Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 20:47, контрольная работа
Цель контрольной работы - изучение теории и практики бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками.
Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:
исследовать теоретические основы расчетов с покупателями и заказчиками;
проанализировать нормативное регулирование операций с покупателями и заказчиками и рассмотреть различные аспекты, касающиеся данного раздела учета;
рассмотреть порядок ведения расчетов с покупателями и заказчиками на конкретном предприятии;
Введение
Глава 1. Теоретические основы учета расчетов с покупателями и заказчиками
1.1 Нормативное регулирование операций с покупателями и заказчиками
1.2 Порядок и принципы учета расчетов с покупателями и заказчиками
Глава 2. Организация бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками в ООО "Башпродукт"
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО "Башпродукт"
2.2 Организация учета расчетов с покупателями и заказчиками в ООО "Башпродукт"
2.3 Особенности организации учета расчетов с покупателями и заказчиками в ООО "Башпродукт"
Заключение
Список использованной литературы
С приказом ознакомлены___________________
Рис.2.2 Этапы обработки документов по расчетам с покупателями и заказчиками
Покупатели формируют запросы менеджерам предприятия. Менеджер выставляет счет, являющийся офертой, и отправляет его покупателям. По условиям договора поставки покупателю может быть предоставлена отсрочка платежа (до 30 дней). При отпуске товаров в продажу менеджер предприятия выписывает расходную накладную и счет-фактуру. Покупатели либо сами забирают товар со склада предприятия, либо просят отправить товар транспортной компанией. В первом случае покупатель оформляет доверенность от юридического лица на получение товарно-материальных ценностей, а во втором случае доверенность заменяется накладной транспортно-экспедиционной компании. Полученные доверенности прикалываются ко второму экземпляру расходных накладных, остающихся в бухгалтерии предприятия, корешок доверенности оформляется и возвращается покупателю. Если товар покупателю отправляется транспортно-экспедиционной компанией, то в этом случае к расходной накладной прикрепляется только накладная транспортной компании.
Предприятие ООО "Башпродукт" работает с покупателями в основном по предоплате. Оплата счетов покупателем может производиться как в безналичной форме, так и наличными деньгами в кассу предприятия (в пределах лимита, установленного для расчетов между юридическими лицами, наличными деньгами). Банковская выписка по счету поступает на предприятие только на следующий день, поэтому используется система "клиент-банк", которая позволяет увидеть поступление средств на расчетный счет в этот же день. Это оказывается очень удобно для покупателей, которые могут получить товар в день оплаты счета.
2.3 Особенности организации учета расчетов с покупателями и заказчиками в ООО "Башпродукт"
Существует множество форм расчетов, но на предприятии используются только некоторые из них.
Расчеты с покупателями производятся как в наличной форме (через кассу организации - расчеты за отгружаемую продукцию), так и в безналичной форме: как оплата по выставленному счету через банк (авансовые платежи), или оплата за ранее отгруженную продукцию (в случае отсрочки платежа). Покупатели в некоторых случаях в счет оплаты задолженности предоставляют векселя третьих лиц (банковские). В случаях, предусмотренных соответствующими договорами, производятся взаимозачеты за поставленные товары. В практике работы предприятия также было несколько случаев расчетов по договорам уступки права требования.
Аналитический учет по счету 62 ведется по каждому предъявленному покупателем и заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей - по каждому покупателю и заказчику.
Так как предприятие ООО "Башпродукт" работает с покупателями в основном по предоплате, то в соответствии с требованиями обеспечивает обособленный учет поступивших авансов. Примером такого учета являются бухгалтерские записи за декабрь 2008 года:
02.12.10г. покупатель ООО "Стройкомплект" перечислил авансовый платеж по полученному счету на сумму 30000 рублей.
Дебет 51 Кредит 62 субсчет "Расчеты по авансам полученным" - 30000руб.
Дебет 62 субсчет "Расчеты по авансам полученным"
Кредит 68 - 4576,27 руб. (30000 руб.*18%/118%) - начислен НДС с полученного аванса.
