Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:07, курсовая работа
Высокая конкурентоспособность организации обусловливается наличием следующих трех признаков:
1) потребители довольны и готовы купить повторно продукцию этой организации (потребители возвращаются, а товары нет);
2) общество, акционеры, партнеры не имеют претензий к организации;
3) работники гордятся своим участием в деятельности организации, а посторонние считают за честь трудиться в этой компании.
Введение
1. Конкурентоспособность организации
1.1 Понятие и виды конкурентоспособности организации
1.2 Факторы конкурентоспособности организации
1.3 Резервы конкурентоспособности организации
2. Оценка конкурентоспособности организации
2.1 Оценка конкурентоспособности организации на основе измерения конкурентного потенциала
2.1.1 Оценка внутренней конкурентоспособности организации
2.1.2 Оценка внешней конкурентоспособности организации
2.2 Оценка конкурентной позиции организации на рынке
Заключение
Список использованных источников
Стратегическая цель |
Неповторимость продукта в глазах покупателя | Преимущества в себестоимости | |
Вся отрасль | Дифференцирование | Лидерство в области затрат | |
Один сегмент | Концентрация на сегменте |
Рисунок 2.1 – Матрица конкурентоспособности по М.Портеру
Используя стратегию преимущества по издержкам, фирма ориентируется на широкий рынок и производит товары в большом количестве. При помощи массового производства она может минимизировать удельные издержки и предлагать низкие цены. Это позволяет иметь более высокую долю прибыли по сравнению с конкурентами, лучше реагировать на рост себестоимости и привлекать потребителей, ориентирующихся на уровень цен.
Стратегия дифференциации нацеливает фирму на большой рынок, предлагая продукт, который рассматривается как выделяющийся. Компания выпускает привлекательный для многих товар, но каждый товар, тем не менее рассматривается потребителями как уникальный в силу своего дизайна, характеристик, доступности, надежности и т.д.
Согласно модели
М.Портера зависимость между
Рисунок 2.2 –
Взаимосвязь показателей «
Организация с
небольшой рыночной долей может
преуспеть посредством
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что при определении конкурентной позиции организации, необходимо принимать во внимание, помимо его рыночной доли показатель «рентабельность продукции». С учетом этого Яшевой Г.А. была разработана матрица формирования конкурентной карты рынка организации (таблица 2.9).
Для построения предлагаемой Яшевой Г.А. конкурентной карты необходимо определить доли, занимаемые организацией на рынке, после чего всю их совокупность разбить на четыре группы:
· организации со значительной рыночной долей;
· организации с рыночной долей выше среднего;
· организации с рыночной долей ниже среднего;
· организации с незначительной рыночной долей.
Таблица 2.9 – Матрица формирования двухфакторной конкурентной карты рынка
Факторы | Рыночная доля, % | ||||
Значительная | Выше среднего | Ниже среднего | Незначительная | ||
Рентабельность продукции, % | Высокая | 1 | 3 | 6 | 10 |
Выше среднего | 2 | 5 | 9 | 13 | |
Ниже среднего | 4 | 8 | 12 | 15 | |
Низкая | 7 | 11 | 14 | 16 | |
Убыточное | 17 | 18 | 19 | 20 |
Границы представленных групп определяются в соответствии со следующим алгоритмом:
1. Рассчитывается среднее арифметическое значение рыночных долей:
, (7)
где к – количество организаций в отрасли.
2. Вся совокупность организаций рассматриваемого рынка делится на два сектора, для которых значения долей больше или меньше среднего:
(8)
3. В каждом из секторов рассчитываются среднеквадратические отклонения, которые совместно с минимальным и максимальным значениями определяют границы представленных групп:
(9), (10)
где К1 – количество организаций, у которых рыночные доли меньше среднеотраслевого значения;
(к-К1) – количество
организаций, у которых
Дс – рыночные доли организаций, для которых рыночные доли меньше среднеотраслевого значения;
ДТ – рыночные доли организаций, для которых рыночная доля больше или равна среднеотраслевому значению;
Дср1 – среднее арифметическое значение рыночной доли организаций, у которых рыночные доли меньше среднеотраслевого значения;
Дср2 - среднее арифметическое значение рыночной доли организаций,
у которых рыночная доля больше или равна среднеотраслевому значению.
(11), (12)
На основании данных о рентабельности продукции организаций производится их распределение по пяти группам:
· высокорентабельные;
· с рентабельностью выше среднего;
· среднерентабельные;
· низкорентабельные;
· убыточные.
Границы представленных групп определяются следующим образом:
1. Из совокупности организаций исключаются убыточные (они образуют пятую группу), а также имеющие резко отличающиеся максимальные значения (автоматически попадают в первую группу).
2. Из оставшихся организаций выбираются те, которые имеют максимальное и минимальное значение показателя.
3. Разность между максимальным и минимальным значениями делится на четыре. Таким образом определяется шаг интервала.
Проведение группировки
организаций позволяет
В зависимости
от конкурентного положения
· лидер рынка (места 1-3);
· с сильной конкурентной позицией (места 4-7);
· со средней конкурентной позицией (места 8-11);
· со слабой конкурентной позицией (места 12-15);
· аутсайдер рынка (места 16-20).
Конкурентная карта составляется отдельно для каждого года. Оценивая конкурентный статус организации за несколько лет, можно проследить изменения их позиций и сделать выводы о тенденциях развития рынка той или иной отрасли.
Данная методика
формирования конкурентной карты рынка
позволяет определять конкретный статус
организации с учетом существующих
стратегий развития. В результате
организации со значительным объемом
продаж являются лидерами только в
случае высокой рентабельности продукции,
а организации, занимающие небольшую
рыночную долю, не могут быть признаны
аутсайдерами, если рентабельность их
продукции находится в
Обладая вышеперечисленным
преимуществом, методика по формированию
двухфакторной конкурентной карты
рынка вместе с тем не учитывает
финансовое состояние организаций,
что особенно важно в условиях
нестабильной трансформационной экономики.
Кроме того, показатель рентабельности
продукции значительно
Решение этой проблемы
возможно посредством формирования
матрицы многофакторной конкурентной
карты, которая помимо рыночной доли
организации и рентабельности продукции
принимает во внимание его финансовое
состояние. Построение многофакторной
конкурентной карты осуществляется
на основе конкурентных позиций организаций,
определяемых по двухфакторной карте,
и значений показателя финансового
состояния. Для этого целесообразно
использовать один из показателей, характеризующих
финансовое состояние организации,
в частности коэффициент
· ликвидные (коэффициент текущей ликвидности больше или равен 1,7);
· переходное состояние (коэффициент текущей ликвидности находится в интервале от 1 до 1,7);
· неликвидные (коэффициент текущей ликвидности меньше 1).
Определение позиции организации с использованием коэффициента текущей ликвидности позволяет в определенной степени учесть финансовое состояние организации, что особенно важно в условиях неэффективности процедуры банкротства.
Матрица формирования
многофакторной конкурентной карты
рынка, разработанная на основе коэффициента
текущей ликвидности, состоит из
одиннадцати положений, позволяющих
оценить конкурентоспособность
организации (таблица 2.10).
Таблица 2.10 – Матрица формирования многофакторной конкурентной карты рынка (на основе показателя «коэффициент текущей ликвидности»)
Факторы | Конкурентная позиция организации по двухфакторной карте рынка | |||||
1 2 3 | 4 5 6 7 | 8 9 10 11 | 12 13 14 15 | 16 17 18 19 20 | ||
Финансовое состояние организаций | Ликвидные | 1 | 2 | 5 | 6 | 9 |
Переходное состояние | 3 | 4 | 7 | 8 | 10 | |
Неликвидные | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 |
В зависимости от позиции, занимаемой на многофакторной конкурентной карте, организация может относиться к одной из пяти групп:
· лидер рынка (места 1 и 2);
· с сильной конкурентной позицией (места 3 и 4);
· со средней конкурентной позицией (места 5 и 6);
· со слабой конкурентной позицией (места 7 и 8);
· аутсайдер рынка (места 9-11).
Тем не менее, показатель
текущей ликвидности не достаточно
полно позволяет оценивать
, (13)
где Коб – коэффициент обеспеченности собственными средствами;
Клик – коэффициент текущей ликвидности;
Кинт – интенсивность оборота авансируемого капитала, которая характеризуется объемом реализованной продукции, приходящейся на один рубль средств, вложенных в деятельность организации;
Кмен – коэффициент менеджмента, характеризуется отношением прибыли от реализации продукции;
Информация о работе Оценка конкурентоспособности организации