Организация бух.учета на малом предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях становления рыночной экономики и совершенствования управления, выработки новой стратегии развития предприятий, усиливается роль и значение бухгалтерского учета. Основным становится не обеспечение контроля со стороны государства, а сбор полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятий, как для внутренних нужд его собственников, так и для внешних пользователей (инвесторов, поставщиков, налоговых, финансовых и банковских органов).

Содержание

Введение 6
Расчетная часть 9

Организация бухгалтерского учета на малом

предприятии 9
Книга учёта фактов хозяйственной деятельности 23

Отчетность малого предприятия 28


Литература 33

Приложение 34

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

     Возможен  к использованию на малых предприятиях (индивидуальное предпринимательство) и третий вариант. При нем не используется какой-либо план счетов бухгалтерского учета и не применяется элемент "двойная запись". Бухгалтерский  учет сводится к ведению книги учета доходов и расходов, которая разработана налоговой службой РФ.

     Полная  журнально-ордерная форма предполагает ведение бухгалтерского учета в  накопительных и группировочных ведомостях и журналах-ордерах, данные которых затем переносятся в Главную книгу.

     При упрощенной форме в соответствии с Указаниями по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (Минфин РФ от 22.12.95 г. № 131) используются следующие ведомости:

     № В-1 "Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных  отчислений (износа)",

     № В-2 "Ведомость учета производственных запасов и товаров, также НДС, уплаченного по ценностям",

     № В-3 "Ведомость учета затрат на производство",

     № В-4 "Ведомость учета денежных средств и фондов",

     № В-5 "Ведомость учета расчетов и прочих операций",

     № В-6 "Ведомость учета реализации",

     № В-7 "Ведомость учета расчетов с поставщиками",

     № В-8 "Ведомость учета оплаты труда",

     № В-9 "Ведомость (шахматная)".

     Все ведомости, кроме ф. № В-9, заполняются  на основе первичных учетных документов с формированием оборотов по дебету и кредиту счетов в корреспонденции с другими счетами. Затем их данные переносятся в шахматную оборотную ведомость. Данные в ней записываются на пересечении двух показателей, характеризующих две величины, а именно дебетуемый и кредитуемый счета, взаимосвязанные и взаимозависимые друг от друга.

     В конце каждого месяца в шахматной  ведомости подсчитываются суммы  по вертикали, обобщающие обороты по кредиту счетов, и по горизонтали - обороты по их дебету. Причем обороты  по кредиту записываются с указанием номера ведомости, из которой произведены записи. С помощью шахматной ведомости проверяется соблюдение принципа двойной записи при отражении хозяйственных операций на счетах. После заключения шахматной оборотной ведомости получают итоговую сумму оборотов по счетам за отчетный период.

     Для расчета и получения балансовых показателей составляют сальдово - оборотную ведомость. Она имеет  три пары равных между собою итогов в денежном выражении:

     1. Остатки (сальдо) на начало отчетного  периода (дебетовые и кредитовые) переносятся из однотипной ведомости прошлого отчетного периода. Они использовались для заполнения баланса (дебетовые - актива; кредитовые - пассива), поэтому равны между собой.

     2. Обороты за отчетный период  переносятся из шахматной оборотной ведомости, где обороты по дебету и кредиту также равны между собой по принципу двойной записи.

     3. Остатки (сальдо) на конец отчетного  периода (дебетовые и кредитовые) определяются расчетным путем.

    В последнее время предприятия  малого бизнеса применяют упрощенную форму учета, при которой используют два вида учетных регистров – Книгу учета хозяйственных операций (регистр синтетического учета) и Ведомости учета (ф.№В-1 - №В-9) соответствующих объектов, являющихся регистрами аналитического учета.

     Книга учета хозяйственных операций заполняется либо непосредственно по данным первичных документов, либо по итоговым данным ведомостей (при значительном количестве хозяйственных операций). Данные указанной Книги и ведомостей, если они ведутся, используются для составления баланса и других форм бухгалтерской отчетности.

     Ведение Книги учета фактов хозяйственной  деятельности и ведомости учета  заработной платы является обязательным, остальные ведомости ведутся  по мере необходимости. В этом случае Книга учета фактов хозяйственной деятельности является регистром не только синтетического, но и аналитического учета.

     Запись  в учетные регистры производят на основании должным образом оформленных  бухгалтерских документов (в соответствии с положением о документах и документообороте) на второй день после совершения хозяйственных операций. Порядок записи зависит в основном от количества совершаемых ежедневно хозяйственных операций.

     Если  количество хозяйственных операций незначительно, то они вначале записываются в Книгу учета хозяйственных операций, а уже затем - в соответствующие ведомости. Например, операция о поступлении денежных средств в кассу с расчетного счета будет отражена в графе «Сумма» по дебету счета 50 «Касса», кредиту счета 51 «Расчетный счет» Книги учета хозяйственных операций, а затем в ведомостях по учету операции по кассе и расчетному счету (форма № В-4).

     Если  в организации совершается значительное количество хозяйственных операций, то они могут записываться вначале  по соответствующим ведомостям, а  уже итоговые данные ведомостей за месяц записываются в Книгу учета хозяйственных операций. Для правильного переноса данных из ведомостей в Книгу в соответствующих графах каждой ведомости в скобках указаны цифры, соответствующие графам Книги, в которых должны отражаться эти данные.

     Можно использовать и кредитовый принцип  записи по переносу данных ведомостей в Книгу учета хозяйственных  операций. В этом случае из каждой ведомости  в графе «Сумма» Книги учета  хозяйственных операций записывается общая сумма по разделу расхода  ведомости и затем она расшифровывается частными суммами по соответствующим счетам Книги.

     По  окончании месяца в Книге подводятся итоги, подсчитываются обороты по каждому  счету и выводится конечное сальдо.

     Общий итог дебетовых оборотов всех счетов должен совпадать с общим итогом оборотов по кредиту счетов и с итогом по графе «Сумма». Сумма конечных сальдо по активным и пассивным счетам также должна совпадать. Данные о начальных и конечных остатках по каждому синтетическому счету используются для составления бухгалтерского баланса.

1.2 Книга учёта фактов хозяйственной деятельности.

     Упрощенная  форма бухгалтерского учета малым  предприятием может вестись по:

  • простой форме бухгалтерского учёта (без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия);
  • форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.

    Малые предприятие, совершающие незначительное количество

Хозяйственных операций (как правило не более 30 в месяц), не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме № К-1.

    Наряду  с книгой для учета расчетов по оплате труда с работниками, по налогу на доходы физических лиц, малое предприятие должно вести также ведомость учёта заработной платы по форме № В-8.

    Книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании  которого можно определить наличие  имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

    Книга является комбинированным регистром  бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета, позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.

    Малое предприятие может вести Книгу  в виде ведомости, открывая её на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме Книги, в которой учет операций  ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а также оттисками печати малого предприятия.

    Книга открывается записями сумм остатков на начало отчетного периода по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются.

    Затем в графе 3 «Содержание операций»  записывается месяц и в хронологической  последовательности позиционным способом на основании каждого первичного документа отражаются все хозяйственные операции этого месяца.

    При этом суммы по каждой операции, зарегистрированной в Книге по графе «Сумма», отражаются методом двойной записи одновременно по графам «Дебет» и «Кредит» счетов учета соответствующих видов  имущества и источников их приобретения.

    В течение месяца на счете 20 «Основное  производство» в графе «Затраты на производство – дебет» собираются затраты на производство продукции, работ, услуг. По завершении месяца данные затраты в сумме, приходящейся на реализованную продукцию, списываются в дебет счета 90 «Продажи», с отражением соответственно в графах Книги «Затраты на производство – кредит» и «Продажи – дебет», при этом в графе №3 Книги «Содержание операции» делается запись «Списаны затраты на производство реализованной продукции».

    В Книге можно выделить счет 43 «Готовая продукция», и операции по выпуску  и реализации продукции учитывать  отдельно на этом счете.

    Финансовый  результат от реализации продукции (работ, услуг) выявляется как разница  между оборотом, показанным по графе «Продажи – кредит», и оборотом по графе «Продажи – дебет». Выявленный результат отражается в Книге отдельной строкой:

  • в графе  3 делается запись «Финансовый результат»;
  • в графах «Сумма», «Продажи – дебет» (если получена прибыль) и «Прибыль и её использование – кредит» или «Продажи - кредит» (если получен убыток) и «Прибыль и её использование – дебет» показывается сумма финансового результата.

    По  окончанию месяца подсчитывается итоговые суммы оборотов по дебету и по кредиту  всех счетов учета средств и их источников, которые должны быть равны итогу средств, показанному по графе 4 «Сумма».

    После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяц  выводиться сальдо по каждому их виду (счету) на 1-е число следующего месяца.

    Первой  строкой запишем начальные остатки  по всем счетам (в тыс. руб.). Далее  в хронологическом порядке зарегистрируем все хозяйственные операции за месяц. Сумма операции нужно записывать три раза: в графе 4 «Сумма», по дебету одного и кредиту другого счета. Например, операция 9: «Образован резерв для оплаты отпусков». Сумму этой операции (5010) записали по графе «Дебет» счета «Затраты на производство» и по графе «Кредит» счета «Капитал».

    После отражения на счетах всех операций подсчитываем итог по графе «Сумма» и обороты по всем счетам. Сумма оборотов по дебету всех счетов  равна сумме оборотов по кредиту.

    Сумма оборота по счету – это итог всех записей без начального остатка. Для определения остатка на конец  месяца необходимо знать общую схему активного и пассивного счетов.

    Активные  счета используются для учета  хозяйственных средств по виду и  размещению. Например, счета «Касса», «Расчетный счет». 
 

Активные  счета
Дебет Кредит
Сальдо (остаток) хозяйственных средств на начало месяца Хозяйственные операции, вызывающие уменьшение (-) хозяйственных средств за отчетный месяц
Хозяйственные операции, вызывающие (+) увеличение хозяйственных средств за отчетный месяц
Сумма хозяйственных  операций составит оборот по дебету счета  за отчетный месяц Сумма хозяйственных  операций составит оборот по кредиту счета за отчетный месяц
Сальдо (остаток) на конец месяца равно сальдо на начало месяца + оборот по дебету - оборот по кредиту  

Информация о работе Организация бух.учета на малом предприятии