07.12.10г. после отгрузки товара и получения его покупателем в счет
окончательных расчетов, ОАО "Стройкомплект" перечислил 10000 рублей на расчетный счет:
Дебет 51 Кредит 62 - 10000 руб.и внес 5000 рублей в кассу организации:
Дебет 50Кредит 62 - 5000 руб.
Организация произвела зачет ранее перечисленного аванса
Дебет 62 субсчет "Расчеты по авансам полученным"
Кредит 62 - 30000 руб. и восстановила сумму НДС, начисленную ранее в бюджет
Дебет 68 Кредит 62 субсчет "Расчеты по авансам полученным - 4576,27 руб.
15.12.10г. ЗАО "Агропродмир" в счет погашения задолженности за отгруженную продукцию передал предприятию финансовый вексель (беспроцентный) на сумму 100000 рублей.
Дебет 58 Кредит 62 - 100000 руб.
Вексель был погашен в банке на следующий день на всю сумму.
Дебет 51 Кредит 58 - 100000 руб.
Когда ООО "Башпродукт" производит покупателю отгрузку товаров (продукции), то после того, как к покупателю перешло право собственности на них, в учете ООО "Башпродукт" делается проводка по дебету счета 62:
Дебет 62 Кредит 90-1отражена задолженность покупателя за отгруженные товары (продукцию).
Задолженность покупателя (заказчика) ООО "Башпродукт" отражается независимо от того, получило ли общество от него деньги за проданные товары (выполненные работы, оказанные услуги) или нет.
При поступлении от покупателя (заказчика) денежных средств или имущества в оплату задолженности в учете ООО "Башпродукт" делает проводку по кредиту счета 62:
Дебет 50 (51, 52, 10,.) поступили средства от покупателя
Кредит 62 в оплату продукции, товаров, работ, услуг.
Если
с момента возникновения
При списании задолженности, по которой истек срок исковой давности, бухгалтер делает записи:
Дебет 91-2 Кредит 62 списана задолженность покупателя (заказчика) в связи
с истечением срока исковой давности.
Списанная задолженность учитывается в учете на забалансовом счете 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов" в течение пяти лет.
Списание дебиторской задолженности при расчете НДС признается оплатой продукции (товаров) покупателем.
В
аналогичном порядке
Дебет 91-2 Кредит 62 списана задолженность, нереальная для взыскания.
Однако такая задолженность на забалансовом счете 007 не отражается.
Если покупатель (заказчик) не погасил свою задолженность в срок, установленный договором, то по такой задолженности ООО "Башпродукт" вправе создать резерв сомнительных долгов (это закреплено в учетной политике предприятия). Тогда списание задолженности с истекшим сроком исковой давности или нереальной для взыскания, по которой ранее был создан резерв, отражается проводкой:
Дебет 63 Кредит 62
В резерв по сомнительным долгам включают и сумму НДС, которую должен заплатить покупатель (заказчик).
Если в счет предстоящей поставки материальных ценностей (выполнения работ, оказания услуг) ООО "Башпродукт" получает от покупателей (заказчиков) аванс, то получение аванса отражается хозяйственной операцией, а в бухгалтерии формируют счет - фактуру на полученный аванс (Приложение А).
ООО "Башпродукт" получило от ЗАО "Торговый дом Поволжье" аванс в сумме 118000 руб. Аванс был получен в счет предстоящей поставки товаров, облагаемых НДС по ставке 18%.
Операция оформлена
следующей бухгалтерской
в день получения аванса:
Дебет 51Кредит 62 субсчет "Расчеты по авансам полученным" - 118000 руб. - на расчетный счет получен аванс;
Дебет 62 субсчет "Расчеты по авансам полученным"
Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС" - 18000 руб. (118000 руб. * 18% / 118%) - начислен НДС с полученного аванса;
в день отражения выручки от продажи начисленную сумму НДС, с ранее полученного аванса, предприятие должно восстановить, и при этом выставить накладную по форме ТОРГ-12 (Приложение Б) и счет - фактуру.
