Организация бухгалтерского учета и формирование учетной политики субъектами малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении комплекса вопросов, связанных с особенностями бухгалтерского учета малых предприятий. Эта тема особенно актуальна в связи с продолжающимся реформированием законодательства и законов.
Задачами курсовой работы являются:
Исследование системы бухгалтерского учета на малых предприятиях;
Исследование формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета;
Изучение видов и форм отчетности малых и средних предприятиях;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета субъектов малого бизнеса………………………………………………………………………………..5
1.1. Понятие, сущность малых предприятий и критерии отнесения к ним…….5
1.2. Принципы организации бухгалтерского учета на малых предприятиях…8
Глава 2. Организация бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса..12
2.1. Формирование учетной политики на малых предприятиях………………...12
2.2. Формы бухгалтерского учета на малых предприятиях…………………......15
2.3. Ведение бухгалтерского учета в зависимости от применяемой системы налогообложения…………………………………………………………………...21
2.4. Особенности ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса………………………………………………………………………………23
2.4. Бухгалтерская отчетность субъектов малого бизнеса………………………27
Глава 3. Пути совершенствования бухгалтерского учета на малом предприятии………………………………………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованной литературы……………………………………………34

Работа содержит 1 файл

Курсовая Малые пп.docx

— 81.34 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты  бухгалтерского учета субъектов  малого бизнеса………………………………………………………………………………..5

1.1. Понятие, сущность малых предприятий и критерии отнесения к ним…….5

1.2. Принципы организации бухгалтерского учета на малых предприятиях…8

Глава 2. Организация бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса..12

2.1. Формирование учетной политики  на малых предприятиях………………...12

2.2. Формы бухгалтерского учета  на малых предприятиях…………………......15

2.3. Ведение бухгалтерского учета в зависимости от применяемой системы налогообложения…………………………………………………………………...21

2.4. Особенности ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса………………………………………………………………………………23

2.4. Бухгалтерская отчетность субъектов малого бизнеса………………………27

Глава 3. Пути совершенствования бухгалтерского учета на малом предприятии………………………………………………………………………...30

Заключение………………………………………………………………………….32

Список использованной литературы……………………………………………34

Приложение………………………………………………………………………..36

 

 

Введение 

Экономическое развитие страны в целом зависит в немалой степени и от развития малого бизнеса. Поэтому большинство развитых государств поощряет его деятельность и, особенно, при создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.

В России малый бизнес привлек к себе особое внимание при переходе к рыночной экономике, так как предпринимательство может развиваться только в рыночных условиях и никак в административной системе. Создание большого количества малых предприятий способно структурно перестроить экономику, тем самым предоставив широкую свободу выбора и новые рабочие места. Такие предприятия смогут не только увеличить окупаемость затрат, но и смогут оперативно реагировать на изменения потребительского спроса.

Деятельность субъектов  малого предпринимательства во многом зависит от действий федеральных  органов исполнительной власти. Без  специальных мер государственной  поддержки развитие малого бизнеса невозможно. Поэтому такая поддержка является важнейшей задачей государственной политики, направленной на решение политических, экономических (в том числе и финансовых), социальных и других вопросов становления малого бизнеса в нашей стране. К числу финансовых вопросов наряду с другими можно отнести вопросы учета и налогообложения субъектов малого предпринимательства.

У государственной поддержки малого предпринимательства существует широкая  нормативная база, основой которой  является Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В соответствии с этим Законом  приняты постановления Правительства  РФ, основополагающими из которых  являются федеральные программы  поддержки малого предпринимательства. Нормативные акты о поддержке  малого бизнеса и программы такой поддержки существуют также на региональном и местном уровнях.

Может создаться впечатление, что законодательные акты изобилуют  преимуществами для малых предприятий. На самом же деле действующее законодательство далеко от совершенства. Несовершенно налоговое законодательство, плохо отлажены механизмы финансово-имущественной поддержки – и это еще не все проблемы, с которыми сталкивается малых бизнес.

Одним из серьезных факторов, препятствующих развитию предпринимательства, является усложненная система бухгалтерского учета.

Цель данной работы заключается  в рассмотрении комплекса вопросов, связанных с особенностями бухгалтерского учета малых предприятий. Эта  тема особенно актуальна в связи  с продолжающимся реформированием законодательства и законов.

Задачами курсовой работы являются:

  • Исследование системы бухгалтерского учета на малых предприятиях;
  • Исследование формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета;
  • Изучение видов и форм отчетности малых и средних предприятиях;

Объект исследования: бухгалтерский  учет и учетная политика малых предприятий.

Предмет исследования: процесс  ведения бухгалтерского учета и составления отчетности на малых предприятиях.

 

Глава 1. Теоретические аспекты  бухгалтерского учета субъектов  малого бизнеса.

    1. Понятие, сущность малых предприятий и критерии отнесения к ним

В России при переходе к  рыночной экономике особое значение приобретает развитие малого бизнеса. Малые предприятия не требуют  крупных первоначальных инвестиций и гарантируют высокую скорость кругооборота имеющихся ресурсов. Они могут быстро реагировать на изменение спроса потребителей и благодаря этому обеспечивают при необходимости равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес занимает огромную долю в формирование конкуренции, что для нашей страны имеет первостепенное значение из-за монополизированной экономики.

Малый бизнес (малое предпринимательство) - деятельность, осуществляемая определенными  субъектами рыночной экономики, которые  имеют установленные законодательством  признаки, определяющие сущность этого  понятия.

Для него характерно:

1) юридическая независимость;

2) управление предприятием  собственником капитала или партнерами-собственниками  с целью получения предпринимательского  дохода;

3) небольшие размеры по  основным показателям деятельности  субъекта хозяйствования: уставный  капитал, величина активов, объем  оборота (прибыли, дохода);

4) небольшая численность  персонала.

Обычно большинство малых  предприятий в России встречается  в таких сферах деятельности, как  торговля, посредничество и сфера  услуг.

В торговле преимуществом  малого бизнеса является возможность  подстраиваться под потребителя, под его местоположение, а также способность эффективно организовать свою деятельность.

В посредничестве крупные  и средние предприятия могут  передать на малые отдельные функции, например, логистику, маркетинг, что  позволяет им охватить все рынки  сбыта или сэкономить на финансовых или трудовых ресурсах. Что касается сферы услуг, то это наиболее перспективная. У большинства развитых стран снижается доля потребления товаров и увеличивается доля сферы услуг. При этом необходимо нахождение организации непосредственно вблизи с потребителем, что как раз таки и позволяет малый бизнес.

Общие положения в области  государственной поддержки и  развития малого предпринимательства  в Российской Федерации, формы  и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства определяются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Согласно этому закону к малым  предприятиям могут относиться только предприятия, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, которые являются потребительскими кооперативами и коммерческими организациями (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий). И не относятся иностранные юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства, а также филиалы и другие структурные подразделения организации, даже если они имеют самостоятельный баланс и зарегистрированы в качестве налогоплательщиков.1

Также к субъектам малого предпринимательства относят физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Если малые и средние предприятия работают сразу в нескольких направлениях, то их относят к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объёме оборота или годовом объёме прибыли.

При этом еще необходимо, чтобы  предприятия соответствовали следующим  критериям:

1) В Уставном капитале  малого предприятия доля участия  Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований, иностранных юридических  лиц, иностранных граждан, общественных  и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов  не должна быть больше 25%, и  доля, принадлежащая одному или  нескольким юридическим лицам,  не являющимся субъектами малого  и среднего предпринимательства,  также не должна превышать  25%.

2) выручка от продажи товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения:

- микропредприятия - 60 млн. рублей;

- малые предприятия - 400 млн. рублей;

- средние предприятия  - 1000 млн. рублей.2

3) При определении численности  работающих в Законе № 209-ФЗ установлено, что средняя численность работников (определяемая за календарный год с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений предприятия) за предшествующий календарный год не должна превышать:

– от 100 до 250 человек включительно для средних предприятий;

– до 100 человек включительно для малых предприятий;

– до 15 человек для микропредприятий.3

Получить статус «субъект малого предпринимательства» для участников хозяйственных отношений считается полезным, так как предприятия получают гарантии и государственную поддержку, и могут защищать свои права и интересы.

Нормативно - правовое регулирование  малых и средних предприятий  в России основывается в первую очередь  на Конституции РФ и Федеральном законе от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

 Правовое регулирование бухгалтерской деятельности представлено в четырехуровневом блоке законодательных и нормативных документов.

1 Федеральный закон Российской Федерации от 6 декабря 2011 г. N402-ФЗ "О бухгалтерском учете", который подтверждает обязанность ведения в организации бухгалтерского учета во всех коммерческих организациях.

2. Положения (стандарты)  бухгалтерского учета, раскрывающие основные принципы бухгалтерского учета (№ 1 "Учетная политика", № 2 "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство", № 3 "Учет имущества и обязательств организаций, стоимость которых выражена в иностранной валюте" и др.). К данному уровню относится также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

3. Методологические указания (инструкции, рекомендации) по бухгалтерскому  учету различных видов имущества,  денежных средств и обязательств. Важным документом здесь являются  Указания по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства от 22.12.95 г. № 131.

 

    1. Принципы организации бухгалтерского учета на малых предприятиях

Основным принципом организации  бухгалтерского учета на предприятие  является максимально возможное  упрощение ведения  бухгалтерского учета без нанесения вреда достижению поставленных задач. Данный принцип весьма актуален для малого бизнеса, потому что они имеют ограниченные финансовые ресурсы, и эффективная деятельность бухгалтерии для них особо важна.

Прежде чем начать реформировать  бухгалтерский учет на предприятие, необходимо поставить те задачи, которые  должны выполниться в ходе данного  реформирования.

К таким задачам можно  отнести:

1) обеспечение сохранности имущества;

2) обеспечение эффективности управления ресурсами;

3) исчисление финансового результата деятельности;

4) определение налоговых  обязательств.4

Именно выполнение этих задач  может стать основой для построения эффективной системы бухгалтерского учета и управления организацией.

Обеспечение сохранности имущества

Обеспечение сохранности  имущества непосредственно связано  с материальной ответственностью сотрудников  организации. Трудовой кодекс занимается вопросом  регулирования взаимоотношений между работодателем и работником по поводу материальной ответственности. Выделяют основные моменты:

1.  Материальная  ответственность может быть полной  или ограниченной, индивидуальной  или коллективной (ст. 241, 242, 244 ТК  РФ)

2.  Перечень  работ и категорий работников, с которыми могут заключаться  договоры о полной индивидуальной  материальной ответственности, установлен  постановлением Министерства труда  и социального развития РФ  от 31 декабря 2002 г. № 85. 

3. Перечень работ, при выполнении которых может вводиться коллективная материальная ответственность, установлен постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 31 декабря 2002 г. № 85.

4. Если ответственный за совершение каких-либо действий или сохранность материальных ценностей был не найден, то ответственность ложится на руководителя организации.

Информация о работе Организация бухгалтерского учета и формирование учетной политики субъектами малого бизнеса