Организация бухгалтерского учета и формирование учетной политики субъектами малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении комплекса вопросов, связанных с особенностями бухгалтерского учета малых предприятий. Эта тема особенно актуальна в связи с продолжающимся реформированием законодательства и законов.
Задачами курсовой работы являются:
Исследование системы бухгалтерского учета на малых предприятиях;
Исследование формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета;
Изучение видов и форм отчетности малых и средних предприятиях;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета субъектов малого бизнеса………………………………………………………………………………..5
1.1. Понятие, сущность малых предприятий и критерии отнесения к ним…….5
1.2. Принципы организации бухгалтерского учета на малых предприятиях…8
Глава 2. Организация бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса..12
2.1. Формирование учетной политики на малых предприятиях………………...12
2.2. Формы бухгалтерского учета на малых предприятиях…………………......15
2.3. Ведение бухгалтерского учета в зависимости от применяемой системы налогообложения…………………………………………………………………...21
2.4. Особенности ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса………………………………………………………………………………23
2.4. Бухгалтерская отчетность субъектов малого бизнеса………………………27
Глава 3. Пути совершенствования бухгалтерского учета на малом предприятии………………………………………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованной литературы……………………………………………34

Работа содержит 1 файл

Курсовая Малые пп.docx

— 81.34 Кб (Скачать)

Форма бухгалтерского учета  с использованием регистров бухгалтерского учета малого предприятия может  применяться малыми предприятиями, осуществляющими производство продукции (работ, услуг).

К числу таких регистров  относятся: ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений – форма № В-1; ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, – форма № В-2; ведомость учета затрат на производство – форма № В-3; ведомость учета денежных средств и фондов – форма № В-4; ведомость учета расчетов и прочих операций – форма № В-5; ведомость учета реализации – форма № В-6 (оплата); ведомость учета расчетов и прочих операций – форма № В-6 (отгрузка); ведомость учета расчетов с поставщиками – форма № В-7; ведомость учета оплаты труда – форма № В-8; ведомость (шахматная) – форма № В-9.

Каждая ведомость применяется  для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях:

  1. по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета,
  2. по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета.







 

 

Рис. 1. Упрощенная форма учета  с использованием учетных регистров

4. Простая форма

Простая форма бухгалтерского учета может применяться на предприятиях, где совершается незначительное количество хозяйственных операций (не более тридцати в месяц) и не осуществляющих производства продукции  и работ, связанных с большими затратами материальных ресурсов.

Простая форма предполагает ведение учета всех операций путем  их регистрации только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме № К-1. Наряду с ней  для учета расчетов по оплате труда  с работниками малое предприятие  должно вести также ведомость  учета заработной платы по форме  № В-8.

Книга является комбинированным  регистром бухгалтерского учета, который  содержит все применяемые малым  предприятием бухгалтерские счета  и позволяет вести учет хозяйственных  операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.

Книга открывается записями сумм остатков на начало отчетного  периода по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым  они имеются. В графе 3 «Содержание  операций» записывается месяц и  в хронологической последовательности на основании каждого первичного документа отражаются все хозяйственные операции этого месяца.

Суммы по каждой операции, зарегистрированной в книге по графе «Сумма», отражаются методом двойной записи одновременно, но графам «Дебет» и «Кредит» счетов учета соответствующих видов имущества и источников их приобретения.

По окончании  месяца подсчитываются итоговые суммы  оборотов по дебету и по кредиту всех счетов учета средств и их источников. После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяц выводится сальдо по каждому их виду (счету) на 1-е число следующего месяца.


 





 


 

Рис. 2. Простая форма учета

5. Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения

Данную Книгу могут  применять организации, индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, в которой в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период.

При этом налогоплательщики  при применении упрощенной системы  налогообложения используют кассовый метод учета доходов и расходов.

В отличие от всех вышеперечисленных  форм бухгалтерского учета данная Книга  не предполагает отражение хозяйственных  операций методом двойной записи. Более того, она даже не рассчитана на отражение всех операций, имевшихся  в организации. В частности, при  выборе в качестве объекта налогообложения  доходов расходы в Книге учета  доходов и расходов не отражаются.

2.3. Ведение бухгалтерского  учета в зависимости от применяемой системы налогообложения

Общепринятая  система налогообложения

Если организация применяет  этот налоговый режим, то она обязана  вести бухгалтерский учет в полном объеме в соответствие с положениями  законодательства о бухгалтерском  учете.  При этом организация будет  являться плательщиком налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого  социального налога. Эти налоги должны исчисляться по данным налогового учета. 

Таким образом, на предприятии  необходимо вести налоговый учет в части налога на прибыль согласно положениям Главы 25 НК РФ. Каким образом  предприятие будет вести этот учет, определяется в учетной политике организации. При этом следует помнить, что при разработке регистров  налогового учета необходимо выполнить  требования статьи 314 НК РФ. Если для  целей налогового учета по прибыли  в организации будут использованы регистры бухгалтерского учета, то это  положение тоже должно быть отмечено в учетной политике данного предприятия. 

Налоговый учет в целях  исчисления налога на добавленную стоимость  организация ведет, применяя такие  регистры, как счета-фактуры, журналы  учета полученных и выданных счетов-фактур, книгу покупок и книгу продаж. Все эти документы необходимо вести в соответствии с требованиями главы 21 НК РФ, а также «Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

Кроме того, организация  обязана исчислять и уплачивать НДФЛ с заработной платы своих работников. При этом организация обязана вести налоговый учет налога в налоговых карточках согласно положениям пункта 1 статьи 230 НК РФ.

Что касается страховых взносов, то организация, применяя данный налоговый  режим, обязана их перечислять за своих работников, и обязана вести  их учет персонально по каждому сотруднику.

Упрощенная система  налогообложения

Федеральным законом №129-ФЗ от 21 ноября 1996 года «О бухгалтерском  учете» (ст. 4, п.З.) установлено, что малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Они учитывают только основные средства и нематериальные активы, а доходы и расходы ведут в порядке, установленном налоговым законодательством (главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения»). Малые предприятия обязаны отражать операции с основными средствами и нематериальными активами так, как того требуют Положения по бухгалтерскому учету. То есть на каждое основное средство нужно открывать инвентарную карточку по форме №ОС-6 и записывать туда: первоначальную стоимость объекта, срок его полезного использования, норму амортизации, изменение стоимости в результате реконструкции, частичной ликвидации и другую информацию, характеризующую объект. Нематериальные активы тоже нужно учитывать - на каждый заводится карточка учета нематериальных активов по форме №НМА-1.

Пример 1. ООО «Сказка» с 1 января 20012 г. перешло на упрощенную систему налогообложения. В феврале 2012 г. предприятие купило копировальный аппарат за 40 000 руб. Бухгалтер завел на него инвентарную карточку, где указал:

- первоначальную стоимость ксерокса - 40 000 руб.;

- срок полезного использования - 4 года;

- месячную норму амортизации 833 руб. (40 000 руб.: 4 года: 12 мес.).

При этом организация будет являться плательщиком единого налога и обязана  вести налоговый учет в целях  исчисления данного налога в соответствии с положениями статьи 346.24 НК РФ. В  качестве налогового регистра должна применяться «Книга учета доходов  и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения», утвержденная приказом Минфина РФ от 30.12.2005 № 167Н.

2.4. Особенности ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса

В связи с тем, что бухгалтерский  учет на малых предприятиях упрощен, и многие счета не используются, возникают нюансные вопросы.

Например, учёт нематериальных активов на предприятиях малого бизнеса.

Порядок учёта затрат по нематериальным активам аналогичен порядку учёта фактических затрат на приобретение основных средств.

Амортизация нематериальных активов согласно типовой рекомендации предполагает обособленное ведение  на счёте 02.

Начислена сумма амортизации - Д20 К02.

Списана начисленная амортизация - Д02 К91.

Приняты к бухгалтерскому учёту нематериальные активы - Д01 К08.

Аналитический учёт по счёту 01 «Нематериальные активы» ведётся  по отдельным объектам нематериальных активов при этом построение аналитического учёта должно обеспечить возможность  получения данных о наличии и  движении нематериальных активов необходимо для составления бухгалтерской  отчётности.

Отражена сумма дооценки - Д01 К91.

Пример. Организация получила исключительные права пользования объектом интеллектуальной собственности (патент) стоимостью 59 000 руб.

Проводки: Д08 К76 - 50000 – отразили приобретение

Д19 К76 - 9000– НДС с приобретения

Д01/нематериальные активы К08 - 50000 – приняли к учету

Д68 К19 - 9000– вычет НДС

Учёт  затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции

Все затраты на производство осуществляемые субъектами малого предпринимательства  ведутся на счёте 20 «Основное производство». К нему на предприятиях малого бизнеса, использующих рабочий план счетов, открываются соответствующие субсчета:

20/1-Основное производство

20/2-Вспомогательное производство

20/3-Общепроизводственные расходы

20/4-Общехозяйственные расходы

20/5-Брак производства

20/6-Обслуживающие общехозяйственное производство.

При открытии субсчетов должен соблюдаться  принцип существенности - если суммарная  стоимость по какой либо группе не превышает 5% от общей суммы производственных затрат, то обособленный субсчёт для группировки данных об этой группе расходов не открывается.

Списаны производственные запасы в  производство - Д20 К10.

По кредиту счёта 20 отражаются суммы  фактической себестоимости завершённой  производством продукции, выполненных  работ, оказанных услуг - Д41,90 К20.

Остаток по счёту 20 на конец месяца показывает стоимость незавершённого производства.

Учёт готовой  продукции, работ, услуг и их реализация

У субъектов малого предпринимательства  использующих рабочий план счетов открывается  счёт 41 «Товары», на котором в организациях сферы материального производства учитывается готовая продукция, а в организациях торговли - товары, приобретённые для продажи.

В организациях торговли и общественного  питания счёт 41 «Товары» используется для обобщения информации о наличии  и движении товарно-материальных ценностей  приобретённых в качестве товаров  для продажи. Организации, осуществляющие торговую деятельность на счёте 41, учитывают  покупную тару и тару собственного производства.

Товары, принятые на ответственное  хранение учитываются на забалансовом счёте 002 «Товарно-материальные ценности принятые на ответственное хранение».

К счёту 41 «Товары» открывают следующие  субсчета:

41/1 - Товары на складах

41/2 - Товары в рознице

41/3 - Тара под товаром

41/4 - Товары в общепите

Оприходование товаров прибывших  на склад по стоимости приобретения отражается - Д41 К60.

При признании в бухгалтерском  учёте выручки от продажи товаров, их стоимость списывается - Д90 К41.

При фактической отгрузке продукции  со склада - Д41 К41/1.

Товары, переданные для переработки  другим организациям, не списываются  со счёта 41.

Аналитический учёт по счёту 41 «Товары» ведётся по ответственным лицам, наименованиям и по местам хранения.

Типовыми рекомендациями установлено, что товары приобретённые малыми предприятиями для продажи принимаются  к бухгалтерскому учёту по стоимости  приобретения с дальнейшим списанием  при выбытии по методу средневзвешенной себестоимости.

Таким образом, синтетический счёт «Наценка» на предприятиях малого бизнеса  не открывается, так как товары должны быть учтены по покупным ценам.

Стоимость выполненных работ и  оказанных услуг на счёте 41 не отражается, а фактические затраты по мере их поступления и продажи списывается - Д90 К20.

Если готовая продукция полностью  направляется для использования  самой организацией, то она на счёте 41 может не приходоваться, а учитываться  на счёте 10 «Материалы».

При признании в бухгалтерском  учёте выручки от продажи готовой  продукции её стоимость списывается - Д90 К41.

Информация о работе Организация бухгалтерского учета и формирование учетной политики субъектами малого бизнеса