро стоит вопрос об организации двух видов учета - бухгалтерского учета и налогового учета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы учета на предприятиях малого бизнеса. 5
1.1Критерии отнесения предприятия к категории малого. 5
1.2. Отчетность малых предприятий. 6
2. Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях. 11
2.1. Формы бухгалтерского учета. 11
2.2. План счетов. 15
2.3 Книга учета доходов и расходов как регистр учета. 17
3. Налогообложение малых предприятий. 21
3.1 Упрощенная система налогообложения. 21
3.2. Единый налог на вмененный доход. 24
3.3. Прочие налоговые режимы. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36
Таблица 1. 37

Работа содержит 1 файл

Организация учета на предприятиях малого бизнеса.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«кафедра  Бухгалтерского учета, анализа и  аудита. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

К У Р  С О В А Я   Р А Б  О Т А 

         по  дисциплине: Бухгалтерский финансовый учет. 

         на  тему: Организация учета на предприятиях малого бизнеса 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                    Выполнил:

                    Студентка   2   курса 

                    Проверил:

                    старший преподаватель 

                    кафедры БАА 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы исследования заключается в  том, что  бухгалтерский учет на малых  предприятиях заслуживает особого внимания, т.к. он имеет некоторые особенности. В настоящее время для малого предприятия наиболее остро стоит вопрос об организации двух видов учета - бухгалтерского учета и налогового учета.

Нормативная база бухгалтерского учета не содержит в настоящее время достаточного методического обеспечения вопросов организации учета для малых предприятий. ПБУ и Методические рекомендации, в основном, являются сводом правил для крупных предприятий и мало содержат рекомендаций для гибких экономических субъектов, к которым относятся малые предприятия. Этим можно объяснить отрицательную динамику создания и развития малых предприятий, их короткий жизненный цикл, трудную адаптацию к законодательным основам рыночной экономики в России.

Успех функционирования малых предприятий во многом зависит от эффективного менеджмента и его информационного обеспечения, которое в свою очередь базируется на учетно-аналитической информации. Учет, кроме того, является еще и функцией управления. Поэтому важно, чтобы организация бухгалтерского учета отражала объективно всю необходимую для принятия управленческих решений информацию. Задача усложняется еще и тем, что в соответствии с Налоговым кодексом РФ все юридические лица, плательщики налога на прибыль, обязаны вести налоговый учет. Сочетание элементов бухгалтерского и налогового учета, возможность его сближения для облегчения учетных процедур и формирования показателей бухгалтерской, налоговой, а при необходимости и финансовой отчетности должно найти новое решение применительно к малым предприятиям.

Цель  данной работы – исследовать организацию  бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса.

   Достижение  указанной цели потребовало постановки и решение рассмотреть  критерии отнесения хозяйствующих субъектов  к малым предприятиям;

  • типовые рекомендации по использованию плана счетов;
  • дать характеристику формам бухгалтерского учета;
  • рассмотреть виды налогового учета рекомендуемые для субъектов малого бизнеса.

  Работа  состоит из трех частей. В первой части приведены теоретические основы учета на малых предприятиях, такие как критерии отнесения предприятий к категории малых и их отчетность. Во второй части раскрыты особенности бухгалтерского учета. К ним относятся формы учета, план счетов и книга учета доходов и расходов. В третьей части – налоговые режимы, рекомендуемые для субъектов малого бизнеса. При написании работы использована нормативная литература, учебная и периодическая печать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теоретические основы учета на  предприятиях малого бизнеса.

  1.1Критерии отнесения предприятия к категории малого. 

Согласно  ст. 3 Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства относятся  коммерческие организации, удовлетворяющие следующим критериям:

  • В уставном капитале доля участия Российской Федерации, субъектов федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных фондов не превышает 25%.
  • Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, ив являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.

Численность работников за отчетный период не превышает  следующих предельных уровней:

  • в промышленности - 100 человек;
  • в строительстве - 100 человек;
  • на транспорте - 100 человек;
  • в сельском хозяйстве - 60 человек;
  • в научно-технической сфере - 60 человек;
  • в оптовой торговле - 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Для признания  организации субъектом малого предпринимательства  не установлен стоимостной барьер (объем  продаж, прибыли, имущества и т. д.).

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Численность работников малого предпринимательства определяется с учетом всех работников, в том числе:

1. Работников, работающих по договорам гражданско-правового  характера. 

2. По  совместительству с учетом реально  отработанного времени

3. Работников  представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

В случае превышения малыми предприятиями уставной численности, предприятие лишается льгот, предусматриваемых действующим  законодательством на период, в течении  которого допущено превышение и на последние 3 месяца.  

  1.2. Отчетность малых предприятий. 

Бухгалтерская отчетность организации представляет собой комплексную систему данных о финансовом и имущественном  положении организации и об итогах хозяйственной деятельности на протяжении отчетного периода.

Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства  может составляться как по стандартной, так и по упрощенной схеме, выбор  которой зависит непосредственно  от руководства компании. Если первоначально  выбирается полная отчетность малого предприятия, то на законных основаниях фирма имеет право перейти к упрощенной схеме и обратно.

При применении общей системы налогообложения  бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с Законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ, Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н), Приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее - Приказ № 67н).

Согласно  пункту 2 статьи 13 Закона № 129-ФЗ бухгалтерская отчетность организаций, имеющих статус субъектов малого предпринимательства, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), включает:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;
  • аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если в соответствии с федеральными законами она подлежит обязательному аудиту.

Годовая бухгалтерская отчетность представляется в адреса и сроки в соответствии с Законом №129-ФЗ.

Согласно  пункту 2 статьи 15 Закона № 129-ФЗ организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных  подразделений, не осуществляющих предпринимательской  деятельности и не имеющих кроме  выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

День  представления малым предприятием бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления  или дате фактической передачи по принадлежности.

Если  при составлении малым предприятием типовых форм бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении данного предприятия, а также финансовых результатах его деятельности, то в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели.

При составлении бухгалтерской отчетности следует руководствоваться Инструкцией о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности и другими указаниями, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации.

Что касается представления бухгалтерской отчетности малыми предприятиями, применяющими специальные налоговые режимы, необходимо отметить следующее.

Организации, применяющие УСН, не должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые  органы. Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ. В нем указано, что отчетность не сдают те организации, которые освобождены от обязанности вести бухучет в соответствии с Законом № 129-ФЗ (см. также Письмо УФНС России по г. Москве от 12.12.2007 № 18-11/118639@).

Исключением из этого правила являются организации, которые совмещают УСН и ЕНВД.

Как указывают  контролирующие органы, если организация  применяет два специальных налоговых  режима, один из которых не освобожден от ведения бухучета, то она должна представлять в налоговый орган  бухгалтерскую отчетность в целом по организации (см. Письма Минфина России от 20.05.2008 № 03-11-04/3/251, от 19.03.2007 № 03-11-04/3/70, от 31.10.2006 № 03-11-04/2/230, УФНС России по г. Москве от 06.06.2007 № 18-11/3/052731@).

Субъекты  малого предпринимательства, которые  применяют специальный налоговый режим в виде ЕНВД, составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке, предусмотренном законодательством для субъектов малого предпринимательства. То есть состав и формы отчетности плательщиков ЕНВД аналогичны отчетности, представляемой при общем режиме налогообложения.

Согласно  пункту 1 статьи 15 Закона № 129-ФЗ все  организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую  отчетность в соответствии с учредительными документами органам государственной статистики по месту их регистрации.

Отчетность  малых предприятий  по УСН. Налогоплательщики представляют в налоговые органы налоговые декларации по истечении налогового (отчетного) периода.

Статьей 346.23 НК РФ установлены сроки и  место подачи деклараций.

Налоговые декларации по итогам отчетного периода  представляются не позднее 25 календарных  дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода  представляются налогоплательщиками-организациями  не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями – по не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

То есть срок подачи декларации по итогам года для предпринимателей, по сравнению с организациями, продлен на месяц.

На протяжении налогового периода все налогоплательщики  исчисляют сумму авансовых платежей по единому налогу за первый квартал, за полугодие, за девять месяцев, исходя из ставки налога и выбранной налоговой базы. Расчет производится нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм квартальных авансовых платежей по налогу. По результатам произведенных расчетов налогоплательщики производят уплату авансовых платежей в срок не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (25 апреля, 25 июля, 25 октября). Здесь и организации и индивидуальные предприниматели находятся в равных условиях. Уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

Информация о работе Организация учета на предприятиях малого бизнеса