Оптимизация рисков промышленных предприятий при подготовке их стратегии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 06:20, курсовая работа

Описание работы

В период перехода от командно-административной к рыночной экономике резко изменились взаимоотношения предприятий с внешней средой: государством, финансовой системой, конкурентами. У предприятий возникла не только возможность, но и необходимость самостоятельно решать стоящие перед ними проблемы, определять цели своего развития. Фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.

Содержание

Введение. 3
I.Подготовка стратегии развития как часть управленческого учета на предприятии. 5
1.1 Стратегия предприятия, ее сущность, виды, этапы разработки. 5
1.2 Подготовка стратегии развития в системе управленческого учета на предприятии. 9
1.3 Особенности подготовки стратегий промышленных предприятий 11
II.Оптимизация рисков промышленных предприятий при выработке их стратегии. 14
2.1 Понятие, виды и причины возникновения рисков. 14
2.2 Риски при выборе стратегии развития предприятия, методы их оптимизации. 15
2.3 Оптимизация рисков промышленных предприятий при подготовке их стратегии (на примере ЗАО «Вимм Билль Данн») 18

Работа содержит 1 файл

курсовая работа УУ.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования 

"Финансовый  университет при Правительстве  Российской Федерации " 

Кафедра «Бухгалтерский учет» 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по курсу

«Управленческий учет» 

на тему: «Оптимизация рисков промышленных предприятий при подготовке их стратегии» 

   
 
 
 

Москва - 2010

 

Содержание 

 

Введение.

     В период перехода от командно-административной к рыночной экономике резко изменились взаимоотношения предприятий с  внешней средой: государством, финансовой системой, конкурентами. У предприятий возникла не только возможность, но и необходимость самостоятельно решать стоящие перед ними проблемы, определять цели своего развития. Фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.

     Практически все управленческие решения сегодня принимаются в условиях риска и неопределенности. Это обусловлено рядом факторов — отсутствием полной и достоверной информации, наличием противоборствующих тенденций, элементами случайности и многим другим. Не подлежит сомнению, что и выработка стратегии поведения и развития на рынке также происходит в условиях риска. В связи с этим задачей управленческого учета в данной сфере является проблема устранения этого риска, которая приобретает огромное значение как составная часть теории и практики управления. Оптимизация рисков при выработке стратегии является чуть ли не самым важным процессом, требующим серьезного анализа и расчета.

     Проблемам анализа риска и разработки стратегии развития предприятия посвящали свои труды как отечественные, так и зарубежные ученые, такие как Н.Д. Ильенкова, О.В. Ковалева, Ю.В. Гусева, А.А. Мурынов, А. Ансофф, Ч. Хорнгрен .и многие другие.

   Все это подтверждает актуальность выбранной мной темы, говорит о необходимости тщательного изучения методов оптимизации риска  и разработки стратегии развития во всех аспектах.

            Конкретными объектами исследования являются непосредственно  предпринимательский риск на производственных предприятиях и разработка стратегии развития промышленного предприятия.

      Целью моей работы является исследование сущности риска, изучение причин его возникновения и методов его оптимизации на промышленных предприятиях, обоснование связи анализа риска с разработкой стратегии развития предприятия, освещение общепринятых этапов разработки стратегии. Задачей моей курсовой является полный анализ всех аспектов данной темы, их структурирование и тщательное изучение.  

     В процессе исследования использовались как научные труды, так и различные учебные пособия управленческому учету, экономическому анализу, стратегическому менеджменту и стратегическому планированию, материалы периодических изданий, публикации СМИ, научные публикации.

 

    1. Подготовка  стратегии развития как часть управленческого учета на предприятии.
    1. Стратегия предприятия, ее сущность, виды, этапы разработки.

  Стратегия - это интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей предприятия. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направления деятельности1.

 Существует  два противоположных взгляда  на понимание стратегии. В первом  случае стратегия – это конкретный  долгосрочный план достижения  некоторой цели, а выработка стратегии – это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана. Такой подход основывается на том, что все возникающие изменения предсказуемы, происходящие в среде процессы носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и управлению.

Во втором случае под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление  развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций предприятия в окружающей среде. При таком понимании, стратегию можно охарактеризовать как выбранное направление деятельности, функционирование и рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей.

В целом, под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. 

Обычно  стратегия разрабатывается на несколько  лет вперед, конкретизируется в различного рода проектах, программах, практических действиях и реализуется в процессе их выполнения. Значительные затраты труда и времени многих людей, необходимые для создания стратегии предприятия, не позволяют ее часто менять или серьезно корректировать. Поэтому она формулируется в достаточно общих выражениях. Это – предполагаемая стратегия.

Вместе  с тем, как внутри организации, так  и вне ее появляются новые непредвиденные обстоятельства, которые не укладываются в первоначальную концепцию стратегии. Они могут, например, открыть новые перспективы развития и возможности для улучшения существующего положения дел или, наоборот, заставить отказаться от предполагаемой политики и плана действий. В последнем случае первоначальная стратегия становится нереализуемой и предприятие переходит к рассмотрению и формулированию неотложных стратегических задач.

В общем  случае, на предприятии может быть разработано и реализовано четыре основных типа стратегий, которые включают в себя подвиды (табл.1)2.

Табл. 1. Виды стратегии на предприятиях.

Тип стратегии Разновидности внутри данного типа
Стратегия концентрированного роста
  • стратегия усиления позиций на рынке
  • стратегия развития рынка
  • стратегия развития продукта.    
Стратегии интегрированного роста
  • стратегия обратной вертикальной интеграции
  • стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.      
Стратегии диверсификационного роста
  • стратегия центрированной диверсификации
  • стратегия горизонтальной диверсификации.    
Стратегии сокращения
  • стратегия ликвидации
  • стратегия «сбора урожая»
  • стратегия сокращения
  • стратегия сокращения расходов.
 

  Любая стратегия включает общие принципы, на основе которых менеджеры данной организации могут принимать  взаимоувязанные решения, призванные обеспечить координированное и упорядоченное  достижение целей в долгосрочном периоде. Выделяют четыре различные группы таких принципов (правил):

  1. Правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в   настоящем и в перспективе. Качественную сторону критериев оценки обычно называют ориентиром, а количественное содержание заданием.
  2. Правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой, определяющие: какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами. Это набор правил называется продуктово - рыночной стратегией или стратегией бизнеса.
  3. Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации. Их нередко называют организационной концепцией.
  4. Правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность, называемые основными оперативными приемами.

  Основные  отличительные особенности стратегии  выделил И. Ансофф в своей книге "Стратегическое управление"3:

Процесс выработки стратегии не завершается  каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.

Необходимость в стратегии отпадает, как только реальный ход развития выведет организацию  на желательные события.

В ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.

Как только в процессе поиска открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная информация. Однако она может поставить под сомнение обоснованность первоначального стратегического выбора. Поэтому успешное использование стратегии невозможно без обратной связи.

Стратегия в компании разрабатывается и реализуется на всех уровнях управления:

  «Первый уровень – корпоративный –  присутствует в компаниях, действующих  в нескольких сферах бизнеса». Здесь  принимаются решения о закупках, продажах, ликвидациях, перепрофилировании тех или иных сфер бизнеса, рассчитываются стратегические соответствия между отдельными сферами бизнеса, разрабатываются планы диверсификации, осуществляется глобальное управление финансовыми ресурсами.

  Второй  уровень сферы бизнеса – уровень  первых руководителей недиверсифицированных организаций, или совершенно независимых, отвечающих за разработку и реализацию стратегии сферы бизнеса. На этом уровне разрабатывается и реализуется стратегия, базирующаяся на корпоративном стратегическом плане, основной целью которой является повышение конкурентоспособности организации и ее конкурентного потенциала.

  Третий  – функциональный – уровень руководителей  функциональных сфер: финансов, маркетинга, НИОКР, производства, управления персоналом и т.д.

  Четвертый – линейный – уровень руководителей подразделений организации или ее географически удаленных частей, например, представительств, филиалов.

Весь  комплекс работ по разработке и внедрению  стратегии развития компании можно  условно разбить на следующие  крупные блоки (этапы):

- анализ инвестиционной привлекательности отрасли;

- pазработка  сценарного прогноза развития  отрасли;

- прогноз  изменения конъюнктуры спроса  и предложения на внутренних  и внешних рынках; анализ конкурентной  позиции компании в отрасли  (прочности бизнеса);

- финансовая оценка стратегических альтернатив; формирование образа будущего компании; разработка стратегических целей и задач; комплекс работ по внедрению стратегии.

1.2 Подготовка стратегии развития в системе управленческого учета на предприятии.

 

   Бухгалтерский (финансовый) учёт как основная часть существующей информационной системы предприятия не обеспечивает управленцев всех уровней оперативной информацией. В силу своей специфики финансовый учёт не может предоставить полную и достоверную информацию и для разработки стратегии развития предприятия на перспективу.

Управленческий же учет - это система информационного обеспечения процессов планирования и контроля на всех уровнях управления4. Так и разработка стратегии развития не мыслима без  грамотно  построенного управленческого учета на предприятии.

Российский  рынок полон печальных примеров, когда без опытных специалистов-управленцев  на предприятиях фактически не существовало стратегии, из-за чего не достигались максимальные результаты и соответственно, снижалась прибыль.

Информация о работе Оптимизация рисков промышленных предприятий при подготовке их стратегии