Организация бухгалтерского учета и формирование учетной политики субъектами малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении комплекса вопросов, связанных с особенностями бухгалтерского учета малых предприятий. Эта тема особенно актуальна в связи с продолжающимся реформированием законодательства и законов.
Задачами курсовой работы являются:
Исследование системы бухгалтерского учета на малых предприятиях;
Исследование формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета;
Изучение видов и форм отчетности малых и средних предприятиях;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета субъектов малого бизнеса………………………………………………………………………………..5
1.1. Понятие, сущность малых предприятий и критерии отнесения к ним…….5
1.2. Принципы организации бухгалтерского учета на малых предприятиях…8
Глава 2. Организация бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса..12
2.1. Формирование учетной политики на малых предприятиях………………...12
2.2. Формы бухгалтерского учета на малых предприятиях…………………......15
2.3. Ведение бухгалтерского учета в зависимости от применяемой системы налогообложения…………………………………………………………………...21
2.4. Особенности ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса………………………………………………………………………………23
2.4. Бухгалтерская отчетность субъектов малого бизнеса………………………27
Глава 3. Пути совершенствования бухгалтерского учета на малом предприятии………………………………………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованной литературы……………………………………………34

Работа содержит 1 файл

Курсовая Малые пп.docx

— 81.34 Кб (Скачать)

5. Приход, движение, выбытие материальных ценностей должны происходить только через уполномоченных материально ответственных лиц.

6. Обязательно прием и передача материальных ценностей должны вестись документально, и они должны быть подтверждены подписями материально ответственных лиц.

Обеспечение эффективного «управления ресурсами»

В настоящее время широко распространяется АВС – подход, суть которого заключается в том, что все материальные ресурсы, потребляемые организацией в своей деятельности, можно разделить на три группы:

1) дорогостоящие (запасы  группы А);

2) средние (запасы группы  В);

3) малоценные (запасы группы  С).

При этом практика показывает, что запасы группы А немногочисленны  по наименованиям, но составляют 20–60 % стоимости продукции (товарооборота). Запасов группы В по наименованиям  гораздо больше, чем запасов группы А, и составляют они 40–60%; наконец, запасы группы С наиболее многочисленны по наименованиям, но составляют не более 20 %.

Для бухгалтера очень важно  учесть все «от и до». А так как затраты на получение информации не должны превышать возможный экономический эффект от управленческих решений, принимаемых на ее основе, то становится очевидным, что для каждой группы необходимо разработать свой метод учета. Важно понимать, что не каждый способ бухгалтерского учета, используемый для материальных ценностей группы А, может подходить для группы С, и наоборот.

Исчисление финансового  результата деятельности

Руководители малых предприятий  часто забывают, что организация бухгалтерского учета служит именно их интересам, а не участвует только в исчислении налоговых обязательств. Вследствие этого руководители начинают выдумывать свои способы учета для управленческих нужд организации. При этом происходит максимальное удаление от бухгалтерского учета. В итоге возникает двойной учет, который считается самым низкоэффективным способом получения информации о деятельности организации, особенно на малых предприятиях.

Определение налоговых  обязательств

Субъекты малого бизнеса имеют выбор способа исчисления налогов. Это может быть как общая система, так и специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход).

Анализируя уровень налоговой нагрузки при разных режимах налогообложения, можно не нарушая законодательства, минимизировать суммы налоговых платежей, подлежащих уплате в бюджет. 

 

Глава 2. Организация бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса

2.1. Формирование учетной  политики на малых предприятиях

Под учетной политикой малого предприятия  понимаются выбранные им способы  ведения бухгалтерского учета уставной (финансово-хозяйственной) деятельности.       

Она обладает некоторыми требованиями, которые сводятся к следующим принципам: полнота – отражению подлежат все свершившиеся факты в хозяйственной деятельности малых предприятий; осмотрительность – учету в первую очередь подлежат расходы, обязательства, а потом уже доходы, поступления; приоритет содержания перед формой - учет свершившихся фактов с точки зрения их экономического содержания, влияние на состояние активов и пассивов предприятия, а затем определение порядка их оформления (контроль); непротиворечивость – должна всегда сохраняться взаимосвязь между показателями синтетического и аналитического учета; рациональность - ведение бухгалтерского учета малого бизнеса должно быть качественным и экономным.5

Однако малые предприятия могут отступать от данных требований. Например, допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности или не применять двойную запись, если организация, уплачивает налог по упрощенной системе налогообложения. Поэтому, малым предприятиям целесообразно указать в приказе об учетной полите, будут ли они формировать свою учетную систему на основополагающих принципах бухгалтерского учета или будут отступать от них.

Способы ведения бухгалтерского учета организации, которые должны быть отражены в учетной политике, в соответствии с ПБУ 1/2008:

• рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и  аналитические счета, необходимые  для ведения бухгалтерского учета  в соответствии с требованиями своевременности  и полноты учета и отчетности;

• формы первичных учетных  документов, по которым не предусмотрены  типовые формы первичных учетных  документов, а также формы внутренней бухгалтерской отчетности;

• порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

•   методы оценки активов и обязательств;

• правила документооборота и технология обработки учетной  информации;

• порядок контроля за хозяйственными операциями;

• другие решения, необходимые  для организации бухгалтерского учета.6

Также согласно этому Положению  субъекты малого предпринимательства  вправе отражать в бухгалтерской  отчетности последствия изменения  учетной политики, оказавшие или  способные оказать существенное влияние на финансовое положение  организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением  случаев, когда иной порядок установлен законодательством РФ и (или) нормативным  правовым актом по бухгалтерскому учету.

В качестве примера рассмотрим учетную  политику предприятия ООО «Звездочка».(приложение 1)

Разработка рабочего плана  счетов

Типовыми рекомендациями по организации  бухгалтерского учета для субъектов  малого предпринимательства малым  предприятиям рекомендовано разрабатывать  сокращенный план счетов. Поэтому  в приказе об учетной политике малые предприятия должны указать, на основе какого плана счетов (типового или сокращенного) формируется рабочий план счетов малого предприятия

Выбор метода признания  доходов и расходов

Малые предприятия признают доходы и расходы либо по методу начисления в соответствие с Положениями  по бухгалтерскому учету «Доходы  организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ10/99), либо по кассовому методу. Решение  принимается организацией самостоятельно и фиксируется в приказе об учетной политике.

Установление порядка  начисления амортизации основных средств

Малым предприятиям разрешено применять  ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства (обращения).

Управленческие расходы

Учитываются на счете 26 "Общехозяйственные расходы", организации могут также: (или) учитывать в себестоимости продукции, работ, услуг (списывать в дебет счетов 20, 23, 29); (или) в качестве условно-постоянных относить напрямую в себестоимость продаж того отчетного периода, в котором возникли (в дебет субсчета 90-2 "Прочие расходы").

Расходы по займам.

Субъектам малого предпринимательства  разрешено признавать все расходы  по займам прочими расходами. Такие  изменения внесены в Положение  по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008).

Состав бухгалтерской  отчетности

Так как малым предприятиям разрешено  представлять отчетность в сокращенном  виде, в приказе об учетной политике необходимо указать перечень представляемой годовой и промежуточной отчетности.

Вышеизложенные элементы учетной  политики для субъектов малого предпринимательства (допустимые), не всегда являются целесообразными. Однако при умелом их использовании они могут служить основой для оптимизации финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия.

2.2. Формы бухгалтерского учета на малых предприятиях

Малое предприятие само выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребности своего производства и управления, их сложности и численности работающих. При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые учетные регистры к специфике своей работы при соблюдении основных принципов ведения учета.

На малых предприятиях можно применять следующие формы  бухгалтерского учета:

1 и 2. Единая журнально-ордерная форма и Журнально-ордерная форма счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций

Применение данных форм бухгалтерского учета в полной мере возможно в  условиях малых предприятий и  широко используется в программных  продуктах. Однако данные формы являются достаточно сложными, поэтому их применение оправдано не на всех малых предприятиях.

Данные формы основаны на использовании принципа накапливания данных первичных документов в разрезах, обеспечивающих синтетический и  аналитический учет средств и  хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета. Хронологическая  и систематическая запись хозяйственных  операций осуществляется одновременно как единый рабочий процесс. Записи в накопительные регистры производятся в разрезе показателей, необходимых  для руководства и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью  организации, а также для составления  месячной, квартальной и годовой  отчетности.

В журнально-ордерной форме  счетоводства применяются, как правило, два вида бухгалтерских регистров:  журналы-ордера и ведомости. Основными  регистрами бухгалтерского учета являются журналы-ордера. В случаях, когда требующиеся аналитические показатели сложно обеспечить непосредственно в журналах-ордерах, группировка данных первичных документов осуществляется предварительно в ведомостях, из которых итоги переносятся в журналы-ордера.

В основу построения журналов-ордеров  и вспомогательных ведомостей положен  кредитовый признак регистрации  хозяйственных операций по синтетическим  счетам. Синтетические данные регистрируются по данным первичных документов только по кредиту соответствующих счетов в корреспонденции с дебетуемыми  счетами. В порядке исключения кассовые операции и операции по расчетным  и валютным счетам регистрируются как  по кредиту, так  и по дебету счетов, предназначенных для учета указанных  операций.

Итоговые данные журналов-ордеров  в конце месяца переносятся в  Главную книгу. Сальдовый баланс составляется по данным Главной книги  с использованием в необходимых  случаях отдельных показателей  из учетных регистров.

Образец рекомендуемого журнала-ордера упрощенной формы:

ЖУРНАЛ-ОРДЕР № 1 по кредиту счета 01 «Основные средства»

Номер хозяйственной 

операции

С кредита счета 01 в дебет  счетов

02

91

76

83

1009

 

31 000

   

1014

 

46 100

   

Всего по кредиту счета

 

77 100

   

 

Номер журнала-ордера

По дебету счета 01 в кредит счетов

08

83

76

Итого

56

 

62 000

 

62 000

5

109769

   

109 769

Всего по дебету счета

109 769

62 000

 

171 769


Количество журналов-ордеров  определяется рабочим планом счетов организации. Кроме того, при организации  учета на малых предприятиях по журнально-ордерной форме, организация может применять блок учетных регистров, рекомендованный Минфином, он включает 8 журналов-ордеров и 6 ведомостей.

3. Упрощенная форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета

Упрощенная форма  бухгалтерского учета предназначена для организаций малого бизнеса, которые имеют простой технологический процесс производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 100 в месяц).

Организация учета  по упрощенной форме построена на основе рабочего плана счетов, разрабатываемого каждым малым предприятием исходя из типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета  для субъектов малого предпринимательства (приказ МФ РФ от 21.12.98 г. № 64н).

Таблица 1. План счетов для организаций малого бизнеса

Раздел

Наименование  счета

№ счета

Внеоборотные

активы

Основные средства

Амортизация основных средств

Вложения во внеоборотные активы

01

02

08

Производственные  запасы

Материалы

Налог на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям

10

19

Затраты на

производство

Основное производство

20

Готовая продукция  и товары

Готовая продукция

Товары

43

41

Денежные средства

Касса

Расчетные счета

Валютные счета

Специальные счета  в банках

Финансовые вложения

50

51

52

55

58

Расчеты

Расчеты  с  поставщиками и подрядчиками

Расчеты по краткосрочным  кредитам и займам

Расчеты по долгосрочным кредитам и займам

Расчеты по налогам  и сборам

Расчеты по социальному  страхованию и обеспечению

Расчеты по оплате труда

Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами

60

66

 

67

 

68

69

 

70

76

Капитал

Уставный капитал

Добавочный капитал

Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток)

80

83

84

Финансовые 

результаты

Продажи

Прочие доходы и расходы

90

91

Информация о работе Организация бухгалтерского учета и формирование учетной политики субъектами малого бизнеса