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС"
Кредит 62 субсчет "Расчеты по авансам полученным" - 18000 руб. - восстановлен НДС, начисленный с аванса;
Дебет 62 Кредит 90-1 - 118000 руб. - отражена выручка от продажи товаров;
Сумму, ранее учтенную в качестве аванса, следует отразить непосредственно на счете 62:
Дебет 62 субсчет "Расчеты по авансам полученным"
Кредит 62 - 118000 руб. - зачтен аванс, ранее полученный от покупателя;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС" - 18000 руб. - начислен НДС к уплате в бюджет.
Если покупатель является одновременно и поставщиком товаров (работ, услуг) для предприятия, то ООО "Башпродукт" вправе произвести взаимозачет задолженностей.
В ноябре 2010 года ООО "Башпродукт" продало ЗАО "Гидравлика" партию товаров на сумму 48000 руб. (в том числе НДС - 7322,03 руб.) по договору № 33/05-11. Себестоимость партии товаров - 30000 руб.
Операция оформлена
следующей бухгалтерской
Дебет 62 Кредит 90-1 - 48000 руб. - отражена выручка от продажи товаров и задолженность ЗАО "Гидравлика" за проданные товары;
Дебет 90-2 Кредит 41 - 30000 руб. - списана себестоимость проданных товаров;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС" - 7322,03 руб. - начислен НДС к уплате в бюджет.
В конце месяца в ООО "Башпродукт" сделана проводка:
Дебет 90-9 Кредит 99 - 10000 руб. (48000 - 30000 - 7322,03) - отражена прибыль отчетного месяца.
В декабре 2010 года ООО "Башпродукт" получило от ЗАО "Гидравлика" по договору 44/06-12 (Приложение Д) партию материалов. Стоимость партии материалов - 48000 руб. (в том числе НДС - 7322,03 руб.).
При оприходовании материалов сделаны проводки:
Дебет 10 Кредит 60 - 40677,97 руб. (48000 - 7322,03) - оприходованы поступившие от ЗАО "Гидравлика" материалы;
Дебет 19 Кредит 60 - 7322,03 руб. - учтен НДС.
К этому моменту оплата от ЗАО "Гидравлика" по договору № 33/05-11 не поступила. ООО "Башпродукт" материалы, полученные по договору № 44/06-12, не оплатило.
Таким образом, задолженность ЗАО "Гидравлика" перед ООО "Башпродукт" по договору № 33/05-11 составила 48000 руб. (в том числе НДС - 7322,03 руб.). Задолженность ООО "Башпродукт" перед ЗАО "Гидравлика" по договору № 44/06-12 также составила 48000 руб. (в том числе НДС - 7322,03 руб.).
ООО "Башпродукт" предложило ЗАО "Гидравлика" произвести зачет встречных однородных требований.
Для проведения взаимозачета на первом этапе составляется акт сверки расчетов. Поскольку его форма нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету не установлена, на ООО "Башпродукт" он составляется в произвольной форме.
Акт составляют по каждому дебитору и кредитору в 2 экземплярах:
первый экземпляр остается в бухгалтерии ООО "Башпродукт";
второй экземпляр направляют в организацию, с которой производилась сверка.
Акт хранится в архиве 5 лет. Образец подобного акта представлен в (Приложении В).
После составления акта сверки взаиморасчетов на следующем этапе ООО "Башпродукт" направило в адрес ЗАО "Гидравлика" заявление о проведении взаимозачета, которое представлено в (Приложении Г).
ЗАО "Гидравлика" подтвердило, что заявление о проведении взаимозачета организацией получено.
В ООО "Башпродукт" сделаны проводки:
Дебет 60 Кредит 62 - 48000 руб. - произведен зачет встречных однородных требований;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС"
Кредит 19 - 7322,03 руб. - произведен налоговый вычет.
Рассмотрим далее порядок инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками (расчетов по дебиторской задолженности), принятый в ООО "Башпродукт".
При
проведении инвентаризации расчетов необходимо
также руководствоваться
Инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками заключается в проверке правильности отражения сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета и их реальности.
Информация о работе Организация бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками