Организация учета и контроля материально-производственных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотреть методологические основы организации учета и контроля материально-производственных запасов на примере организации- МУП «ПЖРЭТ № 4» и разработать автоматизацию процесса учета МПЗ в данной организации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Материально-производственные запасы (МПЗ), их классификация и

оценка в учете…………………………………………………………...5

1.1.Материально-производственные запасы и задачи их учета..........5

1.2.Классификация материально-производственных запасов……….6

1.3.Оценка материально-производственных запасов...........................9

2. Учет и контроль материально-производственных запасов на примере

МУП «ПЖРЭТ № 4».............................................................................. ..15

2.1.Документальное оформление учета

материально-производственных запасов………………………....15

2.2.Учет материально-производственных запасов на складе и

в бухгалтерии......................................................................................18

2.3.Организация синтетического учета

материально-производственных запасов…………………………20

2.4.Инвентаризация и переоценка материально - производственных

запасов …………………………………………………………….. ..22

3.Совершенствование учета материально-производственных запасов

с использование программных продуктов ……………………….. . .. . .26

Заключение………………………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Курсовая переделка2003.doc

— 272.00 Кб (Скачать)

    Все первичные документы на расход и  отпуск материалов группируются бухгалтерией в разрезе синтетических счетов, субсчетов, мест использования и направления затрат. В течение отчетного месяца их движение учитывается по учетным ценам, а по окончании месяца после расчета процентов и сумм транспортно-заготовительных расходов или отклонений - по фактической себестоимости. Таким образом, данные, образующие фактическую себестоимость поступивших материалов, в бухгалтерском учете отражаются в разных журналах-ордерах и ведомостях в зависимости от выбранной формы учета и суммируются в Главной книге. Аналогично фактическую себестоимость израсходованных и отпущенных на сторону материалов записывают также в журналах-ордерах, ведомостях и в Главной книге. 

      2.4 Инвентаризация и переоценка материально-производственных запасов 

         Положение о бухгалтерском учете и отчетности обязывает организации проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей не менее одного раза в год по состоянию на 1 октября отчетного года (но не ранее) с целью объективного отражения состояния этих средств в годовом отчете:

  • при смене материально-ответственных лиц;
  • при стихийных бедствиях;
  • в случае расхождений между данными бухгалтерского и складского учета.

         Основная цель инвентаризации - выявление фактического наличия товарно-материальных ценностей в натуральном и стоимостном выражении. В процессе инвентаризации проверяются:

  • сохранность товарно-материальных ценностей;
  • правильность их хранения,отпуска;
  • состояние весового и измерительного инструмента;
  • порядок ведения учета движения товарно-материальных ценностей.

          По объему проверки инвентаризации делятся на сплошные и выборочные, а по времени - на плановые и внезапные. Организует и руководит проведением инвентаризации главный бухгалтер.

          Бухгалтер к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей по складам. Складские операции в этот период не проводятся, заведующий складом в данной описи дает расписку о том, что все документы склада записаны в карточку складского учета материалов и сданы в бухгалтерию организации.

        Инвентаризация производственных запасов производиться специальной комиссией, состоящая из компетентных лиц, назначаемая приказом руководителя организации в присутствии материально ответственного лица. Все наличные производственные запасы записываются в типовую инвентаризационную опись. Ведомости составляются отдельно по каждому месту хранения и отдельно по каждому материально ответственному лицу. Инвентаризационные описи передаются в бухгалтерию, где фактически выявленные остатки сверяются с данными учёта. На выявленные в процессе инвентаризации расхождения составляются сличительные ведомости. На их основе инвентаризационная комиссия выносит решение о регулировании расхождений. Порядок отражения в учёте операций, связанных с проведением инвентаризации производственных запасов (таблица 2.2).

         Важнейшее значение для отражения в отчёте результатов инвентаризации имеет выбранный предприятием или допускаемый нормативным регулированием бухгалтерского учёта способ погашения выявленных недостач и потерь товарно-материальных ценностей.  В свою очередь, выбранный способ погашения недостач зависит от экономической природы их возникновения, в зависимости от которой все недостачи и потери подразделяются на две группы: нормируемые не нормируемые потери.  

Таблица 2.2- Учет операций, связанных с проведением инвентаризации материалов

п/п

Документ и  краткое содержание операции Дебет Кредит Сумма,

руб.

1 Сличительная  ведомость

На складе при  проведении инвентаризации выявлены в  оценке по фактической себестоимости:

- недостача материалов

- излишки материалов

НДС, падающий на недостачу материалов, полностью  списан в уменьшение задолженности  бюджету

 
 
 
94

10

 
 
 
10

98/2

 
 
 
1000

250

2 Акт инвентаризационной комиссии

Списывается по назначению недостача материалов в  оценке по фактической себестоимости:

- по нормам  естественной убыли

-по вине кладовщика

 
 
 
26

73/2

 
 
 
 
94
 
 
 
350

650

3 Расчет  бухгалтерии

Восстановлен  НДС по недостающим по вине кладовщика материалам

 
73/2
 
68НДС
 
130
4 Решение народного суда

Удержание недостачи  материалов с кладовщика произвести по рыночным ценам из расчета 900 руб.

 
73-3
 
98-4
 
250
5 Расчетно-платежная  ведомость

Удержана недостача  материалов

 
70
 
73-3
 
1030
6 Справка бухгалтерии

Списывается по назначению разница между балансовой и рыночной стоимостью материалов по недостаче

 
98-4
 
91
 
250
 
 

      К нормируемым потерям относятся  те, которые возникают вследствие применения к оценке объекта учёта норм естественной убыли. При этом нормы естественной убыли применяются к тем товарам, физико-химические свойства которых обусловливают их способность к уменьшению объёма или веса (усушка, утруска, утечка и т.п.).

          Ненормируемые потери связаны с организационно-управленческими  аспектами деятельности организации и являются в основном результатом порчи товаров, их недостач и хищений. Естественно, что экономическая природа нормируемых и ненормируемых потерь принципиально различная, что находит своё выражение и в различных способах погашения потерь и недостач.

          Суммы недостач и порчи ценностей, выявленные при их заготовлении, в пределах предусмотренных в договорах поставки  величинах относятся на соответствующие счета учёта материальных ценностей. В случае если суммы недостач и порчи ценностей, выявленные при их хранении или продаже, соответствуют действующим нормам естественной убыли, то они включаются в расходы на производство и продажу. Суммы недостач и порчи ценностей сверх величин, предусмотренных договорами поставки , подлежат списанию на виновных лиц. В случае отсутствия конкретных виновников выявленных недостач и потерь, как при заготовлении ценностей, так и в процессе хранения, а также  вследствие отказа судом в их взыскании из-за необоснованности исков, сумма ущербов сразу и непосредственно списывается в уменьшение финансовых результатов.

          В свою очередь, выявленные излишки материалов приходуются в оценке по рыночным ценам.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3 Совершенствование учета материально-производственных запасов МУП  «ПЖРЭТ № 4» с использованием программных продуктов 

          Для данного предприятия остро становится проблема автоматизации учета материально-производственных запасов. В век компьютеризации трудно представить бухгалтерию, не имеющую хотя бы одного компьютера, но на данном предприятии, хотя и используют компьютер в решении бухгалтерских задач, делают это не на 100%. Ключ к успеху решения этой проблемы — правильная и грамотная автоматизация рабочего места бухгалтера.

           Автоматизированное рабочее место (АРМ) бухгалтера - это рабочее место, оборудованное вычислительной техникой, обеспечивающее автоматизацию большей части операций учетного процесса при выполнении им профессиональных функций.

          Высококвалифицированный бухгалтер должен обладать не только знаниями бухгалтерского учета, анализа и аудита, но и владеть современными методами обработки данных на компьютере, иметь представление об основах построения и функционирования автоматизированных информационных систем бухгалтерского учета, анализа и аудита. Чтобы эффективно использовать информационные технологии в практической деятельности, ему необходимо ориентироваться в обширном рынке программных продуктов, предназначенных для решения задач бухгалтерского учета, анализа и аудита, владеть, технологией решения своих профессиональных задач в компьютерной среде.

          При переходе бухгалтерии на автоматизированную форму учета и организацию АРМ бухгалтера необходимо решить" важнейшие задачи по выбору технического и программного обеспечения, от которых в дальнейшем будет зависеть работоспособность не только бухгалтерии, но и предприятия в целом.

Ответом на эти вопросы может служить  программа «1С:Бухгалтерия».

           Для данного предприятия рекомендую программу под названием «1С: Бухгалтерия» «1С:Торговля и склад».

       "1С: Торговля и склад" предназначена для учета любых видов торговых операций. Благодаря гибкости и настраиваемости, система способна выполнять все функции учета - от ведения справочников и ввода первичных документов до получения различных ведомостей и аналитических отчетов.

         "1С: Торговля и склад" автоматизирует работу на всех этапах деятельности предприятия и позволяет:

  • вести раздельный управленческий и финансовый учет
  • вести учет от имени нескольких юридических лиц
  • вести партионный учет товарного запаса с возможностью выбора метода списания себестоимости (FIFO, LIFO, по средней)
  • вести раздельный учет собственных товаров и товаров, взятых на реализацию
  • оформлять закупку и продажу товаров
  • производить автоматическое начальное заполнение документов на основе ранее введенных данных
  • вести учет взаиморасчетов с покупателями и поставщиками, детализировать взаиморасчеты по отдельным договорам
  • формировать необходимые первичные документы (товарные расходные накладные, счета –фактуры, приходные и расходные кассовые ордера и т.д.)
  • автоматически строить книгу продаж и книгу покупок, вести количественный учет в разрезе номеров ГТД
  • выполнять резервирование товаров и контроль оплаты
  • вести учет денежных средств на расчетных счетах и в кассе
  • вести учет товарных кредитов и контроль их погашения
  • вести учет переданных на реализацию товаров, их возврат и оплату

    В "1С: Торговля и склад" возможно:

  • задать для каждого товара необходимое количество цен разного типа, хранить цены поставщиков, автоматически контролировать и оперативно изменять уровень цен
  • работать с взаимосвязанными документами
  • выполнять автоматический расчет цен списания товаров
  • быстро вносить изменения с помощью групповых обработок справочников и документов
  • вести учет товаров в различных единицах измерения,
  • а денежных средств - в различных валютах
  • получать самую разнообразную отчетную и аналитическую информацию о движении товаров и денег
  • автоматически формировать бухгалтерские проводки для 1С: Бухгалтерии.

      "1С: Торговля  и склад" содержит средства обеспечения сохранности и непротиворечивости информации:

  • возможность запрещения пользователям "прямого" удаления информации
  • специальный режим удаления данных с контролем перекрестных ссылок
  • возможность запрещения пользователям редактировать данные за прошлые отчетные периоды
  • установка запрета на редактирование печатных форм документов

"запирание"  системы пользователем при временном  прекращении работы. 

    
 
 

        
 

         Заключение 

         В процессе выполнения дипломной работы мы рассмотрели организацию учета, движения товарно-материальных ценностей на предприятии.

      В работе была описана методика ведения  бухгалтерского учета материальных запасов в соответствии с утвержденными  положениями и нормативными актами.

          В заключении обобщим полученные нами результаты. Таким образом, при рассмотрении материальных ценностей как объекта учета и контроля, т.е. исследуя их мы пришли к следующим выводам:

  1. Огромную роль в решении этой задачи играет четко организованный учет. Он должен оперативно обеспечивать руководителей и других заинтересованных лиц необходимой информацией для эффективного управления производственными запасами в целях оптимальных условий для изготовления высококачественной продукции и изыскания резервов снижения ее себестоимости в части рационального использования материалов.
  2. Необходимое условие деятельности предприятий - хорошо отлаженные хозяйственные связи, т.к. они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства, своевременность отгрузки и реализации.
  3. Четкая классификация материально-производственных запасов по определенным признакам и выбор единицы учета необходимы для своевременной  и правильной организации синтетического и аналитического учета.
  4. Важной предпосылкой организации учета материалов является их оценка. Она имеет значение и для более эффективной организации обработки данных учета. На рассматриваемом предприятии  учет ведется по фактической себестоимости.
  5. Учет материальных ценностей  на предприятии отвечает как условиям производственного потребления материалов, так и требованиям организации складского хозяйства, и обеспечивает выполнение одной из основных задач учета - контроль за сохранностью материальных ценностей во время их приемки и хранения.

Информация о работе Организация учета и контроля материально-производственных запасов