Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 06:20, курсовая работа
В период перехода от командно-административной к рыночной экономике резко изменились взаимоотношения предприятий с внешней средой: государством, финансовой системой, конкурентами. У предприятий возникла не только возможность, но и необходимость самостоятельно решать стоящие перед ними проблемы, определять цели своего развития. Фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
Введение. 3
I.Подготовка стратегии развития как часть управленческого учета на предприятии. 5
1.1 Стратегия предприятия, ее сущность, виды, этапы разработки. 5
1.2 Подготовка стратегии развития в системе управленческого учета на предприятии. 9
1.3 Особенности подготовки стратегий промышленных предприятий 11
II.Оптимизация рисков промышленных предприятий при выработке их стратегии. 14
2.1 Понятие, виды и причины возникновения рисков. 14
2.2 Риски при выборе стратегии развития предприятия, методы их оптимизации. 15
2.3 Оптимизация рисков промышленных предприятий при подготовке их стратегии (на примере ЗАО «Вимм Билль Данн») 18
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
"Финансовый
университет при Правительстве
Российской Федерации "
Кафедра
«Бухгалтерский учет»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу
«Управленческий
учет»
на тему:
«Оптимизация рисков промышленных предприятий
при подготовке их стратегии»
Москва - 2010
Содержание
Введение.
В период перехода от командно-административной к рыночной экономике резко изменились взаимоотношения предприятий с внешней средой: государством, финансовой системой, конкурентами. У предприятий возникла не только возможность, но и необходимость самостоятельно решать стоящие перед ними проблемы, определять цели своего развития. Фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
Практически все управленческие решения сегодня принимаются в условиях риска и неопределенности. Это обусловлено рядом факторов — отсутствием полной и достоверной информации, наличием противоборствующих тенденций, элементами случайности и многим другим. Не подлежит сомнению, что и выработка стратегии поведения и развития на рынке также происходит в условиях риска. В связи с этим задачей управленческого учета в данной сфере является проблема устранения этого риска, которая приобретает огромное значение как составная часть теории и практики управления. Оптимизация рисков при выработке стратегии является чуть ли не самым важным процессом, требующим серьезного анализа и расчета.
Проблемам анализа риска и разработки стратегии развития предприятия посвящали свои труды как отечественные, так и зарубежные ученые, такие как Н.Д. Ильенкова, О.В. Ковалева, Ю.В. Гусева, А.А. Мурынов, А. Ансофф, Ч. Хорнгрен .и многие другие.
Все это подтверждает актуальность выбранной мной темы, говорит о необходимости тщательного изучения методов оптимизации риска и разработки стратегии развития во всех аспектах.
Конкретными объектами исследования являются непосредственно предпринимательский риск на производственных предприятиях и разработка стратегии развития промышленного предприятия.
Целью моей работы является исследование сущности риска, изучение причин его возникновения и методов его оптимизации на промышленных предприятиях, обоснование связи анализа риска с разработкой стратегии развития предприятия, освещение общепринятых этапов разработки стратегии. Задачей моей курсовой является полный анализ всех аспектов данной темы, их структурирование и тщательное изучение.
В процессе исследования использовались как научные труды, так и различные учебные пособия управленческому учету, экономическому анализу, стратегическому менеджменту и стратегическому планированию, материалы периодических изданий, публикации СМИ, научные публикации.
Стратегия - это интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей предприятия. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направления деятельности1.
Существует
два противоположных взгляда
на понимание стратегии. В
Во втором случае под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций предприятия в окружающей среде. При таком понимании, стратегию можно охарактеризовать как выбранное направление деятельности, функционирование и рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей.
В целом, под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы.
Обычно стратегия разрабатывается на несколько лет вперед, конкретизируется в различного рода проектах, программах, практических действиях и реализуется в процессе их выполнения. Значительные затраты труда и времени многих людей, необходимые для создания стратегии предприятия, не позволяют ее часто менять или серьезно корректировать. Поэтому она формулируется в достаточно общих выражениях. Это – предполагаемая стратегия.
Вместе с тем, как внутри организации, так и вне ее появляются новые непредвиденные обстоятельства, которые не укладываются в первоначальную концепцию стратегии. Они могут, например, открыть новые перспективы развития и возможности для улучшения существующего положения дел или, наоборот, заставить отказаться от предполагаемой политики и плана действий. В последнем случае первоначальная стратегия становится нереализуемой и предприятие переходит к рассмотрению и формулированию неотложных стратегических задач.
В общем
случае, на предприятии может быть
разработано и реализовано
Табл. 1. Виды стратегии на предприятиях.
Тип стратегии | Разновидности внутри данного типа |
Стратегия концентрированного роста |
|
Стратегии интегрированного роста |
|
Стратегии диверсификационного роста |
|
Стратегии сокращения |
|
Любая стратегия включает общие принципы, на основе которых менеджеры данной организации могут принимать взаимоувязанные решения, призванные обеспечить координированное и упорядоченное достижение целей в долгосрочном периоде. Выделяют четыре различные группы таких принципов (правил):
Основные
отличительные особенности
Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.
Необходимость в стратегии отпадает, как только реальный ход развития выведет организацию на желательные события.
В ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.
Как только в процессе поиска открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная информация. Однако она может поставить под сомнение обоснованность первоначального стратегического выбора. Поэтому успешное использование стратегии невозможно без обратной связи.
Стратегия в компании разрабатывается и реализуется на всех уровнях управления:
«Первый
уровень – корпоративный –
присутствует в компаниях, действующих
в нескольких сферах бизнеса». Здесь
принимаются решения о
Второй
уровень сферы бизнеса –
Третий – функциональный – уровень руководителей функциональных сфер: финансов, маркетинга, НИОКР, производства, управления персоналом и т.д.
Четвертый – линейный – уровень руководителей подразделений организации или ее географически удаленных частей, например, представительств, филиалов.
Весь комплекс работ по разработке и внедрению стратегии развития компании можно условно разбить на следующие крупные блоки (этапы):
- анализ инвестиционной привлекательности отрасли;
- pазработка сценарного прогноза развития отрасли;
- прогноз изменения конъюнктуры спроса и предложения на внутренних и внешних рынках; анализ конкурентной позиции компании в отрасли (прочности бизнеса);
- финансовая оценка стратегических альтернатив; формирование образа будущего компании; разработка стратегических целей и задач; комплекс работ по внедрению стратегии.
Бухгалтерский (финансовый) учёт как основная часть существующей информационной системы предприятия не обеспечивает управленцев всех уровней оперативной информацией. В силу своей специфики финансовый учёт не может предоставить полную и достоверную информацию и для разработки стратегии развития предприятия на перспективу.
Управленческий же учет - это система информационного обеспечения процессов планирования и контроля на всех уровнях управления4. Так и разработка стратегии развития не мыслима без грамотно построенного управленческого учета на предприятии.
Российский
рынок полон печальных
Информация о работе Оптимизация рисков промышленных предприятий при подготовке их стратегии