Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 12:31, курсовая работа
целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей, принципов и методов управления дебиторской задолженностью на предприятии, а также определение ее влияния на финансовые результаты компании.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
обосновать экономическую сущность и роль дебиторской задолженности в управлении финансами предприятия;
проанализировать формирование кредитной политики предприятия;
теоретически обосновать методы инкассации дебиторской задолженности;
проанализировать состояние дебиторской задолженности на примере ОАО «Владивосток Авиа»;
исследовать влияние дебиторской задолженности на финансовое состояние предприятий и на формирование финансовых результатов;
Введение……………………………………………………………………………...3
Теоретические основы управления дебиторской задолженностью предприятия
Экономическая сущность и роль дебиторской задолженности в управлении финансами предприятия………………………………………………5
Принципы формирования кредитной политики предприятия………..10
Методы инкассации дебиторской задолженности…………………….17
Исследование влияния дебиторской задолженности на формирование финансовых результатов предприятия на примере ОАО «Владивосток авиа»
Методика анализа состояния дебиторской задолженности предприятия………………………………………………………………………...20
Оценка влияния дебиторской задолженности на формирование финансовых результатов предприятия…………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………30
Список использованной литературы………………………………………..31
Из таблицы 2.4 видно, что основную долю оборотных средств занимает дебиторская задолженность, которая на конец года увеличивается на 532 847 тыс.руб. Ее доля в оборотных средствах также за год увеличивается на 4,36 п.п.
Тенденция роста доли дебиторской
задолженности в оборотных
Высокая доля строки «авансы выданные» в общем объеме дебиторской задолженности говорит либо о заведомой выдаче авансов лицам или организациям, платежеспособность которых сомнительна, либо о том, что на предприятии недостаточно хорошо поставлена процедура проверки потенциальной способности контрагента погасить выданный аванс.
Важно не допустить дальнейшего
роста доли дебиторской задолженности
в общем объеме оборотных активов
предприятия – это может
Когда речь заходит об оплате товара, то, как правило, интересы продавца и покупателя расходятся. Продавец хочет взять с покупателя деньги еще до того, как отгрузит товар, покупателю же, наоборот, удобнее сначала получить товар и только потом заплатить за него.
Для поставщика поставка продукции
с отсрочкой платежа является
довольно рискованной формой расчетов.
Ведь отгрузив продукцию, он вынужден
ждать, когда покупатель ее оплатит.
Тем не менее, поставщики часто отпускают
продукцию, не получив за нее денег.
В этом случае у них возникает
дебиторская задолженность
Списание не истребованной
дебиторской задолженности
Для сокращения сроков погашения дебиторской задолженности компании применяют скидки в цене за досрочную оплату. Допустим, что наша компания предлагает скидку в размере 3% за погашение задолженности в течение 20 дней. Определим эффективно ли применение скидок, чтобы стимулировать потребителей быстро оплатить задолженность и тем самым ускорить оборачиваемость денежных средств. Годовая выручка от реализации компании до применения скидок составляла 8 406 977 тыс.руб., общая сумма издержек – 9 223 481 тыс.руб., среднегодовая ДЗ – 1 197 706 тыс.руб., период погашения ДЗ – 52 дня. Компания не прибыльная и ее убыток составил 816 504 тыс.руб. Определим как повлияло введение скидки на прибыльность компании:
Экономия расходов на обслуживание ДЗ не перекрывает потерь прибыли, вызванных предоставлением скидки, следовательно, применение скидки данной компанией нецелесообразно.
Определим при каком значении скидки потери прибыли будут компенсированы экономией на расходах по обслуживанию ДЗ:
Скидка, % = (1 197 706 – 460 656) * 1,1 * 0,2 / 8 406 977 = 0,019 или 1,9%
Таким образом, компания при скидке 1,9% простимулирует потребителей к досрочной выплате задолженности и не потеряет при этом прибыли.
Для учета основных факторов дебиторской задолженности, влияющих на формирование финансовых результатов компании, можно использовать формулы приростного анализа, о которых было сказано выше в первой главе. Для этого создадим управленческую ситуацию, данные для которой возьмем из баланса рассматриваемого предприятия ОАО «Владивосток Авиа» и отчета о прибылях и убытках (Приложение 1 и 2). Данная компания обеспечивает годовой объем реализации в 8 406 977 тыс.руб. Предположим, что переменные затраты будут составлять 70% от выручки, процент за предоставленный кредит банка компания выплачивает в размере 20%, средний период отсрочки за оплату товаров (работ, услуг) составляет 30 дней, средний период погашения дебиторской задолженности – 52 дня, безнадежные долги достигают 10% выручки от реализации. У предприятия есть два варианта проведения кредитной политики: увеличить или снизить кредитный период. Необходимо определить как оба варианта повлияют на финансовый результат компании и выявить наиболее подходящий для данного предприятия.
При увеличении кредитного
периода до 50 дней выручка возрастет
на 10%
и составит 9 247 675 тыс.руб. При этом средний
период погашения дебиторской задолженности
также увеличивается до 72 дней, а доля
безнадежных долгов – до 16%.
При снижении кредитного периода выручка снизится до 7 566 279 тыс.руб., средний период погашения дебиторской задолженности составит 37 дней, а доля безнадежных долгов – 3%.
Увеличивая кредитный период, получаем следующее:
ΔДЗ = (72-52)( 8 406 977/365) + 0,7 * 72(9 247 675 - 8 406 977) / 365 = 576 741,7 тыс.руб
Снижая кредитный период расчет выглядит так:
ΔДЗ = (37-52)( 7 566 279 / 365) + 0,7 * 52(7 566 279 - 8 406 977) / 365 = -394 782 тыс.руб
Таким образом, проведя вычисления стало понятно, что предпочтительнее для рассматриваемой компании ОАО «Владивосток Авиа» станет снижение кредитного периода. Дебиторская задолженность начнет погашаться.
Итоговым показателем служит приростная прибыль (R). Рассчитаем ее величину для каждого варианта:
R1 = (9 247 675 - 8 406 977)(1 – 0,7) – 0,2 * 576 741,7 - (0,16 * 9 247 675 - 0,1 * 8 406 977) = -502 069 тыс.руб
R2 = (7 566 279 - 8 406 977)(1-0,7) – 0,2 * (-394 782) – (0,03 * 7 566 279 - 0,1 * 8 406 977) = 440 456,3 тыс.руб
Расчеты показали, что для компании будет наиболее прибыльным вариант со снижением кредитного периода. Но сумма прибыли при этом незначительная. Следовательно, при изменении кредитной политики ОАО «Владивосток Авиа» не получит больших изменений в финансовых результатах компании.
Заключение
Работа с дебиторской задолженностью, то есть процесс управления ею, является важным моментом в деятельности любого предприятия и требует пристального внимания руководителей и менеджеров.
Увеличение дебиторской
Для полноценного и продуктивного функционирования деятельности предприятия необходимо: