Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 12:31, курсовая работа
целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей, принципов и методов управления дебиторской задолженностью на предприятии, а также определение ее влияния на финансовые результаты компании.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
обосновать экономическую сущность и роль дебиторской задолженности в управлении финансами предприятия;
проанализировать формирование кредитной политики предприятия;
теоретически обосновать методы инкассации дебиторской задолженности;
проанализировать состояние дебиторской задолженности на примере ОАО «Владивосток Авиа»;
исследовать влияние дебиторской задолженности на финансовое состояние предприятий и на формирование финансовых результатов;
Введение……………………………………………………………………………...3
Теоретические основы управления дебиторской задолженностью предприятия
Экономическая сущность и роль дебиторской задолженности в управлении финансами предприятия………………………………………………5
Принципы формирования кредитной политики предприятия………..10
Методы инкассации дебиторской задолженности…………………….17
Исследование влияния дебиторской задолженности на формирование финансовых результатов предприятия на примере ОАО «Владивосток авиа»
Методика анализа состояния дебиторской задолженности предприятия………………………………………………………………………...20
Оценка влияния дебиторской задолженности на формирование финансовых результатов предприятия…………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………30
Список использованной литературы………………………………………..31
В целях обеспечения
Кредитная политика - важнейший контролируемый процесс в финансовом управлении на предприятии.
В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям товаров решаются два основных вопроса:
При выборе типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы: [5]
Тип кредитной политики неразрывно связан с типом политики управления оборотными активами и может характеризоваться как консервативный, умеренный и агрессивный.
Кредитная политика консервативного типа направлена на минимизацию возможных рисков, возникающих при продажах на условиях отсрочки платежа, и устанавливает жесткие правила и процедуры при продажах в кредит, а также минимальные сроки отсрочки платежа. При этом типе кредитной политики компания существенно повышает ликвидность дебиторской задолженности и не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения реализации продукции в кредит. Осуществляя такой тип кредитной политики, компания существенно сокращает круг покупателей товара в кредит за счет групп повышенного риска; минимизирует сроки предоставления кредита и его размера; ужесточает условия предоставления кредита и повышает его стоимость; использует жесткие процедуры инкассации дебиторской задолженности. Консервативная политика характеризуется высокой ликвидностью, низким риском появления безнадежной дебиторской задолженности и низкой рентабельностью продаж.
Кредитная политика умеренного типа характеризуется взвешенным подходом к продажам в кредит. Ей свойственны типичные условия реализации товаром и услуг в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой. Такая политика ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа. Уровень показателей рентабельности, ликвидности и риска оценивается по средним стандартам макро- и микросреды (табл. 1.1)
Таблица 1.1
Стандартные показатели уровня рентабельности и ликвидности
Показатель |
Уровень | ||
высокий |
средний |
низкий | |
Рентабельность продаж |
> 30% |
15-30% |
< 15% |
Текущая ликвидность |
> 1,8 |
1,2-1,8 |
< 1,2 |
Кредитная политика агрессивного типа приоритетной целью ставит повышение рентабельности, то есть максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации товара в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования товарного кредита. Для агрессивной политики характерны высокий уровень рентабельности продаж и столь же высокий уровень риска непогашения ДЗ.[2]
Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что консервативный ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности организации и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как агрессивный ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности организации, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала. [6]
Создание кредитной политики
на предприятии в отношении
Помимо формализации целей управления дебиторской задолженностью в кредитной политике следует определить задачи, решение которых позволит достичь целевых значений (например, выход на новые рынки сбыта, завоевание большей доли существующего рынка, формирование репутации, минимизация стоимости кредитных ресурсов). Каждая сформулированная задача должна иметь количественное измерение и сроки выполнения. [5]
Кредитную политику
предприятия характеризуют
Стандарты кредитоспособности определяются как для самого предприятия, так и для заемщика. При разработке кредитной политики следует обязательно учитывать не только обычаи делового оборота, сложившиеся на данном рынке, но и финансовое состояние самой компании, предоставляющей своим контрагентам товарные кредиты, а также особенности покупателей.
Кредитоспособность
предприятия, поставляющего товар
в кредит, определяется с учетом
анализа и прогноза его денежных
потоков и способности
Кредитоспособность покупателя (дебитора) - это наличие предпосылок у него для получения торгового кредита, способность оплатить по счетам в установленные сроки. Оценка кредитоспособности предполагаемого дебитора проводится на основе формальных и неформальных методов.
Формальные методы включают:
а) анализ бухгалтерской
отчетности и расчет финансовых
показателей (платежеспособности, ликвидности,
оборачиваемости, рентабельности и т.п.);
б) анализ процессов
и тенденций, происходящих в отрасли,
к которой относится дебитор, в экономике
города, региона, страны в целом;
в) анализ кредитной и экономической истории клиента (динамика развития, "история продаж", качество прежнего обслуживания своего долга (кредитная история) и т.п.)
Неформальные методы основаны на изучении источников и уровня стабильных доходов; социальной и деловой репутации; наличия недвижимости в собственности и т.п.
На основании результатов оценки кредитоспособности проводится группировка покупателей по категориям кредитоспособности и принимается решение о возможности продажи товаров в кредит.
Срок предоставления кредита устанавливается индивидуально по каждому крупному договору или по группе однородных договоров со средними объемами продаж. Его рекомендуется сопоставлять со средними значениями показателей оборачиваемости дебиторской задолженности: коэффициентом оборачиваемости (КОДЗ) и периодом инкассации (погашения) дебиторской задолженности (ПОДЗ), которые сложились на предприятии и отвечают внутренним требованиями эффективности и оборачиваемости ресурсов: [2]
КОДЗ =
ПОДЗ = = х 365
Объем торгового кредита определяется следующими методами:
S = Сумма кредита – прибыль (в % от выручки) х 100%
Если сумма риска меньше прибыли, то можно предоставить кредит. Если же больше, то товарный кредит в таком случае нецелесообразен.
а) устанавливается предельный объем кредитования одному клиенту (независимо от его платежеспособности);
б) соотносятся размер торгового кредита и чистого рабочего капитала компании (ТА - КО), и если, например, торговый кредит превышает 50% чистого рабочего капитала, то кредит нецелесообразен.
Скидки в цене за раннюю (досрочную) оплату применяют для снижения объемов дебиторской задолженности и сокращения сроков ее погашения. Условия торгового кредита со скидкой оформляются записью (d/p; п), где d - размер скидки в цене за раннюю оплату; п - общий период торгового кредита; р - период действия скидки. Эта запись означает, что: покупатель получает скидку в размере d% в случае оплаты полученного товара в течение р дней с момента начала периода кредитования (с момента получения или отгрузки товара); покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с (р + 1) по n-й день кредитного периода.
Целесообразность предоставления скидок определяется путем сопоставления потерь прибыли (вследствие снижения цены), с одной стороны, и экономии расходов на обслуживание дебиторской задолженности (вследствие сокращения размеров ДЗ на балансе компании) - с другой.
Расходы на обслуживание дебиторской задолженности определяются путем расчета стоимости альтернативных источников финансирования, которые компания должна привлечь, чтобы компенсировать замораживание денежных средств в дебиторской задолженности.
Расходы на обслуживание ДЗ = Среднегодовая ДЗ х Доля затрат в цене х Стоимость источников финансирования
Стоимость источников финансирования определяется либо как средневзвешенная стоимость капитала компании (WACC), либо как средняя ставка процента на кредитном рынке.
Экономия расходов на обслуживание ДЗ = Изменение ДЗ х Доля затрат х Стоимость источников финансирования.
Кредитная политика компании может изменяться либо в сторону смягчения кредитных условий, либо в сторону их ужесточения. Более льготную кредитную политику характеризуют удлинение периода кредитования, смягчение требований к кредитоспособности, менее жесткое взимание просроченной задолженности, предоставление широкой линейки скидок. Как правило, более льготная политика стимулирует увеличение объема продаж, но при этом увеличивается объем дебиторской задолженности, следовательно, растут издержки по ее обслуживанию; возрастает вероятность возникновения безнадежных долгов, что ведет к росту расходов, связанных с возвратом долгов, и потери прибыли.
Для учета основных факторов, влияющих на эффективность кредитной политики, можно использовать следующие расчеты (формулы приростного анализа):
1. ΔДЗ = (ПОДЗп - ПОДЗо)(Во : 365) + V х ПОДЗп(Вп - Во): 365 - эта формула используется, если ожидается увеличение объема реализации,
где ПОДЗо и ПОДЗп - период оборачиваемости дебиторской задолженности соответственно до и после изменения кредитной политики;
Во и Вп - текущий и прогнозируемый объем реализации;
V - переменные затраты, в процентах (долях) от объема реализации;
2. ΔДЗ = (ПОДЗп - ПОДЗо)(Вп : 365) + V х ПОДЗо(Вп - Во) : 365 - эта формула используется, если ожидается снижение объема реализации.
Используя формулы приростного анализа, можно определить, как повлияет на величину дебиторской задолженности и прибыли изменение сроков предоставления кредитов, величины скидок, величины потерь по безнадежным долгам, процента переменных затрат и т.п. Итоговым показателем служит приростная прибыль (R), определяемая как разность между дополнительными доходами и дополнительными затратами.
3. R = (Вп - Во)(1 - V) + г х ДДЗ - (Fn х Bn - Fo х Во) - (Sn х х Вп х Рп - So х Во х Ро).
где (1 - V) - валовая маржа;
г - стоимость источников финансирования дебиторской задолженности, в процентах или долях;
Fo и Fn - средний объем безнадежных долгов, в процентах (долях) от объема реализации;
So и Sn - текущий и предполагаемый процент торговой скидки;
Ро и Рп - доля объема реализации со скидкой соответственно до и после изменения кредитной политики.
Если R > 0, то предполагаемые изменения в кредитной политике следует осуществить, если же R < 0, то от изменений в кредитной политике следует отказаться. [2]
Инкассация наличности - процесс получения денежных средств за реализованную продукцию.
Общая политика инкассации включает: